Андрей Воронин, CEO Fondy: Украинский e-commerce ждут большие изменения

Андрей Воронин, CEO Fondy: Украинский e-commerce ждут большие изменения

26.06.2020 08:30
  1639
Микола Маранчак

Генеральный директор FinTech компании Fondy о том, как меняется украинский рынок онлайн платежей, повлиял ли на него карантин и как изменится культура потребления в будущем.

Читайте українською

FinTech компания Fondy – разработчик сервиса, с помощью которого любой предприниматель может подключить прием платежей на сайте или в мобильном приложении от клиентов со всего мира. С 2014 года проект вырос до уровня международной компании с офисами в Украине, Великобритании, Ирландии, Польше, Словакии, а клиентами платформы за этот период стали более 8000 компаний. В 2020-м компания продолжает свою экспансию на европейские рынки и создает новые сервисы для клиентов. Как при этом меняется украинский e-commerce, повлиял ли на него карантин и как изменится культура онлайн-потребления в будущем, в интервью RAU рассказал генеральный директор Fondy Андрей Воронин.

— Как вы оцениваете рынок e-commerce в Украине? Насколько активно он развивается?

— Если говорить об интернет-продажах, то никто объективно эту аналитику по рынку не проводит. Есть только попытки. В группе EVO, объединяющей маркетплейсы Prom, Bigl и ряд других проектов, например, оценивают объем интернет-продаж в 2020 году в 87,2 млрд грн. Но они считают только продажи физических товаров. Есть еще статистика, которой каждый квартал делится НБУ. Согласно ей, за первый квартал 2020 года оборот был 121 млрд грн, что практически на 100% больше, чем за первый квартал предыдущего года. Согласно прогнозам, до конца 2020 года этот рынок превысит 500 млрд грн в Украине. Но в эту сумму входят не только физические товары, но и сервисы, услуги, платежи на зарубежных сайтах таких, как Amazon, Apple и так далее.

Если при этом взять еще статистику ПриватБанка, то получится где-то 400 млрд грн. Но это все равно значительно больше, чем интернет-продажи физических товаров, о которых говорит EVO. Эти цифры показывают, что не так растет e-commerce, как пользователи начинают активнее пользоваться онлайн-платежами.

Можно даже сказать, что в интернете продажи немного замедлились, а вот оплаты стремительно растут. Интернет-магазинам, кто еще не начал работать с платежами, нужно срочно включаться, потому что онлайн-платежи становятся стандартом.

— Чем отличается культура онлайн-платежей Украины от западных моделей?

— Украина отличается от Запада тем, что у нас по сей день преобладает Cash on Delivery. Клиенты все еще часто платят переводами на карту. Это связано с тем, что у людей до сих пор не до конца развита финансовая грамотность с точки зрения оплаты картами. Они все еще не верят в безопасность в интернете, хотя полноценная онлайн-оплата защищена куда больше, чем просто перевод денег на карту. С другой стороны, мы понимаем почему небольшие интернет-магазины злоупотребляют отправкой денег на карту: это дешевле и не нужно платить налоги.

В Европейском союзе среднестатистический процент оплаты Cash on Delivery – 13%. Остальное – это банковские карты, электронные кошельки вроде PayPal, Apple Pay, Google Pay, или локальные методы, переводы через интернет-банкинг и так далее и тому подобное.

Там законодательство следит, чтобы таких методов, как «брось мне деньги на карту», не было. Также контроль находится на стороне банков эквайеров, которые просто не позволяют использовать этот метод в принципе.

— Каким образом карантин повлиял на развитие онлайн-оплат в Украине? Какие наблюдаете тенденции?

— Мы видим, что такие сегменты как продажа одежды, готовой еды и продуктов начали активно переходить в онлайн и по некоторым направлениям рост транзакций и оборотов был десятикратный. Понятно, что это связано с тем, что в карантин доступ к магазинам был ограничен и многие начали покупать через интернет.

Бизнес тоже начал активно переходить в онлайн. Ежемесячное количество регистрации новых партнеров выросло за период карантина примерно на 80%.

Думаю, что эта тенденция сохранится, потому что бизнес в любом случае будет стараться диверсифицировать риски. Сегодня самоизоляция из-за коронавируса, завтра это может быть что-то другое – покупателям нужны альтернативные каналы, через которые они всегда смогут приобрести товары и услуги, и бизнес это понимает.

— Какие компании меняют украинскую культуру платежей?

— Ее изменить достаточно сложно. Смена культуры возможна лишь на стыке регуляторных мер и подготовленной платежной инфраструктуры. Хорошие примеры – Apple и Google Pay, которые неумышленно, но при этом совместно поменяли культуру платежей пользователей, и она стремительно меняется и развивается дальше. Это, по сути, огромная база виртуальных кошельков, которые привязаны к девайсам, а девайсы всегда рядом с пользователем. Но для того, чтобы эти девайсы смогли использоваться, как платежный инструмент, все равно нужна инфраструктура в виде устройств, которые смогут считывать платежные данные со смартфонов плательщиков. За последние пять лет она была подготовлена такими компаниями, как Visa и MasterСard в виде бесконтактных (NFC) платежей. Потому что как раз технология NFC дала возможность использовать карты через смартфоны.

— Какие регуляторные меры имеете в виду?

— Например, все уже слышали о недавнем законе про Противодействие легазизации доходов, полученных преступным путем, в котором был предусмотрен лимит переводов в 5000 грн, вокруг закона было бурное обсуждение в интернете, многие переживали, что рынок платежи и переводы онлайн умрет. На самом-то деле этот закон не страшный, он, наоборот, помогает развиваться безналичным платежам. Потому что эти 5000 грн были созданы в качестве лимита для платежей с наличными, когда отправитель приходит с наличными и говорит: «Возьми мой кэш и доставь его в точку Б». При этом онлайн-платежи ничем ограничены не были.

— Какие задачи с онлайн-оплатами решает Fondy?

— Основная задача, которую мы решаем для наших партнеров: обслуживание их плательщиков по всему миру. Наша платежная страничка помогает запоминать плательщиков и тем самым мы еще упрощаем дальнейшие платежи для пользователей, благодаря которым бизнес может повторно привлекать пользователей и, соответственно, генерировать больше покупок. Мы достаточно технологичны и стараемся помогать своим партнерам закрывать все потребности на стыке с платежами.

— С кем из известных интернет-магазинов в Украине вы сотрудничаете? По какому принципу?

— ЦУМ, LeBoutique, New Balance, Chicco, Всі.Свої, Glovo, Uklon и многие другие. Принципы очень просты: мы принимаем в их пользу платежи, делаем все, чтобы закрывать потребности наших партнеров и чтобы это было максимально удобно для покупателей.

— Каким образом предприниматель может начать сотрудничество с сервисом Fondy? О чем нужно знать и к чему быть готовым?

— Достаточно пройти регистрацию на нашем сайте, предоставить информацию о компании, подписать договор и сделать техническую интеграцию. А готовым нужно быть к приему платежей от клиентов (смеется).

— Вы предлагаете услуги по приему платежей только для крупного бизнеса или для физлиц тоже?

— У нас есть пул клиентов, которых можно назвать небольшими стартапами или пользователями, которые еще не готовы открыть полноценный интернет-магазин, но у них есть социальная страница или одностраничный лендинг, например, на Tilda. У нас для таких людей есть инструменты, которые позволяют им принимать платежи как через одностраничные лендинги и CMS-ки, так и вовсе без сайта – через социальные сети.

— Fondy – это украинская или западная компания?

— Тут все сложно. Финансовая деятельность требует лицензирования в каждой стране или группе стран. В связи с этим, как бренд, мы глобальны, но в том числе мы представлены локально с локальными лицензиями.

— Можете объяснить «на пальцах», почему тому или иному бизнесу стоит работать именно с Fondy?

— Мы даем возможность быстро масштабироваться на другие рынки, помогаем принимать платежи практически со всего мира, и, можно сказать, таким образом стираем границы между покупателем и интернет-магазином. Если компания собирается выходить на рынок Европы или Великобритании, ей достаточно открыть там представительство, – с точки зрения технологических изменений или каких-то настроек для нее ничего не меняется.

Мы помогаем плательщикам платить проще, ведь очень часто клиент уходит с сайта интернет-магазина, чтобы ввести реквизиты для оплаты. Потом его ждет еще один редирект в свой банк и только потом он завершает свою покупку. Мы помогаем нашим клиентам использовать платежные страницы, которые встраиваются непосредственно в веб-сайт и их клиенты никуда не уходят.

Таким образом они могут контролировать передвижение клиента по странице для того, чтобы в случае необходимости дать ему дополнительное уведомление и стимулировать его завершить эту покупку. А при повторных покупках, клиенту будет достаточно ввести только свой код безопасности (CVV) и оплатить практически в один клик.

— Можно ли ожидать перемен в ближайшем будущем и что ждет онлайн-оплаты в будущем?

— Несколько лет назад в ЕС была утверждена Вторая платежная директива. Она основана на том, что все банки должны открыть свои API для финансового сектора. Это позволяет компаниям работать в двух режимах. Первый – получение данных непосредственно о владельце счета: чтобы делать сервисы на стыке FinTech и предоставлять пользователям развернутые PFM-аналитики, агрегировать балансы и помогать управлять счетами, если у них счета в нескольких банках. Второй – это платежная инициация. Сделано это для того, чтобы еще больше задрайвить FinTech и создать пул альтернативных платежных методов, которые бы помогли в принципе развивать платежи.

По сути, Украина идет в эту же сторону. В НБУ был тщательно проработан законопроект Украины «Про платежные системы ». После его принятия банки Украины тоже должны будут открыть по подобному принципу API для того, чтобы можно было принимать и делать платежи между счетами. Помимо этого, когда введут в действие работу СЕП НБУ 24/7, расчеты между счетами будут работать круглосуточно и это даст еще больший толчок для развития альтернативных методов платежей.

Финансовым компаниям расширят права: они смогут открывать и обслуживать счета физлиц, юрлиц и, в том числе, физлиц-предпринимателей. Да, будут свои ограничения, что эти счета будут работать исключительно с безналичными расчетами, но как минимум все эти изменения дадут хороший стимул развитию FinTech. Можно сказать, что в ближайшие 3-5 лет рынок может значительно измениться в лучшую FinTech сторону.

Читайте также

Николай Палиенко, EVO: Карантин увеличил темпы роста электронной коммерции в Украине


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка