Спецпроект RAU и robota.ua: Как изменился рынок труда в ритейле за время карантина

Спецпроект RAU и robota.ua: Как изменился рынок труда в ритейле за время карантина

29.04.2020 08:15
  832
Іван Зайцев

Первая онлайн-платформа по поиску работы в Украине robota.ua и Ассоциация ритейлеров Украины представляют масштабное исследование о том, как поменялся спрос и предложение на рынке труда в сфере розничной торговли за месяц после введения тотального карантина.

Читайте українською

Глобальные ограничения деловой активности и закрытие множества предприятий по всей стране поставили перед украинским бизнесом новые, ранее неизвестные вызовы и задачи. И не только перед бизнесом: миллионы трудоспособных украинцев оказались в оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске, переведены на удаленную работу или частичную занятость, а то и вовсе лишись своих мест. Ситуация, особенно для ритейлеров, непривычная: последние два-три года все розничные компании постоянно жаловались на трудности с подбором кадров, а теперь – наоборот, рабочей силы на рынке труда в избытке, а вот достаточного количества вакансий нет и близко.

Редакция портала Ассоциации ритейлеров Украины и первая онлайн-платформа по поиску работы в Украине robota.ua презентуют совместный спецпроект: как изменился рынок труда в сфере розничной торговли с начала карантина. Специалисты robota.ua проанализировали изменения в количестве резюме и вакансий в ритейле в целом, и в подсегментах отрасли отдельно, выяснили, как оценивают нынешнюю ситуацию на рынке труда работодатели и соискатели, как изменились предлагаемые и запрашиваемые зарплаты, и многое другое. Всего в анкетировании приняли участие 306 компаний всех размеров: от малого бизнеса (менее 20-ти сотрудников) до больших розничных сетей, обеспечивающих работой 500 и больше украинцев. Полученная информация дает представление, что и как поменялось на рынке труда, какие шаги предприняли ритейлеры, как оценивают ситуацию, к чему готовятся и что будут делать в ближайшем будущем.

RAU выбрала из глобального исследования robota.ua самые интересные и показательные факты и данные. Надеемся, наш совместный проект будет полезен для вас. Полна версия аналитики доступна по ссылке.

Ритейл в целом

Среди 306-ти опрошенных компаний чуть больше половины – 156 – представляют небольшие розничные предприятия со штатом сотрудников до 20-ти человек. В дальнейшем распределение более ровное – 44 ритейлера обеспечивают работой от 20-ти до 50-ти сотрудников, 22 – от 50-ти до 100, 27 – от 100 до 250-ти, а персоналом свыше 500 сотрудников могут похвастаться 37 торговых сетей.

По сферам и подсегментам разброс меньше: fashion-ритейл представляют 59 компаний, продуктовый – 57, БТиЭ – 30, строительные материалы, мебель и товары для дома – 45, спорттовары – 11, drogerie – 9. Остальные относятся к различным направлениям.

Также стоит отметить особенности опрошенных ритейлеров по масштабам. Из 306-ти респондентов более половины представляют локальные компании, 36 – национальные, то есть присутствующие во всех регионах Украины, 14 – филиалы или подразделения глобальных корпораций. Еще 73 компании не дали ответа на этот вопрос.

Таким образом, выборка гарантирует достаточную представленность разных сфер ритейла, достаточный охват как по размерам, так и по масштабам компаний.

Для увеличения изображений в статье — нажмите на них

Подавляющее большинство респондентов – почти 80% — уже в полной мере ощутили на себе последствия пандемии, карантина и экономического кризиса. Осталось все как было у 16% ритейлеров, а 4,5% даже сказали, что дела у них пошли в гору. Вероятно, это компании, занятые в сфере электронной коммерции: траффик и конверсия у них после введения карантина действительно заметно выросли.

Схожая ситуация и с продажами: падение отметили две трети торговых сетей, еще 17% вообще вынуждены были остановить работу и свернуть всякую активность. В то же время есть и оптимисты: у 36-ти компаний (12% опрошенных) продажи не упали, а у 16-ти (5%) – даже выросли. Впрочем, их можно считать счастливыми исключениями, лишь подтверждающими правило: 83% предприятий сферы розничной торговли оказались в глубоком кризисе.

Сложившаяся ситуация немедленно отразилась на рынке труда: менее четверти предприятий оставили открытыми все вакансии или даже открыли новые. Остальные 75% либо заморозили процесс поиска персонала полностью, либо отказались от большей половины вакансий.

Примечательно, что половина компаний при поиске персонала пока что решила не менять предлагаемые оклады. Разумеется, среди тех, кто вообще не заморозил подбор сотрудников. На урезание зарплаты еще на этапе размещения вакансий решились менее 10% опрошенных.

