Пасхальный скандал: как слишком креативная реклама на Пасху заканчивалась потерей репутации и денег
Пасхальный сексизм, Иисус-растаман, волхвы и сосиска в тесте, яйки-сподивайки и другие примеры неудачного креатива на Пасху, который обернулся скандалом для компании.
Нельзя так просто взять и проигнорировать рекламщикам Пасху, ведь можно опубликовать поздравительную открытку или, того более, пошутить про яйца, Иисуса и прочие атрибуты одного из крупнейших праздников христиан во всем мире. Естественно это выходит далеко не у всех удачно. То есть получается либо безумно скучно, либо перебор. RAU изучила рекламные скандалы на Пасху за последние годы и предлагает ознакомиться с самыми примечательными из них.
Иисус-растаман
В 2014 году сеть фаст-фудов Lunchbox Laboratory сделала рассылку с картинкой, на которой Иисус держит в руках «Бургер богов» и… косяк. Владельцы сети обратили внимание на дату, на которую пришлась Пасха. Дело в том, что число 4:20 («four-twenty» — «четыре-двадцать») — термин, в субкультуре растаманов Северной Америки, который обозначает время для курения марихуаны. И хотя пасхальная шутка разошлась лишь по клиентам компании, вскоре о ней узнали многие, естественно, негативно восприняв креатив рестораторов.
https://twitter.com/vocativ/status/457905246090440704
Пасхальная сосиска в тесте
Четыре года назад британская сеть пекарен Greggs показала младенца Иисуса на изображении рождественского вертепа в виде сосиски в тесте. Компании, которой уже стукнуло за восьмой десяток, прилично досталось от возмущенных пользователей. Один из них, Бет Розенберг, написал в Твиттере, что, поскольку Иисус был евреем, тот факт, что его образ заменили на изделием из свинины, может быть оскорбительным также для евреев. Другой пользователь, Джеймс Мазер, сказал: «Я не ханжа, но приравнивание Иисуса, еврея, к колбасе глубоко оскорбительно на всех уровнях». Часть британцев заявила, что будет бойкотировать сеть.
Пасхальные куличи
Главный украинский кейс с неудачной (или удачной?) рекламой на Пасху связан с неожиданным брендом — хлебопекарным предприятием Киевхлеб. Два года назад компания по-своему представила паски — в виде женской груди, которую прикрыли кулинарной присыпкой. Картинка сопровождалась фразой: “Із віршами в нас хріново, але жарим добре ми. Запечем для вас ми паски і в дарунок привезем”. Компания поспешила откреститься от рекламы.
Пасхальные «яйки»
С неоднозначной рекламой несколько лет назад выступил украинский Ощадбанк. Реклама «яйки-сподівайки» шквала негатива не получила, но ее активно обсуждали в соцсетях и СМИ. Один из пользователей в Facebook написал: «Кажется я вижу волоски». Всем желающим госбанк предложил на специальном сайта «бить» яйца с пожеланиями.
Пасхальный сексизм
Британская сеть супермаркетов Co-op умудрилась на Пасху запустить сексистскую рекламу. Ритейлер призвал родителей «поощрить дочку за то, что та помыла посуду» шоколадным пасхальным яйцом. Одна из пользователей Twitter Ронни Моррис написал: «Вау! Co-op демонстрирует возмутительный сексизм». Гневная реакция пользователей в соцсетях, которая стремительно наростала, вынудила компанию обновить креатив, который в итоге стал предлагать “порадовать кого-то особенного без повода» и выпустить заявление: «Мы гордимся равенством и разнообразием нашей организации, нам очень жаль».
Иисус — звезда рекламы
В 2012 году Red Bull запустил рекламу со слоганом «Red Bull дарит крылья». В ней бренд энергетиков изобразил Христа, который на самом деле не ходил по воде, а лишь по мелководью. В ряде стран ролик запретили, в других — взяли в подборки классической неудачной рекламы.
Еще одной «коммуникацией от бога» с Иисусом стал креатив от немецкой пекарни Bäckerei Tröller, которая изобразила жадного Христа с буханкой хлеба в руках.
Светился Иисус также в рекламе смартфонов. Накануне Пасхи британский продавец мобильных телефонов Phone4u изобразил «сына божьего» в образе так называемого Buddy Christ из сатирической комедии «Догма» для рекламы Samsung Galaxy. Британский комитет рекламных стандартов (ASA) потребовал от компании впредь больше не использовать для рекламы этот образ.
Пасхальное пиво
Получила свою порцию пасхального негатива также крупнейшая британская розничная сеть Tesco. За день до Страстной пятницы Tesco разместила в некоторых печатных версиях национальных газет объявление с текстом «Отличное предложение на пиво и сидр. Страстная пятница стала лучше» (Good Friday — «страстная пятница» в Великобритании, — прим.). Мгновенно реклама сама по себе стала национальным новостным сюжетом. На веб-сайте BBC была опубликована статья под названием «Tesco, извинись за рекламу пива в Страстную пятницу». Итог, полагаю, уже понятно каким был.
Читайте также
Ошибка маркетолога: 13 примеров как потратить миллионы долларов и только навредить своему бренду