Фановая история: как бывший программист запустил интернет-магазин товаров для праздника

Фановая история: как бывший программист запустил интернет-магазин товаров для праздника

29.06.2021 07:45
  439
rau

Александр Коломацкий — основатель интернет-магазина товаров для праздника SoFun. В прошлом он программист, а потому уделяет много времени автоматизации и технической настройке сайта.

Читайте українською

В интервью для EVO.business Александр Коломацкий рассказал, почему решил заняться интернет-продажами, как развивает свой магазин и какую выгоду для бизнеса получает благодаря общению с другими предпринимателями. RAU публикует адаптированную версию материала.

О выборе бизнеса

Работал программистом и системным администратором в России, после переезда в Украину к будущей жене в 2013 году устроился по специальности, но спустя год его команду сократили. В ходе поиска новой работы появилась идея создать свой интернет-магазин. Программисту и админу было интересно повозиться с технической частью: нашел хостинг, «поднял» серверы, настроил систему управления сайтом WordPress, регулировал нагрузку на сайт.

Торговать решил товарами для праздников — продуктами, которые дарят людям эмоции. К тому же у этих товаров есть свои преимущества: они не портятся, не занимают много места на складе, а спрос на них не очень подвержен сезонным колебаниям.

Интернет-магазин SoFun был запущен в 2014 году. После подключения рекламы в Google и «Яндекс» бизнес начал приносить первый доход.

Как менялась бизнес-модель

Первые товары заказывал в Китае: выбирал нужные позиции на Alibaba и затем пользовался услугами фирм по доставке и растаможке. Но каждая партия шла в Украину 50–60 дней, плюс много хлопот с таможней, брокерами, посредниками по доставке. Да и перевозка обходилась недешево: около $9/кг авиатранспортом и $2–3/кг по морю.

Поэтому решил перейти на украинских поставщиков — оказалось, что можно закупать продукцию по цене, примерно сопоставимой с доставкой из Китая. При этом не нужно учитывать риски по логистике и замораживать оборотные деньги на два месяца.

Кроме того, оказалось, что рентабельнее делать ставку не столько на дешевую закупку какого-то одного товара, сколько на широкий ассортимент в целом. Иногда спрос на какие-то позиции падает и тогда затраты даже на очень выгодную закупку не окупаются, если не распродать всю партию. Поэтому разумнее распределить риски и работать с разной продукцией.

Так к воздушным шарам, хлопушкам, свечам постепенно добавлялись другие товары. В основном те, которые спрашивали клиенты. В результате в ассортименте появились, например, детские игрушки, настольные игры — товары, которые часто покупают на подарки.

О работе с поставщиками

Поставщиков товара находил через интернет, теперь их около десятка. Важно, чтобы у компании-партнера был свой склад и возможность обеспечить быстрые сроки поставки. В этой сфере торговли счет идет на дни или даже на часы: если покупателю нужны шарики к завтрашнему Дню рождения, а товара нет, то клиент уйдет к конкурентам.

В первые месяцы после запуска магазина вся квартира оказалась заставлена коробочками с продукцией, поэтому был арендован склад, а в 2020 году добавился дропшиппинг — для расширения ассортимента. У дропшиппинга есть свои преимущества: не нужно самому тратить время на оформление карточек товара на сайте, а также на его отправку. В то же время нужно более внимательно следить за остатками: у поставщика может внезапно закончиться нужная позиция.

Например, в час ночи пришел заказ на игрушечный вертолет, который был на складе у поставщика в одном экземпляре. Поэтому сразу же был оформлен заказ. Утром клиент сказал, что нашел игрушку в другом месте по более низкой цене.

«Я не стал отменять заказ у поставщика — просто сказал клиенту: «Хорошо, если вдруг в том магазине товара не будет в наличии, звоните нам, у нас есть», — говорит Коломацкий.

Так и вышло. Другой магазин работал с тем же поставщиком, игрушка осталась зарезервирована и в итоге клиент вернулся.

Как устроен бизнес

В 2016 году собственный сайт был закрыт, а вместо него запущен магазин на Prom.ua — чтобы не тратить лишнее время на техподдержку своего ресурса. С 2020 года стал размещать товары на маркетплейсе Rozetka, и совсем недавно — на платформе Хорошоп. Средний чек — около 250 грн. Примерно 55% покупателей — мамы, которые организовывают праздники для своих детей. Остальные — молодежь 18–22 лет, которые сами готовятся к вечеринкам.

Основной вызов для владельца — самому во всем разбираться: от рекламы и SMМ до изменений в налоговом законодательстве. Чтобы со всем справляться, важно грамотно расставлять приоритеты и делегировать задачи. Например, иногда приходится прибегать к помощи бухгалтеров, верстальщиков и специалистов по контенту. Освободившееся время можно потратить на развитие бизнеса — например, на настройку рекламы, и так окупить затраты на аутсорсинг.

О продвижении интернет-магазина

Товары продвигаются через каталог ProSale на Prom.ua, а также за счет покупной рекламы в Google, Facebook и Instagram. На продвижение тратится от 5000 до 10 000 грн в месяц. Есть простое правило: на рекламу нельзя тратить больше, чем она приносит. Если идет убыток, нужно остановить и проанализировать рекламную кампанию.

Бывало, к примеру, что рекламная кампания поставлена без ограничения стоимости клика, и Google использовал выделенный бюджет по 10–20 грн за клик. Другая ошибка была в том, что реклама по недосмотру показывалась не только в ленте новостей, а еще и в играх — в итоге получилось много кликов и ни одного заказа.

Чтобы избежать грубых ошибок, можно обратится в техподдержку Google, чтобы проверить настройки кампании. Они подсказывают, как все исправить, и дают советы по продвижению.

Также не стоит недооценивать роль органического трафика. Как только удалось разобраться, как настраивать SEO-модуль сайт поднялся на несколько пунктов в поисковой выдаче. Как показывает опыт, Google хорошо ранжирует сайты с уникальными фото и текстами. При этом описания товаров нужно составлять не только для поисковиков, но и для людей: желательно описать, как пользоваться тем или иным товаром, дать максимум полезной информации.

Об автоматизации процессов

Чтобы бизнес развивался, нужно регулярно выделять время на переосмысление целей и процессов: часто то, что хорошо работало раньше, на каком-то этапе начинает мешать.

К примеру, поначалу все заказы записывались в обычный бумажный блокнот. Но по мере роста оборотов возникла необходимость перейти на электронные таблицы. Так как бумажные записи нельзя сортировать и быстро осуществлять поиск. Точно также пришлось автоматизировать и другие процессы, которые забирали много времени. Например, формирование ТТН, отправку SMS-рассылки, контроль остатков на складе. Для этого используется CRM-систему Api.net.ua.

После подключения в прошлом году продажи на Rozetka, пришлось искать решение, которое позволило бы управлять несколькими магазинами в одном интерфейсе. Поэтому перешел на CRM-систему SalesDrive. Теперь все заказы стягиваются в одну точку, остатки синхронизируются и не нужно тратить время и переключаться между сайтами.

Еще один важный пункт автоматизации магазина — резервные копии. Они помогают быстро вернуть сайт к жизни в случае какого-то сбоя. К примеру, бывало, что случайно удалялись товары или загружались неправильные описания. Восстанавливать их вручную пришлось бы долго, а благодаря резервным копиям это заняло несколько минут.

Об общении с другими продавцами

В Facebook есть группа продавцов Prom.ua, где участники пишут посты с вопросами по бизнесу — и коллеги охотно им отвечают. Даже просто читая чужие вопросы и ответы можно найти немало полезного и интересного. Например, советы о том, как настраивать рекламу, прописывать скрипты продаж, общаться с проблемными клиентами.

Благодаря этой группе нашлась компания единомышленников, с которыми можно обсудить текущие проблемы и получить советы по развитию бизнеса. На общение с другими предпринимателями в обычной жизни не хватает времени.

Поэтому главный совет начинающим торговцам — не стесняться задавать вопросы другим продавцам, ведь они всегда подскажут и помогут.

Источник: EVO.business

Читайте также —

Как стать лидером на рынке e-commerce. История компании Rozetka


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка