Шик, блеск и красота: как развивались и менялись магазины drogerie в Украине

Шик, блеск и красота: как развивались и менялись магазины drogerie в Украине

23.11.2021 08:30
  1941
Володимир Тиравський

Магазины drogerie в Украине интенсивно расширяют ассортимент собственных торговых марок, постоянно экспериментируют с форматами и концепцией стационарных торговых точек и акцентируют внимание на оригинальном оформлении их интерьера, после пандемии коронавируса отдают приоритет собственным онлайн-магазинам и мобильным приложениям, а также активно участвуют в социальных проектах.

Читайте українською

RAU предлагает небольшой экскурс в историю, чтобы узнать хронологию развития и эволюцию форматов крупнейших сетей drogerie в Украине – от их появления в середине 1990-х годов и по сей день.

EVA

Сеть EVA насчитывает сейчас более 1060 магазинов (торговая площадь – 137 000 кв.м), а первый из них открылся в 2002 году в Днепре. В 2005-06 годах магазины этой сети начали появляться в Киевской, Донецкой, Одесской и Харьковской областях и постепенно с годами охватили и всю страну. В 2010 году EVA выпустила первый товар под собственной торговой маркой (ВТМ) «Управдом» (это было чистящее средство), а сейчас портфель таких товаров насчитывает более 50-ти позиций, а общий ассортимент составляет 30 000. Продукция собственных торговых марок EVA неоднократно отмечалась на мировом уровне.

В ноябре 2017 года EVA запустила свой интернет-магазин, а в начале 2021 года запустила услугу «EVA клик». Механизм ее следующий: покупатель заказывает товары через мобильное приложение, работник магазина собирает пакет, клиент приходит в магазин, платит и забирает готовый заказ на кассе без очереди.

В конце 2020 года компания начала продавать чулки и носки через вендинговые аппараты: три таких устройства уже работают в Киеве и Днепре, а затем появятся и в других городах. Через такие аппараты можно приобрести чулки собственной торговой марки – Viv’en Petty.

В 2021 году EVA открыла первый в Киеве и третий в Украине магазин нового формата EVA beauty lab. Общая площадь нового магазина с современным дизайном составляет 312 кв. м, а торговая – 276 кв. м. В ассортименте представлено около 15 000 видов декоративной косметики, товаров по уходу за лицом, телом и волосами, бижутерии и аксессуаров. EVA beauty lab создана для творческих экспериментов в сфере бьюти-индустрии, поэтому в отличие от традиционного формата здесь отсутствуют товары для дома, бытовая химия, подгузники.

Впервые новая концепция EVA реализована в 2019 году в Днепре, а в 2020 году открылась EVA beauty lab в Чернигове. В планах компании – открыть 100 магазинов в 2021 году. Но, что касается именно EVA beauty lab, то здесь пока точных цифр EVA не обнародовала, лишь подчеркивает, что формат в дальнейшем планируют развивать.

Для обеспечения магазинов товарами EVA создала пять логистических центров в Киеве, Днепре, Львове, Харькове и Одессе. В их расширение и автоматизацию компания инвестировала 105 млн грн в 2020 году. Также в прошлом году EVA вложила 110 млн грн в открытие новых магазинов и общий объем инвестиций сети достиг 400 млн грн. Компанию можно назвать одним из крупнейших работодателей страны: в 2020 году она создала 1762 новых рабочих места и сейчас численность ее штата превышает 12 000 сотрудников.

EVA активно участвует в социальных проектах, в частности трижды в год в сети проходят дни, когда потребители покупают акционные товары с оранжевыми ценниками и часть средств перечисляется на приобретение медицинского оборудования для перинатальных центров Украины. Так, уже передано оборудование на 2 млн гривен в 12 медучреждений в разных областях страны. В 2020 году EVA помогла 242 опорным больницам Украины в борьбе с COVID-19, снабдив их моющими и дезинфицирующими средствами.

Watsons

Сеть Watsons насчитывает 429 магазинов и 16 аптек в более чем 100 городах Украины: первый магазин был открыт в 1993 году, а первая аптека в 2002 году – все они появились в Киеве еще под брендом «ДЦ». В 2006 году сеть ДЦ» становится частью международной корпорации A.S. Watson Groupe – крупнейшей в мире сети розничной торговли продукцией для красоты и здоровья, которая насчитывает более 15 тысяч магазинов и более 1400 аптек на 25-ти рынках Азии и Европы.

В 2011 году стартовало переименование сети ДЦ на Watsons и начался ребрендинг магазинов и аптек. Watsons продает продукцию от ведущих производителей косметики, бытовой химии, товаров для здоровья и т.п., а также множество товаров собственных торговых марок.

В 2016 году Watsons запустила свой интернет-магазин и таким образом стала первым многоканальным health&beauty (H&B) ритейлером в Украине, начавшим работу в e-commerce. В конце марта 2020 года компания запустила систему click&collect, позволяющую покупателям забирать онлайн-заказ в более чем 50-ти магазинах сети.

В Watsons подчеркивают, что стали первой среди розничных drogerie-сетей мультиформатной компанией с возможностью покупок и офлайн, и онлайн. Drogerie-сетям торговые центры обычно приносят до 60% всей выручки. Впрочем, в Watsons отмечают, что 70% дохода им приносит стрит-ритейл и только 30% – торговые центры, но, несмотря на это, здесь собирается группа ритейлеров, коллективно работающих над привлечением покупателя.

В 2018 году Watsons открыл в Киеве первый магазин в новом для Украины формате «beauty». Обновляли объект, открытый еще в далеком 2006 году. Расположенный в киевском ТЦ Kvadrat Shopping Mall по улице Гната Юры, магазин увеличил торговую площадь до 293 кв. м. Увеличение торговой площади позволило оптимизировать зонирование магазина.

В магазине нового формата, помимо прочего, представлен ассортимент декоративной косметики и косметики по уходу за кожей и эксклюзивная органическая косметика Naturals by Watsons. Компания разработала эту линейку на основе натуральных бьюти-ингредиентов, которые, по утверждению ритейлера, самые популярные в мире.

В мае 2020 года Watsons представила мобильное приложение для связи с клиентами 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, что особенно важно во время эпидемии коронавируса и карантинных ограничений.

В 2016 году стартовал благотворительный проект «Ангелы Watsons». Его цель – сбор средств на приобретение окклюдеров, которые ежемесячно передают в Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова. Импланты устанавливают детям с пороками сердца. По состоянию на март 2021 года за счет компании сделано 60 таких операций. Средства перечисляются из продажи эксклюзивных магнитов, которые можно приобрести в магазинах сети и интернет-магазине, баллов с карточек участников Watsons Club и продукции со значком Watsons Exclusive.

Watsons продолжает поддерживать больницы, борющиеся с Covid-19, оказывая благотворительную помощь в виде товаров первой необходимости, дезинфицирующих средств, средств для личной гигиены и бытовой химии. В январе и феврале 2021 года сразу 4 больницы (Центральная городская больница Ровенского городского совета; Луцкая городская клиническая больница; Cолотвинская больница; Косовская центральная районная больница) получили помощь на сумму 150 000 грн, что позволяет перенаправить средства больницы за несколько месяцев на другие важные потребности.

Prostor

Сеть Prostor насчитывает сейчас 427 магазинов в 132-х городах Украины, а первый из них открылся в 2005 году в Днепре. 2010 год стал для компании определяющим и очень богатым на важные события. Prostor начала развивать свои торговые марки под брендами Bona, NEO и Violetta.

 В сети был проведен ребрендинг, в Днепре был открыт первый магазин нового формата и первая студия маникюра и причесок ProSalon. Также компания первой среди украинских drogerie начала продавать детское питание.

В 2012-13 годах Prostor существенно расширила ассортимент собственных торговых марок (портфель private label был представлен 1831 SKU). В 2015 году сеть еще вдвое увеличила численность ВТМ и даже представила две коллекции авторских духов – «Queen collection» и «Glam collection».

В 2017 году Prostor открыл экспериментальный магазин нового формата в центре Днепра, добавив food-категорию в ассортимент торговой точки. Здесь можно было приобрести молочную продукцию, сыры, мясоколбасные изделия, безалкогольные, слабоалкогольные и алкогольные напитки, чай, кофе, сладости и другие товары food-сегмента.

В 2020 году Prostor приобрела сеть дрогери-магазинов Космо, и слияние тогда помогло ритейлерам опередить Watsons по суммарному количеству торговых точек.