В целом, сложное положение, в которое решения правительства и местных властей поставили ритейл, пока еще не сильно отразилось на поведении кандидатов. Примерно поровну опрошенных компаний отмечают, что соискатели работы в розничной торговле стали активней отправлять резюме, или напротив – меньше интересоваться возможностью оперативного трудоустройства.

При этом основная часть кандидатов рассчитывает на зарплату не меньше, чем до карантина; примерно 1/6 – согласны работать за меньшую зарплату, и 1% (очевидно, очень квалифицированные специалисты редких профессий) – требуют больше денег, чем до кризиса.

Характерно, что, несмотря на кризис, 79% ритейлеров утверждают, что целиком и полностью сохранили трудовой коллектив. Без сокращений не смогли обойтись 17% респондентов – они вынуждены были уволить от 10% до 50% сотрудников. Расширили штат всего 2% компаний.

Что касается изменений в нагрузке на персонал, то тут разброс ответов очень значительный: скорее всего, все зависит от конкретной компании, и определить какие-то общие для всех тенденции крайне сложно.

Обращает на себя внимание, насколько ответы респондентов отличаются в зависимости от того, оценивают они положение дел в компании или свой личный доход. В первом случае – когда речь шла о заработной плате сотрудников – 47,6%, то есть почти половина, ритейлеров утверждают, что кризис не отразился на условиях оплаты труда персонала. Правда, все остальные сети сообщили о сокращении зарплат или отмене бонусов. Печально, но не критично, об апокалипсисе пока говорить рано.

Но при этом ответы на вопрос о личном доходе анкетируемого рисуют принципиально другую картину. У 63% опрощенных доходы сократились, а 2% вообще попали под сокращение. Не изменились доходы у трети респондентов, а больше зарабатывать стали 1,6%. Впечатляющее расхождение.

Даже в условиях карантина и кризиса ритейлеры стараются сохранить соцпакет для персонала: лишь четверть компаний его упрощает или отказывается от него вообще. Зато с целью оптимизаций расходов торговые сети массово отправляют сотрудников в отпуск: за свой счет (37%), оплачиваемый полностью (28%) или частично (14%). На сокращение зарплат работникам решились 16% предприятий, а на столь радикальный шаг как увольнение: 5%.

Но не стоит забывать, что это опрос по итогам всего лишь первого месяца карантина, и уже к маю запас прочности у многих компаний иссякнет, и они будут вынуждены перейти к более суровому режиму экономии.

Размер имеет значение

В условиях жесткого карантина, когда по решению центральной и местных властей были закрыты практически все магазины (кроме продуктовых, аптек, товаров для гигиены и здоровья), в самой опасной ситуации оказались представители малого и среднего бизнеса. Крупные компании, как правило, имеют или определенные финансовые резервы, которые помогут им пережить самое тяжелое время, или же могут обратиться в банки и другие финансовые организации за кредитами: наличие ликвидных активов и хорошая кредитная история дают им неплохие шансы на получение ссуды.

Малый же бизнес, как правило, работает в условиях, когда весь доход тут же направляется на погашение операционных расходов, закупку товаров или реинвестируется в развитие. Соответственно, отсутствие доходов мгновенно оборачивается глубоким кризисом: кассовый разрыв приводит к невозможности выплаты зарплат и оплаты аренды, а длительный простой — к банкротству и ликвидации компании.

Лишь 14% малых предприятий (численность работников до 50 человек) сказали, что пока не ощутили кризис. Среди средних компаний (от 51 до 250 сотрудников) таких уже 16,3%. А вот крупные предприятия пострадали заметно меньше – почти 30% ритейлеров с персоналом свыше 250 человек или не ощутили кризис, или же считают, что дела идут даже лучше, чем прежде.

С другой стороны, продажи просели у всех, независимо от размера. 85% малого и 81,6% среднего бизнеса в сфере ритейла сообщили о падении продаж или о полной остановке торгового бизнеса. Среди крупных компаний таких – «всего» 77,2%. Разница вроде бы и незначительная, но ощутимая.

До 50 человек персонала

Причина все в том же – малые и средние предприятия часто представлены в сегменте непродуктового ритейла: одежда и аксессуары, мелкая техника и электроника, пункты продаж бытовых товаров и т.п. Открыть такую точку намного быстрее и дешевле, чем инвестировать в большие магазины. Решением правительства подавляющее большинство таких компаний закрыты, что и привело к нынешнему сложному положению.

Лидеры же украинской сферы розничной торговли – те самые компании с сотнями и тысячами сотрудников – продают чаще всего продукты, товары для дома и строительства, средства для гигиены и здоровья: те сегменты, которым Кабинет министров разрешил работать. Разумеется, даже у них наблюдается падение выручки, но в целом эти ритейлеры намного менее чувствительны к кризису и остаются достаточно устойчивыми даже в условиях карантина.

До 250 человек персонала

Схожая ситуация и относительно набора персонала. 70% небольших компаний сферы торговли или полностью заморозили найм новых сотрудников, или заметно сократили количество вакансий. Еще хуже все сложилось для компаний среднего уровня – сохранили или увеличили количество вакансий менее 10% сетей. Крупные же компании в 20% случаев либо оставили все вакансии открытыми, либо начали подбор новых кадров.

Это объясняется тем, что продуктовые ритейлеры начали активно осваивать онлайн-продажи, запуская собственные интернет-магазины, сотрудничая с существующими площадками (такими как zakaz.ua) или со службами доставки (Glovo, Raketa, Menu и так далее). Соответственно, возросшая загрузка на новых направлениях потребовала дополнительного персонала: формировщики заказов, курьеры, логисты и т.д.

Свыше 250 человек персонала

Вакансии и зарплаты

Любопытно, что независимо от размера, предлагаемые зарплаты, несмотря на карантин, остались на том же уровне. Разумеется, у тех предприятий, которые продолжают работать, а не закрыты по решению властей. В каждом случае почти половина компаний сообщили robota.ua, что оставили предлагаемое вознаграждение соискателям на том же уровне, что и до карантина.

До 50-ти

До 250-ти

Но при этом средний и крупный ритейл стали чаще предлагать меньшую зарплату, чем до кризиса – в 16,3% и 15,8% случаев соответственно. Для сравнения: уменьшить ЗП в размещенных вакансиях решились только 5,5% мелких торговцев.

Свыше 250-ти

Данная тенденция объясняется тремя факторами. Во-первых, небольшие ритейлеры и так предлагали совсем невысокие ставки, во многих случаях – на уровне минимально возможной по законодательству зарплаты — привязывая доход работника к показателям выторга или другим дополнительным бонусам. То есть «срезать» ставки в размещенных вакансиях дальше банально некуда.

Во-вторых, крупные ритейлеры приостановили набор персонала в хед-офис, где зарплаты заметно выше, а ищут сотрудников на линейные должности, где не требуется высокая квалификация, соответственно, и предлагаемое вознаграждение ниже.

И, наконец, третий глобальный фактор: впервые за несколько лет условия на рынке ритейла в Украине диктует не работник, а работодатель. Массовое закрытие магазинов, возвращение сотен тысяч трудовых мигрантов привели к тому, что уровень безработицы в стране бьет десятилетние рекорды, и в таких условиях предприятия могут позволить себе привлекать персонал на значительно меньшие зарплаты, чем до кризиса.

И это, пожалуй, самое значительное изменение на всем рынке труда Украины, которое повлечет глобальные последствия не только для ритейла, но и для других отраслей экономики, в которых не требуются особые навыки и умения.

Соискатели и запросы

Не менее показательно и отношение потенциальных сотрудников торговых компаний. Если при поиске работы в маленьких предприятиях лишь 9% соискателей согласны получать меньше, то в случае со средними сетями – таких уже 22,4%, а ради работы в крупных компаниях на меньшее вознаграждение согласна треть работников.

До 50-ти

Причины – все те же. В малом бизнесе зарплаты и до кризиса были минимальные, и дальше «ужиматься» по запросам уже некуда. В среднем и крупном раньше предлагали большее вознаграждении, то есть даже при сокращении запрашиваемой суммы можно получать достойную ЗП. Но, что гораздо важнее: в данной ситуации средние и крупные сети гораздо более стабильны и устойчивы, чем малые предприятия, и соискатели готовы жертвовать частью заработной платы ради гарантий ее своевременной выплаты.

До 250-ти

Свыше 250-ти

Зарплаты персонала

В условиях кризиса все ритейлеры заявляют о необычайной лояльности к своим сотрудникам. Подавляющее большинство компаний утверждают, что сохраняют штат. Волна сокращений пока затронула только средний бизнес, а микропредприятия и крупные сети стараются удержать персонал.

До 50-ти

До 250-ти

Свыше 250-ти

Но при этом ради выживания вынуждены идти на непопулярные меры. Малый ритейл урезал зарплаты 42,5% сотрудников, при этом 65,5% невостребованного персонала отправлены в оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск.

До 50-ти

Средние компании убрали бонусы или сократили вознаграждение 61,2% работников, а в отпуск отправили три четверти незагруженных на данный момент сотрудников, причем половину – за свой счет.

До 250-ти

Крупные сети вынуждены были сократить доходы двум третям персонала, и отправить в отпуск 82,5% незанятых работников.

Свыше 250-ти

Очевидно, что даже стараясь не терять обученных сотрудников, компании, независимо от размера, стараются минимизировать нагрузку на фонд оплаты труда, и ради этого готовы переводить сотрудников в кадровый резерв. Таким образом они избегают увольнения и причитающихся при этом выплат зарплаты и выходного пособия, и одновременно сохраняют возможность быстро мобилизовать готовых работников сразу после окончания карантина.

Но не стоит забывать, что robota.ua проводила опрос всего после первого месяца жестких ограничений ведения бизнеса. В случае, если карантин продлится дольше, чем до середины мая, показатели могут быть совсем другими, и гораздо более печальными. К этому времени «запас прочности» закончится у подавляющего большинства малых предприятий и значительной части среднего бизнеса, и тогда они будут вынуждены прибегать к массовым сокращениям, в том числе путем банкротства компаний, так как ресурсов на выплату заработных плат или иных платежей у них уже просто не хватит.

Продуктовый ритейл

Еще больше информации из исследования онлайн-платформы robota.ua можно получить, если отдельно проанализировать ситуацию в каждом подсегменте розничной торговли. Понятно, что в период карантина в абсолютно разных условиях оказались, к примеру, сети продуктовых супермаркетов, drogerie и магазины товаров для дома (которые продолжают работать) — с одной стороны, и fashion-ритейлеры, ювелирные салоны и спорттовары – с другой.

Первыми для анализы мы выбрали продуктовых операторов. Большую часть из опрошенных компаний представляют мелкие компании, с численностью сотрудников до 20 человек. При этом каждый шестой респондент работает в национальных сетях с персоналом свыше 500 человек.

Даже магазины продуктов не смогли избежать спада продаж: 61,4% респондентов ответили, что ощутили влияние кризиса, а 63,2% — что их продажи за первый месяц карантина упали.

Что примечательно: эти два показателя в целом совпадают с количеством представителей малого ритейл-бизнеса в опросе: до 50 человек в штате у 65% опрошенных. Так что можно сделать вывод, что в первую очередь кризис ударил, опять-таки, по малому бизнесу: сети с количеством работников свыше 50-ти (и соответствующим количеством магазинов), в целом, чувствуют себя неплохо. А процент торговых сетей, у которых за месяц карантина продажи не изменились, полностью совпадает с процентом опрошенных операторов с количеством сотрудников свыше 500 – по 17,5%. Еще 12,3% ритейлеров даже сумели нарастить продажи, но это может быть связано, в первую очередь, с паникой потребителей в первые дни после введения ограничений, когда покупатели в буквальном смысле слова сметали с полок супермаркетов туалетную бумагу, гречку, консервы и другие продукты длительного хранения. В дальнейшем ситуация стабилизировалась, и за период с начала апреля вряд ли хоть одна торговая сеть смогла нарастить продажи.

Как уже отмечалось, продуктовый ритейл – один из немногих сегментов, продолжающих работу даже в условиях «тотального карантина». А учитывая возросшую загрузку и тот факт, что магазины этого направления гарантированно продолжат работу, неудивительно, что на высоком уровне сохраняются интерес соискателей (стало на 30% больше кандидатов) и предлагаемая заработная плата (61% компаний предлагают ту же зарплату, что до карантина). В то же время половина торговых сетей приостановила подбор персонала, и уже в первый месяц действия ограничений каждый пятый претендент согласен работать за меньшие деньги, чем до кризиса.

Еще одна особенность данного направления розничной торговли в Украине: почти 90% предприятий сохранили штат полностью или даже ищут новых сотрудников. И почти у половины компаний нагрузка на персонал осталась на прежнем уровне или увеличилась.

Причины все те же: спрос на продукты и повседневные товары остается на высоком уровне, а учитывая, что много сетей начали активно развивать интернет-торговлю, появилась потребность в специалистах, разбирающихся в этом бизнесе и способных оперативно выстроить работу онлайн-магазина. При этом ритейлеры также нуждаются в персонале, готовом заниматься низкоквалифицированной работой: формировать заказы, полученные онлайн, и доставлять покупки потребителям.

Высокая загрузка и стабильная выручка даже в условиях кризиса позволяют продуктовым магазинам сохранять прежний уровень заработных плат и не сокращать вознаграждение персоналу. По крайней мере, почти 80% респондентов отметили, что доходы сотрудников в их компаниях не уменьшились, а самая популярная мера экономии – отказ от выплаты бонусов.

