Дмитрий Деревицкий, Алло: Мы не будем сокращать или увеличивать количество магазинов
Совладелец сети магазинов Алло Дмитрий Деревицкий о контрабанде техники Apple, FMCG-товарах на маркетплейсе компании, доле онлайн-продаж и процессе запуска собственного почтово-логистического оператора Allo Express.
В интервью Liga.Tech совладелец сети Алло Дмитрий Деревицкий рассказал, почему ритейлер не планирует расширять торговую сеть и зачем компании собственный почтово-логистический оператор. RAU выбрала ключевое из материала.
О сером рынке
У нас есть данные по активациям устройств Xiaomi в Украине. Примерно треть из них – товары, которые официально никогда не завозились. Серые поставки состоят из двух частей. Первая – это посылочный бизнес. Когда кто-то заказывает, допустим, 1000 смартфонов до 100 евро каждый на 1000 получателей. Вторая часть – это откровенная контрабанда.
Самая большая доля серого рынка у Apple. Прежде всего, iPhone. В среднем половина проданных в Украине iPhone – это контрабанда. В момент презентации новых моделей она доходит до 80%. Многие хотят купить смартфон максимально быстро после анонса, но в Украине продажи обычно начинаются на месяц позже и приходят маленькие партии. Некоторые версии iPhone 12 в первой партии состояли из десятков единиц! Даже не сотен и не тысяч, как мы рассчитывали.
О представительстве Apple в Украине
Его зарегистрировали в прошлом году. Но из-за пандемии полноценного открытия не произошло. Компания не может отправить сюда сотрудников из соображений безопасности. Когда пандемия закончится, в Украине должен появиться полноценный офис. Потребители получат лучший сервис. Продажи новинок будут начинаться быстрее и в большем объеме.
О причинах запуска собственного почтово-логистического оператора
Во-первых, в 2020 году логистический рынок Украины стремительно вырос. Логистические операторы не справились с ростом, особенно во время локдауна.
Во-вторых, из 2 млн товаров, которые продаются на сайте Алло, только 900 000 можно забрать в магазине. Многие товары маркетплейса или те, которые не относятся к нашему привычному ассортименту, нельзя заказать с доставкой в магазин. Причина – законодательные ограничения. Мы не можем принимать оплату в пользу третьих лиц, если у нас нет собственной финансовой компании или договора с ней.
Доля потерянных заказов – более 10%. Именно поэтому мы и запускаем собственного почтово-логистического оператора. У нас есть широкая инфраструктура и магазины в 140-ка городах. По этим же причинам некоторые чистые интернет-магазины начинают строить собственные точки выдачи для своего онлайна.
О процессе запуска Allo Express
Мы делаем это в несколько этапов. Первым делом запустили доставку в пяти крупных городах: Киев, Днепр, Запорожье, Одесса, Львов. Там делаем бесплатную доставку собственными курьерами в течение 3-5 часов. Топ-3 категории – смартфоны, телевизоры, мелкая бытовая техника. Второй этап – мы добавили к 900 000 товаров, которые были изначально доступны для выдачи в магазине, еще 300 000, которые не относятся к электронике, но тоже продаются в Алло.
Сейчас работаем над логистическими процессами. И в среднесрочной перспективе запустим доставку в магазины для всех 2 млн товаров. Если мы это делаем на аутсорсинге, то себестоимость логистики возрастет в разы.
Бюджет на IT в этом году – примерно 150 млн грн. В том числе туда входят и проекты, связанные с Алло Express. Также в середине пандемии запустили новый распределительный центр в Киеве и расширяем его. Помещение арендуем, покупаем только оборудование. Это менее затратная модель экспансии.
О доле онлайна в продажах
В Восточной Европе средний рост онлайна по всем категориям составил 10%. Рекорд – Чехия с 16%. В Украине – 8%. Потребительская электроника – это в принципе самая онлайновая категория. Тут доля онлайна за прошлый год составила примерно 30%. В некоторые месяцы – в частности, в апреле – она у нас достигала 50%. Но среднее число за год – треть продаж.
О потребительских предпочтениях в 2020-м
Украинцы еще больше стремились к рациональному потреблению. Эта тенденция нашла отражения в телевизорах, смартфонах, ноутбуках, товарах для спорта. В первых двух категориях стремительно росла компания Xiaomi. В смартфонах это ZTE и OPPO.
Украинский рынок смартфонов, IV квартал 2020. (Данные: Canalys)
Об FMCG-товарах и самых популярных категориях на маркетплейсе
Продукты у нас сейчас как стартап. У нас есть порядка 20-ти партнеров, которые продают алкоголь и 60-ти партнеров, продающих продукты питания. Сложно идет IT-интеграция, недостаточно качественного контента.
Самые популярные категории в прошлом году – велосипеды и аксессуары к ним, тренажеры, автоэлектроника, садовая техника, электроинструмент и оборудование, мебель, шины, стиральные порошки и подгузники. Эти группы дали примерно треть выручки маркетплейса.
О дальнейших планах
Мы сейчас работаем в 140 городах. У нас 340-350 магазинов. Мы не будем сокращать или увеличивать их количество. Если и закрываем магазины, то только для того, чтобы открыть их в большей площади, потому что мы меняем формат. Наш новый формат – Allo Max. Это не столько магазин, сколько место, где есть бренд-зоны и можно протестировать товары и экосистемы, а также забрать свой интернет-заказ.
Мы хотим, чтобы наши магазины превращались в экспириенс-зоны, где можно поиграть в PlayStation, посмотреть шлем виртуальной реальности, увидеть, как убирает робот-пылесос. То есть все протестировать и уйти домой.
Источник: Liga.Tech
Читайте также
Дмитрий Деревицкий, Алло: Во время шторма лидер должен брать штурвал в свои руки