В 2021 году Prostor начала развивать собственную сеть непродовольственных магазинов «Изи», и первые объекты уже открылись в Киеве и Днепре. Запуск нового формата позволит Prostor не только заявить о себе в новой нише и увеличить базу клиентов, но и частично решить вопрос с конкурентами в локациях, где количество объектов площадью 150-200 кв.м крайне ограничено.

Червоний маркет

Сеть Червоний маркет насчитывает сейчас более 100 магазинов в формате дискаунтера в 50-ти городах Украины, а первый из них открылся в 2012 году в Киеве. Он сначала носил название «Одна цена», которое в 2014 году было изменено на Best Price, и чуть позже, в том же году, на «Червоний маркет». Расходы на открытие первого магазина составил $300 000.

В 2012 году открылись еще два магазина в столице – рядом со станцией метро Героев Днепра и центральным вокзалом. Расходы на их открытые составили $50 000 за магазин.

В 2013 году были открыты первые магазины за пределами Киева, в частности, в Белой Церкви и Житомире. Количество магазинов росло ежегодно в 1,5-2 раза. После успешного запуска нескольких торговых точек и первых шагов на пути систематизации бизнеса было принято решение о привлечении внешних частных инвесторов для открытия магазинов. Была предложена модель франчайзинга с полным управлением всех процессов в магазине управляющей компанией. Сейчас половина точек принадлежит компании, а другая половина – отданы под франшизу. Основные товарные позиции в магазинах – это парфюмерия, косметика, бытовая химия, предметы гигиены, одежда для взрослых и детей, бижутерия, игрушки, электротовары и т.д.

В 2018 году владельцы Червоний маркет задекларировали намерения полностью автоматизировать свои магазины и отказаться от большей части персонала. Планируется, чтобы покупатель считывал сканером штрих-код из образцов нужных ему товаров на витрине, система на складе автоматически перемещала их в корзину, впоследствии корзина отправлялась к клиенту, и тот оплачивал покупку и забирал свой пакет.

Эффективность этой идеи удалось проверить в одном из Червоний маркет в Киеве. В частности, на полках оставили только экземпляры товаров, убрали корзину, а вместо них приготовили сканеры. Для посетителей магазин выглядел так, как он задуман в патенте. Только на складе пакеты собирали сотрудники магазина (а не робот).

Покупателям понравился такой формат магазинов, и компания планирует запускать полностью автоматизированный магазин с новым ассортиментом и под новым брендом. Также компания придумала автоматизировать передвижной магазин, то есть сделать грузовик с товарами, системой хранения и выдачей внутри. Грузовик сможет передвигаться по городу или нескольким поселкам. Прогнозируемая стоимость такого грузовика – $30-50 тысяч, но она зависит от товаров, которые будут продаваться внутри контейнера и системы, которую нужно будет под эти товары адаптировать. Такой формат торговли пригодится в странах с высокой стоимостью труда.

Brocard

Сеть Brocard насчитывает 97 магазинов в 26-ти городах Украины, а вышла на рынок в 1998 году, открывая отделы селективной парфюмерии и косметики в киевских универмагах Украина, ЦУМ, Детский мир, Дарница, а также магазины и отделы в Запорожье, Львове, Николаеве, Одессе, Тернополе, Херсоне, Черкассах.

Первый магазин Brocard с собственной кассой появился в 2000 году в Киеве. В 2002 году Brocard стала своеобразным пионером на рынке, открыв первый магазин в новом тогда формате — с открытым входом шириной 7,4 м (без входной двери) и без прилавков — площадью более 500 кв. м в ТЦ Globus в Киеве. В 2003 году компания создает первый в Украине тренинг-центр для своих сотрудников, который впоследствии превращается в Институт красоты с собственными учебными программами. В этом году Brocard купила парфюмерно-косметическую сеть Л’ескаль, которая насчитывала семь магазинов.

В 2004 году Brocard становится первой сетью на рынке drogerie, вводящей подарочные сертификаты для покупателей. В 2009 году компания начала издавать свой глянцевый журнал для клиентов сети – BROCARD PARFUMS. В 2011 году Brocard открыла первый магазин М.А.С в Украине. В 2013-м: запустила первый официальный интернет-магазин парфюмерии и косметики в Украине – LETU.UA. В 2014 году состоялось открытие крупнейшего магазина Brocard площадью 1000 кв. м в ТЦ «Универмаг Украина» с широчайшим ассортиментом парфюмерии и косметики категории luxury в Украине. В 2015 году Brocard первой в Украине получила разрешение от CHANEL на онлайн-продажу парфюмерии и косметики легендарного бренда.

В 2017 году был открыт первый бутик нишевой парфюмерии BROCARD Niche Bar в БЦ Леонардо в Киеве. В настоящее время такие концептуальные пространства работают также в Харькове, Львове и Одессе. Этот формат отличает особый подход к формированию портфолио марок, экспертный уровень консультаций и инновационный дизайн. Магазины оформлены в стиле лофт: минимализм, визуальная легкость и точечное освещение задают правильный эстетический фон и создают особое настроение бутиков. В том же году был проведен ребрендинг: все магазины Bonjour (входят в сеть с 2011 года) переименованы в Brocard.

В 2017 году в Днепре на территории ТРЦ МОСТ Сити состоялось открытие мультибрендового магазина парфюмерии и косметики Brocard в новом концепте black&white площадью 810 кв. м. В магазине был представлен широкий ассортимент всемирно известных бьюти-брендов женской и мужской парфюмерии, средств по уходу и декоративной косметике от Clarins, Collistar, Dior, Lancome, Guerlain, Payot, Elizabeth Arden, Dolce & Gabbana, Carolina Herrera и других.

В 2020 году официально стартовал новый интернет-магазин Brocard.ua. В нем представлено более 300 брендов из портфолио компании (Dior, Lancôme, Yves Saint Laurent, Clarins, Collistar, Givenchy, Gucci, Artdeco, Biotherm, Payot, Shiseido, Carolina Herrera и многих других), при этом количество брендов и товарных позиций продолжает увеличиваться.

После введения карантина на brocard.ua трафик вырос в 4,5 раза. Фактически онлайн-площадки стали аналогом физических магазинов по уровню сервиса, поскольку увеличился штат продавцов-консультантов на горячей линии. К концу 2021 года за счет двух интернет-магазинов компания планирует увеличить оборот на 25%.

Yves Rocher

Сеть Yves Rocher сейчас насчитывает 96 магазинов, а начала свою деятельность в Украине в 1992 году через партнеров. В 2010 году компания открыла в Киеве офис и создала дочернюю компанию. В 2017 году сеть начала развивать новый формат магазинов – киоски. Это торговые точки площадью 9-12 кв. м в тех городах, где Yves Rocher не могла открыть полноценный бутик из-за недостаточной площади и дефицита знаний о локальной покупательной способности.

Однако в 2019 году компания отказалась от формата киосков из-за сложностей в администрировании таких малых форм и специфики управления и развития их персонала. Сейчас компания пытается открывать магазины на площади не больше 30-35 кв. м. Это оптимальный вариант с точки зрения соотношения издержек и товарооборота с квадратного метра.

В 2019 году компания запустила в тестовом режиме программу приема использованной тары по всем бутикам на территории Украины. Благодаря этой инициативе удалось собрать более 500 кг упаковки, а также проверить возможность самостоятельной администрации процессов сбора упаковки и отправки ее на переработку. Результат оказался успешным, поэтому Yves Rocher запустила данную программу на постоянной основе.

ISEI

Сеть ISEI насчитывает сейчас 90 магазинов в 22 городах Украины, а первый из них открылся в 2015 году. Ранее позиционируясь как магазин корейской косметики, ISEI постепенно расширила портфель западными брендами (в общей сложности их более 100) и развилась в направлении skin science – предоставляет персонализированные решения для здоровья кожи через консультации бьюти-экспертов.

В 2016 году компания запустила свой интернет-магазин, а после введения карантина онлайн-продажи на isei.ua выросли в пять раз, а средний чек на 28%. Соотношение онлайн и офлайн в сети – 8% и 92% соответственно.

В 2018 году сеть открыла первый магазин нового формата – Beauty Market ISEI  в ТРК Проспект в Киеве. Формат предполагает увеличение группы товаров по уходу за лицом, телом и волосами, а также расширение ассортимента декоративной косметики. Декор в бутике нового образца представлен в основном инновационными корейскими брендами с мировыми именами. Портфолио брендов по уходу, кроме представленных в сети Isei (Beyond, Missha), расширилось за счет введения новых брендов, таких как Iyoub, Shinetree, Dewytree и других. Отметим, что магазины нового формата Beauty Market Isei по площади не отличаются от бутиков сети ISEI: это около 30 кв. м.

