Рынок Фасилити менеджмента (FM) в европейских странах: что ожидать для Украины
Недавно Polska Rada Facility Management опубликовала аналитический отчет за 2008-2019 годы по развитию рынка услуг по управлению и эксплуатации недвижимости (Фасилити менеджмента) и оценки стоимости отрасли в целом. Компания Cleaning Pro Group предлагает рассмотреть его с точки зрения полезности и будущего анализа украинского рынка фасилити менеджмента.
Обслуживание различных объектов — очень важная часть сектора услуг польской экономики. Однако, судя по отчету, рынку не хватает прозрачности и доступа к структурированным данным. Знания о сфере услуг FM ограничивается в основном поставщиками услуг, экспертами и наиболее образованными получателями этих услуг. Другие участники, в том числе подразделения государственного и статистического управления Польши, только начинают исследовать эту тему.
Для проведения анализа было отобрано 58 крупнейших компаний с доходом более 5 млн злотых (1,1 млн евро), что работают только в корпоративном секторе. За основу оценки взят годовой доход и количество работников.
Каких поставщиков не рассматривали и почему?
В отчете не рассматривали консолидированную финансовую отчетность для групп компаний, поскольку не все из них публикуют такие отчеты. Кроме того, не все организации, подпадающие под состав групп предлагают услуги FM. Поэтому для наглядности в некоторых случаях анализировали отдельные компании, даже если они входили в группу. Не анализировались компании, предоставляющие услуги индивидуальным клиентам.
Исследование размера занятости в секторе услуг FM осуществлялось польским советом по управлению объектами, консалтинговой компанией Hays и службой подбора персонала Pracuj.pl по их данным, занятость в области FM Польши составляет примерно 630 000 человек.
Началом для анализа стал 2008 год, в котором было сделано первое исследование рынка FM в европейском масштабе для 41-й страны. Данные о стоимости доли рынка услуг FM в отношении к ВВП развивающихся стран представлены в таб. 1.
Ориентировочная средняя доля рынка FM-услуг в ВВП европейских стран составляет 4,92%. Это среднее значение суммы всех значений ВВП стран, охваченных исследованием. В зависимости от степени развития рынка был определен прогнозируемый темп прироста подрядных FM-услуг, а также предполагаемый деление рынка на услуги, передаются подрядчикам и те, что реализуются с помощью внутренних ресурсов.
В 2014 году объем рынка FM Польши составил 19,2 млрд евро, по сравнению с 12,6 в 2008-м, о чем свидетельствуют данные подобного исследования, проведенного компанией Reality Consult GmbH, которая тоже базировалась на оценочных данных и принятых факторах. Доля рынка FM в ВВП была на уровне около 5% (см. рис. 1, 2).
Что касается темпов роста, то было принято более консервативное значение 7,25%, и пропорции услуг сохранялись на уровне 36,5–63,5%. Динамику стоимости рынка FM Польши за 2008-2019 годы можно посмотреть на рис. 3.
Размер рынка в 2019 году составил 117,5 млрд злотых (26 млрд естьвро), см. рис. 4
На основе данного аналитического отчета напрашивается очевидный вывод: польский рынок FM-услуг уже выходит из фазы развития и переходит к фазе развитого рынка, это связано с тем, что FM в Польше существует уже более 20-ти лет.
Количество компаний области на конец 2019 года – это 16 958 фирм, но тех, в которых работает больше 10 сотрудников, насчитывается только 4342. Их доход составляет 48,2 млрд злотых (10,6 млрд евро).
Ознакомившись с аналитикой рынка FM европейской страны возникает вопрос, А что же происходит в Украине в этой области. Сергей Козолуп, CEO группы компаний CPG — одной из лидеров украинского рынка фасилити менеджмента, рассказал о положении вещей на украинском рынке.
— Какие основные выводы напрашиваются из отчет польского Совета фасилити менеджмента?
— Данный отчет показал, что за 11 лет емкость аутсорсинга услуг на рынке FM Польше выросла с 4,6 млрд евро до 10,5 млрд евро, при этом, что общая емкость рынка выросла с 12,6 до 26 млрд евро. Это более чем в два раза! Кроме того, четко прослеживается рост перехода с внутреннего сервиса к привлечению сторонних компаний для предоставления специализированных услуг FM. Огромная ниша, а именно 29%, это маклерская, риелторская, арендная и другие виды деятельности. Доля непосредственно предоставляемых услуг FM делится следующим образом:
-
- Soft FM — клининг и озеленение составляет 26%, охрана — 16%;
Hard FM-техническое обслуживание, кондиционирование, вентиляция-10%, мелкие ремонты — 7%.
Больше всего поразило количество работающих в отрасли – 630 000. Еще интересным моментом является то, что рынок клининга и озеленения в Польше в 1,6 раза больше рынка охраны. В Украине наоборот, ситуация кардинально другая. Рынок охраны в 4 раза больше рынка клининга и озеленения.
— Что происходит на рынке FM в Украине? Каковы тенденции и перспективы развития? Смогут ли украинские компании конкурировать с европейскими?
— Для понимания ситуации, только одна крупнейшая польская охранная компания Solid Security имеет доход около 200 млн евро или 6,6 млрд грн. Тогда, когда весь украинский рынок FM имеет емкость чуть больше 9 млрд грн. Крупнейшие 58 компаний FM рынке Польши имеют оборот почти такой же, как украинская сеть супермаркетов «Сільпо». Это показывает, насколько наш рынок маловат, и какой у него есть потенциал. Если не будет активного обострения военных действий на востоке страны и экономика сможет сохранять относительную стабильность, тогда, я думаю, что наш рынок ФМ может расти на 20% каждый год.
Я считаю, что в ближайшее время транснациональные компании отрасли FM не будут выходить на украинский рынок, потому что, во-первых, маловата емкость самого рынка, во-вторых: наш рынок — непрогнозируемый, нестабильный и такой же низкомаржинальный как и в Европе, из-за высокой внутренней конкуренции.
Читайте также
Група компаній CPG: Інноваційна технологія сортування сміття – надія на очищення