Зато с недозагруженными работниками особо не церемонятся: 45,6% на первый месяц карантина ушли в оплачиваемый отпуск, 25% — отправлены отдыхать за свой счет, 16% урезали зарплату, а 5% — сократили. Впрочем, и в данном случае «продуктовики» оказались лояльней своих коллег по рынку розничной торговли: напомним, в среднем в ритейле 37% сотрудников отправлены в отпуск за свой счет, а оплачивают вынужденный отпуск 27,7% компаний.

Fashion

Продавцы одежды, обуви и аксессуаров – бесспорно, наиболее сильно пострадавшие от введения карантина ритейлеры. Много их магазинов располагаются в ТРЦ, то есть они попали под запрет дважды: и как непродовольственные магазины, и как арендаторы площадей в торговых центрах. Ситуация усугубляется тем, что fashion-ритейлеры, как правило, арендуют значительные площади, и много средств вкладывают в предварительный заказ коллекций, то есть значительная часть их оборотных средств заранее инвестируется в товар. В таких условиях тотальный запрет на торговлю стал для компаний сегмента очень сильным ударом.

И это легко заметить по результатам исследования robota.ua. Всего в опросе участвовали 59 компаний, представляющих сферу моды и сопутствующих товаров, и 91,5% отметили, что ощутили кризис. А продажи рухнули (или вообще остановились) у 93,2% опрошенных.

Те немногие счастливчики, которые продолжают работать, почти полностью перешли на онлайн-продажи. Но торговля через Всемирную паутину даже в лучшие времена не обеспечивала fashion-ритейлерам сколько-нибудь значимых денежных потоков, а в условиях кризиса и инстинктивного желания потребителей экономить, продажи упали еще больше.

В отличие от продуктового сегмента, продавцам одежды и аксессуаров нет необходимости набирать дополнительный персонал для выполнения интернет-заказов: освободившихся из-за закрытия магазинов продавцов и консультантов более чем достаточно для выполнения этой работы. Соответственно, три четверти компаний данного направления полностью прекратили найм сотрудников. А среди тех, кто все-таки продолжает кадровую активность, заметная доля снизила предлагаемый уровень вознаграждения.

Но даже в таких условиях ритейлеры стараются сохранить уже набранный и обученный персонал. По крайней мере на данном этапе, когда еще не все запасы исчерпаны и есть возможность хоть как-то поддерживать оставшихся без работы сотрудников. 81,4% компаний сегмента «одежда, обувь и аксессуары» сохраняют кадры, стараясь обойтись без сокращения. Но при этом три четверти признают: нагрузка на сотрудников упала на 60% или более, а каждое четвертое предприятие вообще не знает, чем занять работников.

В целом, для категории fashion картина ожидаемая: для обслуживания сохранившихся процессов достаточно незначительной доли «докризисного» персонала, а остальным придется уходить на вынужденный простой.

Что отлично заметно на этом графике:

Всего треть сетей смогла сохранить своим сотрудникам прежний уровень заработных плат. Такого глубокого кризиса не наблюдается ни в одной из других подсфер ритейла. При этом больше половины работников fashion-сегмента отправлены в отпуск за свой счет, а еще 15% компания оплачивает отпуск лишь частично.

Еще раз стоит напомнить, что это лишь первый месяц тотального карантина, дальше положение будет только хуже. И для модных сетей ситуация осложнится еще и тем фактором, что уже закупленные коллекции к моменту снятия ограничений на торговлю будут неактуальными, а значит – их придется продавать с большим дисконтом, просто чтобы накопить средства на заказ новых партий товара. Более того – отшитые модели будут прибывать со значительными задержками, поскольку вся цепочка поставок (от производителя ткани и фурнитуры до розничного магазина) в результате пандемии и ограничений серьезно нарушена, соответственно, выдерживать сроки и объемы производителям готовой одежды будет крайне сложно.

Учитывая эти факты, можно спрогнозировать, что кризис в fashion-индустрии окажется сильнее и продлится дольше, чем во многих других сегментах ритейла. Соответственно, в ближайшее полугодие вряд ли пойдет речь и о восстановлении спроса на персонал со стороны торговых сетей одежды, обуви и аксессуаров.

Бытовая техника и электроника

Из 306-ти компаний, принявших участие в опросе robota.ua, сегмент БТиЭ представляет десятая часть – 30 торговых сетей. Половина из них относится к микробизнесу, а вот остальные представляют различные масштабы – от локальных игроков до национальных операторов.

Стоит отметить, что по сравнению с fashion-ритейлерами продавцы техники и электроники оказались в более выигрышном положении. Часть их ассортимента представляет собой «средства связи», продажа которых на период карантина разрешена. Кроме того, в самом начале массовых закрытий офисов и перевода сотрудников на удаленную работу резко вырос спрос на ноутбуки, веб-камеры и другие технические средства, необходимые для обустройства «офиса дома». Да и не стоит забывать о том, что покупка гаджетов и бытовых приборов через интернет – привычное дело для большинства пользователей.

В то же время негативное влияние на сектор оказывают два фактора. Во-первых, смартфоны и гарнитура – лишь незначительная часть ассортимента торговых сетей техники и электроники. А продажа, к примеру, телевизоров, стиральных машин, мелкой бытовой техники и прочего в торговых залах формально запрещена. Во-вторых, у ведущих операторов значительная часть торговых точек расположена в ТЦ/ТРЦ, соответственно, в период тотального карантина работать не может.

Скорее всего, именно этими двумя причинами объясняются нынешние сложности продавцов гаджетов и техники: 80% опрошенных сетей уже чувствуют влияние кризиса, а 77% отметили спад продаж.

Само собой, это не могло не отразиться на кадровой активности компаний данного сегмента. Треть предприятий полностью заморозили набор персонала, пятая часть – предлагает соискателям меньшие деньги, чем до кризиса.

Что еще любопытно и нехарактерно для отрасли: практически поровну распределились ответы на вопрос о поведении кандидатов. Четверть компаний отметила, что соискателей работы стало больше, четверть – что ничего не изменилось, каждая пятая – что кандидатов стало меньше. И при этом треть претендентов согласна получать меньше.

Причина, скорее всего, та же, что и в случае с продуктовыми магазинами: сети техники и электроники – солидные работодатели, с большим запасом прочности и опытом преодоления разнообразных кризисных ситуаций. Поэтому ради стабильности в сложное время работники готовы пожертвовать частью заработка, но получить возможность пережить кризис не на пособие по безработице.

Учитывая возросшую активность соискателей, предприятия сферы БТиЭ достаточно жестко сокращают расходы. Если в целом в ритейле 80% компаний сообщили, что сохраняют весь персонал в штате, то в данном сегменте таких всего 67%. То есть треть торговых сетей электроники уже сократили сотрудников или планируют это сделать в ближайшее время.

Скорее всего первыми под увольнение попали работники фронтлайна – продавцы, кассиры, охранники и так далее – нагрузка на которых значительно сократились. И если в случае с некоторыми другими секторами ритейла была возможность перевести таких сотрудников на обслуживание интернет-заказов, то в технике и гаджетах такая опция невостребована: большинство компаний уже давно развивают онлайн-торговлю, и штат таких подразделений полностью укомплектован. В этом и причина столь заметного процента увольнений.

Стремясь сэкономить и выжить в период карантина, ритейлеры техники не только сокращают персонал, но и урезают зарплаты оставшимся работникам. Ровно половина компаний пошла на такие меры, что, учитывая обстоятельства, и не удивительно.

Другой вариант экономии – отправить сотрудников в оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск. Один из этих двух путей уменьшения затрат выбрало ровно 80% предприятий данного направления.

DIY

В данном случае мы посчитали целесообразным объединить две категории, которые в опросе robota.ua были отдельными сегментами: строительные супермаркеты и товары для дома. Дело в том, что большинство операторов данного направления уже давно предлагают все в комплексе: как стройматериалы, так и предметы обихода, товары для уюта etc. Более того: в магазинах лидера-монополиста направления DIY (от англ «Do It Yourself» – сделай это сам) – сети Эпицентр – можно купить не только товары для строительства, ремонта, уюта, сантехнику или инструменты, но и декор, посуду, саженцы, предметы гигиены и даже продукты питания.

Вероятно, именно поэтому запрет на работу непродовольственных торговых точек не затронул Эпицентр и ряд других сетей: им было позволено продолжать торговлю, правда, со значительными ограничениями по предлагаемому ассортименту.

При этом, несмотря на разрешение продолжать работу, практически все ритейлеры DIY оказались в кризисной ситуации из-за падения продаж и остановили поиск нового персонала. Скорее всего, дело именно в ассортиментных ограничениях: самые высокомаржинальные товары оказались под запретом. А возможность продавать средства гигиены и сопутствующие товары не может этого компенсировать.

В то же время компании, продолжающие подбор новых сотрудников, не снизили предлагаемое вознаграждение. Без детального анализа открытых вакансий сложно сказать, в чем причина, но вероятнее всего: специфические требования к персоналу строительных супермаркетов. Продавцы-консультанты обязаны детально разбираться в особенностях представленного товара, и быть готовыми помочь покупателю с выбором. Обучить такого специалиста – дело не одного месяца, поэтому экономить на фронтлайне ритейлеры не спешат.

Кроме того, все сети начинают активно осваивать торговлю через интернет, что также требует специальных знаний и умений. В свою очередь, рост доли онлайн-продаж приводит к росту спроса на смежные специальности: курьеров и экспедиторов, операторов колл-центра, формировщиков заказов и так далее.

Кстати, особенностями требований к соискателям может объясняться и то, что заметно снизилась активность претендентов на работу в сетях сегмента DIY: 22,2% респондентов отметили, что стали получать меньше резюме. Но при этом значительная часть потенциальных сотрудников все еще рассчитывает на то же вознаграждение, что и до введения карантина.

Именно эта причина – сложность обучения линейного персонала – и приводит к тому, что строительные супермаркеты и магазины товаров для дома стараются удержать уже проверенных сотрудников. Почти 96% предприятий сообщили, что все работники остаются в компании во время кризиса. Несмотря на то, что резко снизилась нагрузка на менеджеров по продажам, продавцов-консультантов и кассиров. С другой стороны, больше работы стало у руководителей и логистов: чтобы организовать цепочку поставок от производителя к покупателю в условиях кризиса и закрытых границ необходим особый талант.

Желание удержать подготовленных сотрудников понятно и похвально. Но учитывая существенное падение продаж, даже DIY-ритейлерам приходится экономить на фонде оплаты труда. Почти половина компаний ликвидировала выплату бонусов или сократила зарплату персоналу. Треть – была вынуждена отправить в неоплачиваемый отпуск недозагруженных работников. Еще одна треть – оплатила своим сотрудникам вынужденный отпуск.

Но в данном случае – так как торговые сети заинтересованы в сохранении персонала – речь идет о временном переводе в кадровый резерв. И сразу после возобновления работы магазинов сотрудники смогут вернуться на свои рабочие места. В отличие от сегмента fashion, где главным бонусом по итогам 2019 года может стать работа на 2020-й.

Товары для спорта и активного отдыха

Это направление розничной торговли, наряду с fashion-операторами, оказалось в наиболее неблагоприятной ситуации: много точек расположено в ТРЦ, никаких исключений для работы нет, коллекции закуплены и оборотные средства заморожены. При этом весенний сезон, когда традиционно наблюдается рост спроса на товары для спорта и туризма, уже провален. Когда и как компании данного сегмента смогут выйти из затянувшегося кризиса – неизвестно, но ясно, что испытание будет серьезным для всех сетей, независимо от размера и географического покрытия.

Влияние кризиса уже ощутили 90% компаний отрасли. Это не удивительно, учитывая, что практически все торговые точки операторов спорттоваров закрыты. Но при этом 27% компаний отмечают, что продажи сохранились на прежнем уровне. Это те предусмотрительные счастливчики, которые заранее настроили омниканальную модель продаж или же выставили часть ассортимента на маркетплейсах и смогли предлагать товары через Всемирную паутину.

Само собой, полностью компенсировать падение офлайн-продаж с помощью интернета невозможно, но это один из немногих эффективных способов обеспечить поступление «живых» денег во время кризиса и тем самым оставаться на плаву и поддерживать персонал.

При этом, несмотря на фактическую остановку отрасли, заметная часть компаний не собирается снижать предлагаемое вознаграждение соискателям. Но примерно половина торговых сетей полностью заморозила подбор персонала: для обеспечения работы интернет-магазинов вполне достаточно наличного персонала после перераспределения функций.

Аналогично и потенциальные сотрудники: несмотря на кризис, большинство из них не готовы снижать свои требования по заработной плате и дополнительным благам. Это объясняется тем, что во многих случаях от сотрудника магазина спортивного снаряжения требуется доскональное знание товара и особенностей его применения, особенно если речь идет об экстремальных видах спорта. Поэтому пока соискатели не готовы идти на уступки работодателям. Впрочем, в перспективе их запросы могут поменяться, ведь пока еще не ясно, когда магазины спортивных товаров смогут возобновить работу.

Как и большинство других ритейлеров, сети sport&outdoor стараются удержать своих сотрудников: обучение новых займет время и потребует ресурсов, которых в кризис всегда не хватает. Но при этом три четверти компаний отметили, что нагрузка на персонал значительно сократилась, а 20% ритейлеров не знают, чем занять персонал или вообще прекратили деятельность.

В такой ситуации логичным выглядит максимальное сокращение расходов. Средства привычные: отпуск (оплачиваемый или за свой счет) и сокращение заработных плат. Продавцы товаров для спорта и активного отдыха прибегают к обоим путям: как массово отправляют сотрудников на вынужденный отдых, так и урезают вознаграждения.

Скорее всего, в данном сегменте, учитывая длительный срок восстановления докризисных объемов продаж, сокращение зарплат – мера не на один месяц. То есть даже после открытия магазинов на прежний уровень доходов сотрудникам рассчитывать не стоит: последствия кризиса будут сказываться на отрасли еще долго.

Drogerie

В Украине не так много сетей, продающих товары для красоты и здоровья, а игроков национального масштаба можно пересчитать на пальцах одной руки. Так что не удивительно, что в опросе robota.ua приняли участие всего 9 компаний, но это, тем не менее, дает достаточно объективную картину происходящего в данном секторе розничной торговли.

Магазины, продающие товары для гигиены и здоровья, относятся к немногочисленным исключениям: им разрешили продолжать работу. Правда, как и в случае со строительными супермаркетами, ограничили ассортимент: например, декоративную косметику и товары для ухода продавать запрещено. Кроме того, значительная часть торговых точек таких сетей находятся в ТРЦ, что также осложняет их работу.

Именно этим и объясняются довольно тревожные настроения в отрасли: две трети компаний уже ощутили последствия карантина, столько же отметили падение продаж. Скорее всего именно эти операторы или полностью приостановили набор сотрудников, или сократили количество вакансий – таких также ровно две трети.

Проблема усугубляется тем, что многие, особенно региональные, сети ранее не уделяли особого внимания развитию интернет-продаж, делая ставку на офлайн-торговлю. Теперь они пытаются лихорадочно наверстать упущенное, но быстро перестроить процессы и оперативно выйти в онлайн: задача более чем сложная и масштабная.

Учитывая небольшое количество респондентов, сложно анализировать поведение игроков рынка drogerie относительно заработных плат и поиска сотрудников. Тем более, что 6 из 9 компаний сообщили о приостановке процесса подбора кадров.

Но и здесь заметна та же тенденция, что в целом по отрасли: ритейлеры стараются по мере сил сохранить персонал. Впрочем, учитывая, что хоть и в урезанном формате, но торговые точки операторов работают, продавцам товаров для гигиены и здоровья проще, чем многим их коллегам: генерируемые доходы позволяют частично сохранить выплаты сотрудникам. Вероятно, именно поэтому ни одна из опрошенных компаний не ответила, что отправила недозагруженных работников в отпуск за свой счет: только полностью или частично оплачиваемый. Или увольнение.

Другие сегменты

Украинская розничная торговля – очень многообразная сфера экономики. Кроме уже упомянутых секторов присутствует еще множество других: ювелирные магазины, зоомаркеты, товары для детей, продавцы часов и аксессуаров, цветов и подарков, конфет и сладостей, настольных игр, товаров для рукоделия и так далее. Разбивать их по каждому направлению крайне тяжело и вряд ли целесообразно: как правило, большинство операторов каждого подсегмента – небольшие локальные компании с двумя-пятью торговыми точками.

Поэтому специалисты robota.ua объединили их в отдельную категорию под условным названием «прочее». Всего таких компаний оказалось 89, две трети из которых – микробизнес.

Кризис ощущают практически 80% из них, но при этом примерно у 4% респондентов дела идут даже лучше, чем до кризиса. Интересно – кто эти счастливчики? Вероятно, те самые 6,7% представителей сферы e-commerce, которые открыли новые вакансии, несмотря на карантин и падение продаж у большинства ритейлеров.

По поиску кадров ситуация аналогичная: большинство компаний заморозило поиск персонала, но примерно 20% продолжают найм на работу менеджеров по продажам, логистов и кассиров. И при этом предлагают практически такую же зарплату, как и до карантина.

Стоит помнить, что большинство представителей данной категории – малый и микро-бизнес, который традиционно оформляет сотрудников на минимально возможную по закону заработную плату. Поэтому сохранение предложения на докризисном уровне не должно вводить в заблуждение.

Треть компаний отметила, что уровень активности кандидатов сохранился на прежнем уровне или даже вырос, при этом 12,4% соискателей согласны на снижение зарплат. Опять-таки, без детализации категории по отдельным направлениям невозможно сказать, чем объясняются такие тенденции (к примеру, зоомагазины продолжают работать и могут позволить себе найм новых работников, а ювелирная сфера – в глубокой стагнации, и игроки рынка думают не о подборе сотрудников, а о выживании).

Помня о «разношерстности» этой категории, не стоит удивляться разнообразию ответов: что происходит с уже трудоустроенными кадрами, как меняется нагрузка на персонал, и кто из специалистов сейчас более востребован.

Общие тенденции: стремление сохранить сотрудников и обойтись без увольнений, а сокращать расходы за счет отправки невостребованных специалистов в отпуск, отказ от выплаты бонусов и уменьшение заработных плат.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка