Магазин на автопилоте: какой будет розница без кассиров и продавцов

Магазин на автопилоте: какой будет розница без кассиров и продавцов

18.01.2021 08:15
  1780
rau

Как развивается технология «беспилотных» магазинов, когда клиент сам выбирает и оплачивает товар без помощи продавцов, консультантов и кассиров за рубежом, в чем ее преимущества и недостатки, и способна ли она заменить традиционный формат розничной торговли.

Читайте українською

На сайте New Retail опубликован экспертный материал о том, как развивается сегмент магазинов без кассиров, какие основные преимущества такого формата и в чем сложности реализации подобных проектов. RAU предлагает его адаптированную версию.

К 2025 году объем рынка IoT (интернет вещей) в розничной торговле может перешагнуть планку в $94 млрд, и большую долю рынка займут «умные» магазины. Одно из перспективных направлений – технологии, позволяющие совершать покупки без кассиров. Фактически, это новый уровень касс самообслуживания, развитие которого отчасти ускорилось из-за пандемии и стремления людей соблюдать социальную дистанцию. Система уже есть во всем мире: к примеру, работают Amazon Go и Grabango в США, Zippin в Бразилии.

Западный опыт

Первый «умный» магазин без продавцов предложила компания Amazon, начав тестировать этот формат в Сиэтле в 2016 году. Продажи осуществляются через приложение от Amazon, в котором покупатель получает персональный QR-код для входа в магазин. Товары можно брать с полок и уносить с собой. Благодаря камерам с машинным зрением, нейросеть распознаёт поведение покупателей: система сама «видит», товар взяли, вернули обратно или поместили «в корзину», а главное, «понимает», кто его взял. В итоге, покупатель просто выходит из магазина через специальный турникет, система считает сумму и списывает со счета Amazon или с привязанной в приложении карты.

В январе 2018-го Amazon Go (так компания назвала «умные» магазины) открыли для массового потребителя, а осенью появилась информация, что компания намерена к 2021 году открыть 3000 таких точек. Однако в 2020 году сеть разрослась только до 26-ти магазинов в США.

В то же время стали подключаться и европейские ритейлеры: спортивная сеть Decathlon в Германии запустила кассу в смартфоне в 81-м магазине сети. Решение «Scan, pay, leave» в партнерстве с британским стартапом MishiPay продвигали и раньше во флагманах, но на всю страну запустили только сейчас. Причина — желание сократить контакты покупателей и кассиров в новых условиях. Кассы самообслуживания здесь не требуются.

Немецкий Kaufland (также присутствует в Польше и Чехии) позволил покупателям использовать как магазинные сканеры, так и смартфоны с установленным на них приложением. И если раньше в Европе система присутствовала только в крупных сетях, в условиях пост-пандемии почти все ритейлеры добавили решения по самообслуживанию.

Впрочем, не везде касса в смартфоне прижилась — в 2018 году Walmart запустил и вскоре свернул Scan&Go в своём приложении, так как покупатели в большинстве случаев не справились с новой механикой.

Сложности возникали со взвешиванием товаров, сканированием свежих фруктов и овощей. Также, в сети до сих пор значительная доля расчетов происходит наличными. Вместо мобильных технологий в Walmart решили продвигать сервис моментальной покупки с ассистентом: сотрудник в торговом зале сканирует товар, платежную карту клиента и выдает ему чек, тем самым исключая необходимость проходить через кассу. Но далеко не каждый ритейлер может себе позволить нанять персонал под такую задачу.

Особенности развития и перспективы

Исследование RBC Capital Markets демонстрирует, что «умный» формат, как у Amazon Go, должен быть на 50% прибыльнее традиционного. По мнению экспертов, экономятся средства на зарплатах, а освободившееся от касс место можно занять полками. Средняя сумма чека в магазине без продавцов в США – $10, а ежедневное число посетителей – 550 человек. Получается, что за год одна точка приносит около $1,5 млн, в то время как магазин в традиционном формате – примерно $1 млн. Правда в Amazon эти цифры никак не комментируют и реальную прибыль не раскрывают. Однако для открытия одного «умного» магазина требуется не меньше $1 млн только на аппаратное обеспечение (оценка Morgan Stanley).

Однозначно можно сказать, что перспективы у таких магазинов есть. Многие ритейлеры делают ставку на то, что с автоматизацией снизятся расходы на фонд оплаты труда, поскольку в зале останутся только консультанты. Уменьшаются затраты и на обслуживание кассовых аппаратов, платежных терминалов, инкассацию. Доходность самих магазинов может увеличиться благодаря сокращению очередей: сейчас 86% американцев отказываются от покупок, если приходится долго ждать обслуживания.

С помощью кассы в смартфоне покупатели не только экономят время, но и сразу видят итоговую сумму в процессе сбора корзины. Скидка пробивается моментально, а это повышает средний чек на 15%.

Вдобавок, если кассы самообслуживания были небезопасны в плане риска воровства (в Великобритании годовой ущерб от них оценили в 3,2 млрд фунтов стерлингов), то со Scan&Go и похожими системами защищенность выше. Камеры с машинным зрением могут отслеживать безопасность в магазине, а если их нет — устройства контроля выдаются охране и сотрудникам магазина.

Кроме того, «умные» магазины – это тренд, шаг в ногу с развивающейся цифровизацией, что тоже идет на пользу лояльности покупателей. Почти 70% опрошенных аналитическим агентством потребителей inReality сообщают, что выбирают современные магазины, где есть самообслуживание и возможность ознакомиться лично с продуктом.

Более того, одна из главных категорий потребителей сегодня – это поколение Z, которое неразрывно связано с гаджетами, ценит свое время и инновации. 80% из них ожидают, что оплата товаров должна занимать не более двух минут. И несмотря на то, что совершать покупки даже поколение Z хочет офлайн, оплачивать все больше людей надеются именно онлайн, а кассами самообслуживания и терминалами электронной очереди хотя бы раз воспользовались больше 40% потребителей.

Но несмотря на то, что аудитория готова к новым магазинам без кассиров, традиционный формат полностью они не заменят. Для бюджетных сетей расходы на внедрение технологии будут превышать потенциальную прибыль. Кроме того, для некоторых людей поход в магазин – элемент социализации.

Источник: New Retail

Читайте также —

Время перемен: как инновации меняют привычные форматы торговли


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка