Анатомия Fozzy: что входит в состав бизнес-группы владельцев Сільпо, Фора и других торговых сетей

Анатомия Fozzy: что входит в состав бизнес-группы владельцев Сільпо, Фора и других торговых сетей

22.02.2024 09:00
  8831
rau

Fozzy Group – одна из крупнейших финансово-промышленных групп Украины. Кроме известных каждому украинцу сетей Сильпо и Фора, она включает в себя множество направлений и активов: банк, производство, аптеки, рестораны, службу доставки, логистического оператора, а с недавних пор — и медицинские центры Doctor Sam. Что входит или входило в сферу интересов владельцев второй по размеру продуктовой сети Украины.

*Впервые материал был опубликован в 2021 году*

Сільпо – ключевой актив Fozzy Group, объединяющий несколько направлений бизнеса. Как за 25 года удалось построить компанию, в которую входит более 600 только розничных магазинов.

На портале Liga.net опубликован спецпроект, посвященный истории становления Сільпо — одной из самых крупных сетей украинского ритейла. Основали компанию четыре днепропетровских школьных друга Владимир Костельман, Олег Сотников, Юрий Гнатенко, а также Роман Чигирь.

Начав с торговли, основатели Fozzy Group создали многопрофильный бизнес, включающий FMCG-ритейл (Сільпо, Фора, Le Silpo, Thrash! Траш, Favore, Fozzy C&C), сеть аптек Белая ромашка и сеть магазинов связи и гаджетов ringoo. Кроме того, компания занимается ресторанным и аграрным бизнесом, производством продуктов питания (мясокомбинат, птицефабрика, рыбное хозяйство и др.). В активах группы есть также банк Восток и национальный логистический оператор УВК. Ранее холдинг включал также турагентство Сільпо Вояж и почтового оператора Justin, но эти проекты оказались неконкурентоспособны и были закрыты.

RAU предлагает ознакомиться с той частью истории Fozzy Group, которая касается развития непосредственно продуктового ритейла.

Этапы большого пути

  1. До переезда в Киев в 1997 году Владимир Костельман с партнерами занимались торговлей товарами широкого потребления в Днепре. Когда в родном регионе стало тесно, решили организовать оптовую компанию в столице. Для начала взяли в аренду склады в Вишневом и работали под вывеской Партнер-Вишневый — по франшизе днепропетровской компании Рейнфорд. В то же году открыли в Вишневом первый гипермаркет Fozzy Cash&Carry.
  2. В 1998-м появился первый магазин новой сети Сільпо в Киеве. Была сделана ставка на мультиформатность, чтобы возродить после дефицитных 90-х формат качественных супермаркетов. Выкупали помещения старых советских универмагов и устанавливали там купленное у европейских ритейлеров подержанное оборудование.
  3. В 2002-м владельцы Сільпо, выкупив акции у трудового коллектива, приобрели сеть из 38-ми гастрономов Днепрянка. Это позволило не только расширить сеть Сільпо, но дать место для новых магазинов Фора. В итоге розница Fozzy Group увеличилась до трех сетей: гипермаркеты Fozzy Cash&Carry, супермаркеты Сільпо и магазины у дома Фора.
  4. Неудачей закончилась попытка начать бизнес в России и открыть Сільпо в Москве. В 2003 году магазин закрыли.
  5. 2006 год стал переломным, когда Fozzy Group удалось сдвинуть Фуршет с первого места по обороту на третье, а на втором месте оказалась Мetro Cash&Carry.
  6. В процессе развития Fozzy Group неоднократно использовала слияния и поглощения для масштабирования бизнеса, в том числе – сети Сільпо. Большинство сделок компания провела в «золотое» для украинской экономики время – в период с 2004-го по 2008 год. Всего за 23 года работы группа совершила 12 сделок по поглощению конкурентов.

 

7. В сентябре 2007 года Fozzy Group и компания БМ-Трейд (ее конечный бенефициар — литовский ритейлер Sanitex) заключили договор, в результате чего более 40-ка магазинов, работавших под брендом Буми-Маркет, стали до конца 2008 года частью торговой сети Фора. Общая площадь магазинов сети – 24 000 кв. м в Киеве, Киевской, Черниговской, Сумской и Житомирской областях.

В собственность холдинга перешли как торговые площади, так и операционная часть бизнеса БМ-Трейд, что позволило компании усилить позиции в Киеве и области. Стоимость сделки оценивали в $30-50 млн, т. к. большая часть магазинов работала на арендованных площадях. Это была именно покупка бизнеса, а не переуступка прав аренды и оборудования менее удачливых конкурентов — обычного способа расширения сетей Fozzy Group.

8. Пережить кризисы 2008-10 и 2014-15 годов компании помогла жесткая позиция по возврату кредитных средств. В ведении переговоров с банками ей помогала компания McKinsey — один из самых дорогих на рынке консультантов.

9. Покупать аграрные активы и перерабатывающие предприятия владельцы Fozzy Group начали еще в 2000 году. Со временем все эти компании стали работать исключительно для нужд бизнеса группы. В частности, производством продуктов для собственных торговых марок сетей (Премия, Повна чаша, Extra!, Премія Рікі Тікі, Premiya Select), а также для ресторанов.

10. С 2015-го Сільпо сосредоточился на обновлении уже существующих объектов, повышении эффективности бизнеса и органическом развитии в новых локациях, в том числе и открывающихся ТРЦ. В сентябре 2015 года открылся Ciльпо в ТРЦ Forum Lviv в новом дизайнерском формате вместе с зоной кафе и гриль-баром. Он был оформлен в стиле сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».

Теперь тематическое оформление супермаркетов Сільпо – фишка этой сети. Всего таких магазинов уже 68.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка