Дмитрий Деревицкий, Алло: Экономика Черной пятницы. Что стоит за акцией и найдут ли украинцам скидки
Председатель совета директоров ГК Алло в своей авторской колонке для НВ Бизнес рассказал о том, как ритейлу подготовиться к Черной пятнице, на что обратить внимание, и насколько заявленный скидки будут отвечать действительным и ожидаемым.
Период Черной пятницы — один из самых долгожданных для покупателей по всему миру, в том числе, и в Украине. Прошлый сезон побил все рекорды по продажам, даже не смотря на непростой 2020 год. Согласно исследованиям GfK, в Украине продажи бытовой техники и электроники превысили сезон 2019-го на 28%: украинцы приобрели почти миллион единиц товаров в этой категории на более чем шесть миллиардов гривен. В Алло продажи Черной пятницы превышают новогодний период уже третий год подряд.
Недавнее исследование Gradus Research показало, что 93% украинцев уже знают о самой большой распродаже осени, и 44% планируют делать покупки в эти дни. А теперь представьте, что все эти 44% потребителей пришли к вам в один момент. Хватает ли у вас продавцов? Есть ли товар на складе? Выдержит ли сайт скачок траффика? У онлайн и офлайн-ритейла есть десятки важных вопросов, о которых нужно позаботится до старта распродаж.
Чтобы облегчить нагрузку на торговые точки, софт, процесс поставок и т. д. такие мировые игроки как Amazon, Target, Best Buy и другие мега-ритейлеры начали растягивать скидки на период от недели до месяца. Таким образом, у клиента появляется больше времени, чтобы обдумать и совершить покупку, а для продавца это эффективный способ снять пиковый стресс с пятницы и избежать задержек в доставках. Украинские ритейлеры тоже идут таким путем.
в Алло Черная пятница длится неделю. Задолго до старта мы начинаем активно совершенствовать все процессы, и в частности — прокачиваем сайт. В период скидок прирост траффика резко увеличивается: в прошлом году он был на 31% выше в сравнении с 2019-м, а в пятницу 27-го ноября на маркетплейс allo.ua зашли рекордные 900 000 посетителей. В этом году мы ожидаем миллион в сутки.
Чтобы обеспечить стабильность работы сайта, при этом не потратить на программное обеспечение и инфраструктуру все деньги мира, компании внедряют гибкую приоритизацию IT-ресурсов. Что это такое? Поскольку резкая нагрузка на сайте растёт лишь на 10−15 дней в году, строить статическую систему под максимальную нагрузку — не оптимально и дорого.
Поэтому разрабатывается автоматическое масштабирование системы (auto scaling) под нагрузку: при увеличении нагрузки на сайте (посетители, просмотры, заказы) — система в автоматическом режиме запрашивает дополнительные ресурсы у «облака» для устойчивости сайта и обеспечения должной производительности, и возвращает их обратно в облако, когда нагрузка уменьшается. Для пользователя эта система незаметна, в чем ее основное преимущество: сайт не виснет, карточки товара подгружаются корректно, а оплата проходит бесшовно. Но и этого недостаточно.
Число онлайн-заявок в e-commerce во время Черной пятницы растет кардинально — у нас их примерно в 4−5 раза больше, чем в обычные выходные. Поэтому кроме сайта, большая нагрузка приходится на склад, колл-центр, логистику и т. д. — это требует инвестиций не только в программные процессы, но и предполагает значительное расширение штата. На период Черной пятницы мы обычно усиливаем и переводим в режим 24/7 техническую поддержку, а также вдвое увеличиваем количество работников склада за счет ночной смены. Нагрузка на контакт-центр возрастает втрое, поэтому в этом году мы увеличили штат на 15% и разработали график с максимальным присутствием команды.
В отличии от онлайна, в физической рознице обычный ажиотаж вряд ли случится в этом году из-за карантинных ограничений. Тем не менее, здесь мы тоже планируем усиление и выводим все команды продавцов в максимальном составе.
Сила ритейлера определяется его способностью принимать трафик и продавать в пиковые нагрузки. Поэтому период Черной пятницы можно назвать неким стресс-тестом перед сезоном новогодних праздников.
Нужно инвестировать в маркетинг, улучшение софта, найм новых сотрудников, при этом сохранить бизнес эффективным, учитывая низкую маржинальность товаров со скидками. Одна из причин — отложенный спрос. Весь месяц клиенты ждут суперакции и покупают мало. В конце месяца случается пик, но из-за больших скидок маржинальность товара падает, даже несмотря на большой объем продаж. Для нас Черная пятница — это укрепление отношений с лояльными клиентами и привлечение новых за счёт выгодных предложений и положительного опыта покупки.
В чем особенность Черной пятницы-2021
Обычно во время больших скидок потребители покупают дорогие товары — смартфоны, телевизоры, бытовую технику. При этом они ориентируются не на процент скидки, а на ее размер в денежном эквиваленте — клиенты будут выбирать товары с максимальной скидкой в гривнах. Поэтому, ожидаемо, будут расти продажи категорий с высокой стоимостью. Но в этом году этих товаров хватит не всем.
Глобальный кризис микрочипов вносит серьезные коррективы в ассортимент по скидкам. Черная пятница 2021-го пройдет в условиях мирового дефицита смартфонов, телевизоров, ноутбуков и других товаров, которые пользуются большим спросом.
У ритейлеров электроники в Украине сейчас рекордно низкая оборачиваемость товара из-за недопоставок: у нас — в два раза ниже обычного года. И несмотря на раннюю закупку, во многом решение ситуации зависит от вендорских поставок в страну: часто Украина не является приоритетным рынком для поставщиков, из-за чего товары поставляются с огромными задержками.
Как и обычно, будет много скидок в категориях одежды, косметики и парфюмерии и многих других, имеющих высокую маржинальность, поэтому скидки на них могут достигать 80%.
Читайте также —