Рынок труда украинского e-commerce: аналитика от Rabota.ua
Какие специальности востребованы в e-commerce, как отличается предлагаемая и ожидаемая зарплата на рынке, сколько компаний заботятся о программах развития персонала и что отталкивает кандидатов от работодателей.
В ходе прошедшего UKRAINIAN E-COMMERCE CONGRESS 2016, представители HR-отдела крупнейшего в Украине портала поиска работы Rabota.ua презентовали аналитику по рынку труда украинского e-commerce. Журналисты RAU отобрали самое интересное из презентации: какие компании из сферы e-commerce наиболее активно ищут сотрудников, какие специальности и компетенции сейчас больше всего востребованы на рынке, какой уровень зарплат в отрасли и многое другое.
Кто ищет тот всегда найдет
По информации Rabota.ua, среди компаний, которые размещают больше всего вакансий присутствуют как известные игроки, так и региональные; как онлайн-магазины бытовой техники и электроники или «универсальные» магазины, так и нишевые. Наиболее активно ищут сотрудников такие компании сферы e-commerce как F.ua, Repka.ua, Aks.ua, Palladium, LeBoutique, Lamoda, modnaKasta, MakeUp, Parfums.ua. Из нишевых магазинов больше всего вакансий размещают Yakaboo, Точка, Amore Shop, She-Ye London, Office Pro, UAmade, Greensad и Телемедиа.
При этом почти половина всех вакансий в сфере онлайн-торговли предполагает работу в Киеве. Следом за столицей по количеству вакансий идут города-миллионники — Харьков, Одесса, Днепр и Львов.
При этом общее количество вакансий в e-commerce с января 2015-го по сентябрь текущего года выросло почти в четыре раза, что превышает показатель по рынку в целом.
Наиболее востребованные вакансии и компетенции — продажи по телефону, продавец-консультант, интернет-маркетолог (SEO), контент-менеджер и веб-разработчик.
Первую десятку наиболее популярных вакансий\компетенций замыкают сотрудники call-центра, складское хозяйство, FMCG: торговый\региональный представитель, водитель и легкая промышленность. К слову, топ-20 популярных вакансий составляют 60% от общего количества вакансий в украинском e-commerce.
Ожидание и реальность
Что касается отклика кандидатов, то в e-commerce он на 6% превышает среднерыночный показатель. Для сравнения, в юридической сфере отклик в три раза выше, чем в среднем по рынку.
При этом разрыв между ожиданиями соискателей по уровню заработной платы и предложениями работодателей стремительно растет. Если в первом квартале 2016 года разрыв составлял 9%, то по итогам второго квартала достиг 14%.
Наибольшие зарплаты в e-commerce — у веб-разработчиков — более 26 000 грн в месяц. В тройку наиболее высокооплачиваемых в сфере онлайн-торговли также входят специалисты по управлению продажами (более 12 000 грн в месяц) и дизайнеры (более 10 000 грн).
Что надо помнить при поиске сотрудников
Специалисты Rabota.ua утверждают, что 85% соискателей отправит резюме в первую очередь компаниям, которые рассказали о себе как работодателе. Поэтому формировать впечатление о себе и создавать бренд работодателя необходимо уже сейчас. Кроме того, в Rabota.ua уверены, что в нынешнее время, когда многие компании не могут позволить себе большие зарплаты, работодатели должны предлагать сотрудникам не только деньги. Однако пока на украинском рынке механизмами не денежной мотивации пользуются не многие.
В Rabota.ua также обращают внимание на ключевые факторы, которые отталкивают потенциальных кандидатов. Среди них неаккуратно оформленные вакансии, неадекватное соотношение требований и предлагаемой зарплаты, ложный пафос со стороны работодателя, фамильярность и т.д. Вместе с тем, неприглядные примеры оформления вакансий некоторых игроков рынка снижают доверие кандидатов к рынку вакансий e-commerce в целом. Простой пример — в двух иллюстрациях ниже.