Технологии в розницу: как IT видоизменяет современный ритейл
Мир меняется очень быстро, в нем выживают только те ритейлеры, которые успевают реагировать на изменения и внедряют новые технологии.
СЕО компании Intertop Ukraine Сергей Бадритдинов в колонке для издания НВ рассказал о том, как новейшие разработки совершенствуют покупательский опыт, повышают лояльность потребителей и существенно влияют на результаты бизнеса. Портал RAU публикует сокращенную версию материала.
Эра омниканальности: диджитал никогда полностью не заменит офлайн
Не так давно рынок делился на онлайн-игроков и «brick-and-mortar» ритейлеров. Сейчас наступила эра омниканальности: торговые сети должны объединять удобство и скорость покупки онлайн и преимущества офлайн-шопинга, в частности — его эмоциональную составляющую и возможность вживую взаимодействовать с товаром.
Интересный пример омниканальной модели демонстрирует Timberland. Даже в своих офлайн-точках продаж бренд предлагает потребителям взаимодействовать с ассортиментом с помощью планшетов. Так клиенты получают информацию о выбранном товаре, а также рекомендации по схожим моделям.
Выбранные товары можно отправить себе на почту и приобрести на сайте позже. Впрочем, бренд предусмотрел и альтернативный сценарий: можно выбрать модели на сайте и зарезервировать их для примерки в ближайших магазинах.
Технологии не вместо, а для людей
В целом, изменения в стратегиях ритейлеров направлены на совершенствование покупательского опыта. Так, в основе всех процессов лежит потребитель, его интересы и поведение. Именно цифровые технологии предоставили компаниям возможность анализировать огромные массивы данных и учитывать предпочтения каждого клиента. Кроме того, новейшие разработки значительно упростили процесс поиска и покупки, автоматизировали некоторые операции.
Однако я убежден, что большинство технологий не заменяют людей, а только повышают эффективность их работы.
Например, приложение для сотрудников Auchan не только упрощает основные ритейл-процессы, но и учитывает эмоциональную составляющую. Такое нововведение привело к улучшению финансовых результатов, ведь счастливые и мотивированные сотрудники работают эффективнее и лучше удовлетворяют потребности покупателей.
Внутренняя IT-команда должна постоянно расти и развиваться
Одной из сверхважных составляющих стратегии диджитализации является построение эффективной модели работы с IT-командой. Распространенной является практика работы с IT-командой на аутсорсе, но я сторонник смешанного подхода. Некоторые задачи просто невозможно отдать на аутсорс, ведь для их эффективного решения необходимо учитывать контекст: культуру и цели компании, а также работать в тесном взаимодействии с другими отделами. Однако, внешняя экспертиза во внедрении нововведений также крайне важна. Работая в кросс-функциональных командах, айтишники эффективнее решают задачи, стоящие перед бизнесом, ведь их работа направлена на удовлетворение потребностей потребителя и достижение целей компании.
Присутствие в диджитал-среде — не преимущество, а необходимость
Карантин только подтвердил важность цифровой трансформации. Многие ритейлеры смогли справедливо оценить свои усилия в этом направлении: завершение карантина возвращает физическое присутствие брендов, впрочем омниканальные платформы не прерывали свое взаимодействие с потребителем.
Зато офлайновые игроки уже отстают от рынка, ведь с нуля быстро построить эффективную диджитал-платформу фактически невозможно.
Становится очевидно: цифровой трансформации просто не избежать. Выход в диджитал требует значительных ресурсов: времени, денег и квалифицированных кадров, но откладывая эти изменении, компании теряют свои шансы на успех.
Автор: Сергей Бадратдинов, СЕО Intertop Ukraine
Источник: НВ
Читайте также –
Ритейл-2030: какие технологии будут внедрять FMCG-сети в ближайшее десятилетие