Как повысить эффективность мерчандайзинга по всей сети — кейс компании Чудо Маркет
Автоматизировать планограммы, централизованно ставить задачи мерчандайзерам и управлять ассортиментом, анализируя полки магазинов — это не просто тренд, а необходимость в условиях современной конкуренции среди ритейлеров. Но далеко не все готовы вкладывать силы и средства на переформатирование бизнес-процессов, связанных с мерчандайзингом, хотя это непосредственно влияет на прибыль.
Сеть супермаркетов Чудо Маркет не побоялась попробовать новые технологии и внедрила программу управления мерчандайзингом ABM Shelf. Это полностью изменило подход их сети к процессу организации выкладки. Как проходил процесс внедрения и что получилось в результате, RAU рассказали специалисты ABM Shelf.
Ранее сеть магазинов Чудо Маркет была представлена только в Харькове. Сейчас компания состоит из более 30-ти торговых точек в городах Восточной Украины и планирует расширяться. На этапе развития нужно было наладить процесс выкладки товаров по всем торговым точкам, сделать его централизованным. Для этого компания внедрила отдельное программное обеспечение.
Что стало стимулом для внедрения программы управления выкладкой
Главным стимулом для пересмотра подхода в магазинах стало развитие сети. Чтобы расширять свое присутствие на рынке, компании нужно было наладить несколько важных процессов:
- стандартизировать ассортимент и его выкладку на полке;
- оптимизировать затраты на закупку оборудования для магазинов;
- корректировать ассортимент и выкладку в зависимости от спроса.
Два года назад магазины сети Чудо Маркет были не унифицированы. Каждый имел отдельную ассортиментную матрицу; прилавки, холодильное оборудование и стеллажи одной торговой точки отличались от другой. Поэтому не было системности в выкладке по всем магазинам.
Успех торговой сети зависит от лояльности клиентов. Мерчандайзинг — один из основных инструментов создания лояльных взаимоотношений. Ведь именно выкладка в первую очередь влияет на впечатления потребителя от магазина. Важно, чтоб клиент не просто получал позитивные эмоции, но и мог отличать магазины одной сети от другой. Чтобы укреплять в сознании потребителей определенный имидж, компании Чудо Маркет нужно было разработать общий стиль оформления всех торговых точек, стандартизировать ассортиментную матрицу. Именно тогда появилось понимание, что нужна автоматизация процессов заполнения пространства магазинов.
Хотите проверить эффективность мерчандайзинга в вашей сети? Чек-лист с вопросами поможет определить «узкие места» компании. Это станет экспресс-аналитикой, которая поможет определить вектор развития вашего бизнеса.
Сложности старого подхода
До автоматизации все планограммы рисовались в таблицах Excel. Инструмент решал операционные задачи, но не мог помочь с глобальной целью — сделать все магазины похожими между собой. Руководство не видело общей картины происходящего, а у менеджеров было очень много ручной работы. К тому же, решения принимались на местах — в таких условиях унифицировать магазины невозможно. Все эти факторы тормозили процесс развития.
«Чем сложнее управление — тем больше затраты на получение прибыли», — говорит Леонид Ляпунов, заместитель коммерческого директора сети магазинов Чудо Маркет.
Кроме таблиц, для выкладки менеджеры магазинов использовали 1С. Там не было возможности создавать шаблоны, копировать стеллажи. Все это делалось по отдельности, сохранялось вручную. Процесс отнимал слишком много времени. А зачем тратить такой ценный ресурс на работу, которую можно автоматизировать?
Как проходил процесс внедрения
Начальный этап состоял из знакомства, а затем — тщательного изучения бизнеса сети.
Важно было распределить зоны ответственности. Менеджер проекта ABM Shelf курировал этап внедрения, плотно сотрудничая с отделом мерчандайзинга сети магазинов.
Хорошая техническая поддержка и полное сопровождение — важный критерий успешности проекта. Сопровождение внедрения проекта и техподдержка со стороны вендора — важный критерий успешности проекта. Фактически это консалтинг, основанный на опыте других сетей и помощь в изменении бизнес-процессов.
Для сети Чудо Маркет сложным оказался этап выгрузки и синхронизации данных. Это трудоемкая и долгая работа. Но благодаря общим усилиям команд все получилось. С остальными этапами внедрения все сложилось быстро.
Что получилось в результате
За период использования ABM Shelf, компания расширила свое присутствие в харьковском регионе, а также городах востока Украины: Артемовске, Славянске, Дружковке, Краснограде. Сейчас общее количество магазинов достигло 38-ми торговых точек — достаточно крупная сеть. И все магазины управляются централизованно, есть общая система выкладки.
- Раньше поиск конкретного товара отнимал много времени, потому что сложно было отследить, что есть в магазине, а что — на центральном складе. Сейчас же достаточно отсканировать штрихкод товара — сразу видно, на какой стеллаж и на какую полку необходимо его разместить. И все это с помощью мобильного приложения — очень удобно для менеджеров и персонала.
- Система позволяет видеть все задачи, закреплять их за определенным мерчандайзером. После выполнения задачи человек фотографирует выполненную планограмму. Изображение сразу попадает в центральный офис. Такой сценарий позволяет быстро реагировать и решать любые проблемы.
- Сотрудники легко используют программу в работе, удобство выполнения задач позитивно влияет на работу, экономит время и силы.
- Отдельно стоит выделить блок аналитики. Программа автоматически делает расчеты по улучшению выкладки. Это минимизирует упущенные продажи и излишки.
Цель достигнута: централизованное управление мерчандайзингом позволило сделать выкладку более эффективной. Теперь времени на планограммы тратится меньше, а результат можно быстро посчитать благодаря отчетам программы. Также это помогло стандартизировать магазины сети Чудо Маркет, сделать их похожими между собой. В планах руководства — развивать присутствие на рынке, и автоматизация в этом процессе играет не последнюю роль.
Если хотите больше узнать о программе ABM Shelf, закажите консультацию специалиста компании.