В 2018 году ISEI также запустила два новых концепта магазинов – Asian mood и Lemonade. В частности, благодаря внедрению новой концепции Asian mood, торговая точка бренда в киевском ТРЦ Ocean Plaza увеличила посещаемость на 60%, а также значительно выросли и продажи.

Интерьер магазина был стилизован под оазис природы Кореи и Японии: бамбуковый лес, дерево, камень и панды. В торговой точке царит приятная атмосфера, способствующая более длительному пребыванию клиентов в магазине. Подчеркивает формат и омникальность ритейлера – внимание покупателя акцентируется на демонстрации в физическом магазине возможностей интернет-магазина.

В 2019 году ISEI открыла в киевском ТРЦ Lavina Mall – первый в Украине монобрендовый бутик Missha, полностью повторяющий концепт корейских бутиков: от ассортимента, включающего 670 различных продуктов, до дизайн-решений. Среди 670 SKU в бутике Missha можно найти средства для очищения кожи, ухода за волосами и телом, а также декоративную косметику. Флагманские продукты – это кремы Super Aqua Cell Renew с муцином улиток и Perfect Cover ВВ.

В 2021 году Beauty Market Isei открыла первый в Украине корнер капсульного южнокорейского бренда Village 11 Factory в формате Shop in shop на территории ТЦ Piramida. В компании отметили, что раньше не работали с форматом shop in shop, но остановились на нем, учитывая положительные отзывы покупателей на продукцию Village 11 Factory, которые «помешаны на уходе и проповедуют ингредиентный подход к выбору продуктов».

Lush

Сеть Lush насчитывает 14 магазинов в Киеве, Одессе, Запорожье, Харькове, Днепре и Львове, а первый из них открылся в 2007 году. Торговые точки Lush традиционно занимали небольшую площадь – 15 кв. м, но в 2017 году компания решила расширить площадь своего магазина в ТЦ Globus до 150 кв. м. Открытие магазина большей площади позволило увеличить ассортимент, ведь в этом магазине-флагмане представлены эксклюзивные продукты. Кроме того, много пространства и наличие четырех раковин с горячей и холодной водой позволяет проводить демонстрации всего ассортимента, мастер-классы, образовательные и информационные сессии.

В этом магазине главной фишкой стал огромный ледовый стол, на котором выложены свежие маски для лица. Есть зона для создания коктейлей из бомб, пены и масел для ванны, а также зона Hair lab для ухода за волосами и окрашивания хной.

Mon Chéri

Сеть Mon Chéri насчитывает сейчас 17 магазинов в формате shop-in-shop и первые появились в торговых центрах Эпицентр в 2019 году как подразделение направления «Декор». Площадь этих торговых точек – от 100 до 180 кв. м. В них работают отдельные консультанты и касса. В открытие одного магазина такого формата Эпицентр инвестирует около 2,5-2,8 млн грн. Такие инвестиции обусловлены использованием дорогостоящего оборудования, качественным освещением и интерьером. Однако они быстро возвращаются – в среднем за 8-9 месяцев.

К моменту старта в сети было около 1000 артикулов, а сейчас ассортимент департамента превышает 26 000 SKU. Mon Chéri позиционируется как универсальный косметический магазин для всех категорий покупателей.

В 2020 году на территории ТЦ Эпицентр во Львове был открыт первый магазин Mon Chéri в обновленном формате. Изменился не только дизайн и оборудование, а также клиентам предложены косметические бренды, не представленные в других розничных сетях: начиная от балийской косметики, до мужских брендов, которые можно купить только в барбер-шопах. Также в новом формате была сделана удобная навигация, размещена продукция по секторам и уменьшена высота торгового оборудования. Это позволяет визуально совершенно иначе воспринимать продукцию в магазине. В оформлении сделан акцент на яркие эмоции, выгодно усиливающие продукт, чтобы клиенты испытывали креативность и у них появлялось желание делать покупки.

Читайте также —

Хозяева красоты и чистоты: кому принадлежат крупнейшие сети drogerie & beauty Украины


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка