Жертвы МФО или МФО-жертвы — кто виноват на самом деле?
Никого уже давно не удивляют истории о заемщиках, которые брали по 20 кредитов на карту в призрачных финорганизациях. Все жалеют тех, кто пострадал от “незаконно действующих МФО или банков”. Кроме инфоповода, людей мало интересуют причинно-следственные связи, а также имена организаций. Этим стоило бы заинтересоваться, так как мошенником может оказаться как кредитор, так и заемщик. В нашем материале — истории троих клиентов, у которых возникли проблемные ситуации при кредитовании.
Олег — взял деньги в долг у 17 компаний
Естественно, лицензии и разрешительные документы Олег у компаний не спрашивал (среди 17 МФО только у пяти были лицензии НБУ). Сначала Олег обратился в компанию X за минимальной суммой — всего 1000 грн. Желаемый срок кредитования — 2 недели, но Олегу деньги выдали на два дня без предварительного согласования. Отказ невозможен. Мужчина нашел несколько других МФО для рефинансирования. В компании Y ему одобрили кредит на 1500 грн, однако предупредили, что срок составит не более пяти дней. Мужчина согласился — нужно было погасить старый долг. Через несколько дней с ним связались другие компании, в которые он также обращался. Все были готовы одобрить желаемые суммы и сделать Олега постоянным клиентом. Сроки поджимали, а кроме кредита, необходимо оплачивать счета за коммунальные услуги и чем-то питаться. В одной компании Олег деньги так и не получил, хотя договор был составлен. В течение нескольких месяцев долг вырос в разы, а из-за постоянных поисков компаний для рефинансирования общее число кредиторов достигло 17.
Рекомендации
- Всегда проверяйте наличие действующей лицензии как у МФО, так и у банка. Никто не застрахован от мошенничества — выбирайте надежную компанию с положительными отзывами. Также никогда не берите деньги в долг у частных кредиторов — 90% из них являются мошенниками.
- Не оформляйте кредит в нескольких организациях. Не все МФО помогут вам рефинансировать активный долг в другой финорганизации. У каждой компании свои условия кредитования, вам будет физически и психологически сложно разобраться со всеми.
Сергей — игнорировал контакт с кредитором
Сотни статей посвящены тому, что не стоит игнорировать коммуникацию с кредиторами. Они могут предложить вам способы решения проблемы, которая возникла из-за просрочки. Сергей выбрал наиболее популярный способ среди заемщиков — избежание общения с представителями кредитной компании. Все началось с писем-напоминаний: финорганизации всегда предупреждают о внесении платежа за несколько дней до конца срока. Сергей никак не реагировал. Консультанты несколько раз звонили клиенту, однако ответа не последовало. Звонки участились, но результата по-прежнему не было. У МФО и банков много клиентов, поэтому они не могут позволить себе долго вести одного и того же проблемного клиента. Кредиты таких заемщиков передают в службы взыскания задолженностей. С этого момента кредит больше не принадлежит кредитору. Чаще всего в подобных ситуациях заемщики начинают вести себя по стандартной схеме: от отрицания (отсужу у них все) до принятия (выбрасывают SIM-карты и уезжают в деревню).
Рекомендация
- Не избегайте контакта с кредитором — он может предложить вам индивидуальные условия. Например, реструктуризацию, пролонгацию, частичное погашение и пр.
Ариана — взяла кредит на новый гаджет
Ариана — студентка, 21 год. С этого возраста доступны практически любые виды кредитов в разных финорганизациях, включая банки. Доход Арианы довольно скромный, поэтому позволить себе дорогой гаджет она не могла. Вместо того чтобы купить качественный, но более бюджетный смартфон, девушка решила взять новую модель iPhone. В банке девушке отказали, так как запросили справку с места работы с указанием суммы заработка. Ариана работала менеджером по работе с клиентами неофициально на условия частичной занятости. Ежемесячно она получала 6000 грн. Этого хватало на основные расходы: оплату жилья, питания и коммунальных услуг. Раз в полгода необходимо платить 15000 грн за образование в университете. Девушка подала запрос в несколько МФО, и только одна была готова выдать ей нужную сумму для кредита на карту. Погасить долг к концу срока девушка не смогла и несколько раз оформляла пролонгацию. В результате она закрыла кредит через несколько месяцев, но с внушительной переплатой. Погасить кредит онлайн помогли родители, однако и это было проблематично. Возможно, МФО стоило более тщательно проверить доход клиентки. Однако стоит помнить, что основная ответственность лежит на плечах заемщика.
Рекомендация
- Правильно оценивайте свои возможности, чтобы избежать подобных ситуаций. Не берите деньги в долг на сумму, которая для вас в данный момент непосильна.