Дмитрий Расновский, Glovo: Курьеры — короли карантина. Или не все так прекрасно?
Вышла ли Glovo на уровень самоокупаемости в Украине, как чувствуют себя заведения общепита, и что происходит с бизнесом компании в других странах.
Материал записан НВ Бизнес во время стрима X-STREAM от Lobby X — серии онлайн-интервью с топ-менеджерами компаний различных индустрий, где они рассказали как их компании переживают кризис и прогнозируют будущее своих отраслей. Вопросы генеральному менеджеру Glovo Украина Дмитрию Расновскому задавал Владислав Грезев — CEO Lobby X. RAU публикует ключевые тезисы беседы.
Как работает сейчас офис
Я и наша команда, даже до введения карантина перешли на work from home, потому что мы технологичная компания, нам не нужно быть в офисе. Весь штат работает удаленно.
Как идет бизнес
С одной стороны, за счет того, что люди сейчас оказались на карантине, они стали активнее пользоваться онлайн-сервисами. Количество новых пользователей, которые приходят в неделю, более чем удвоилось. С другой стороны, мы растем за счет новых категорий: если раньше больше заказов приходило на рестораны, то сейчас люди заказывают из аптек и супермаркетов.
Продажи из аптек удваиваются каждую неделю. Частично, потому что мы снизили стоимость доставки с 60-ти до 1 грн. Приняли решение, что аптеки — критично для населения. Для нас это сознательно убыточная история, но это определенного формата социальная ответственность.
По поводу супермаркетов: раньше люди предпочитали сходить туда сами. Сейчас заказывают в случае, если что-то забыли, или крупные заказы. Из того, что я наблюдаю, доставка как категория в целом растет, растем мы, рестораны свои службы доставки очень активно развивают. Мы видим проекты Нова пошта, других. Все пытаются с одной стороны снизить потери, попробовать какие-то новые штуки, новые бизнес-модели и предложить решение.
Ложка дегтя
С одной стороны, объем бизнеса вырос и это заметно невооруженным глазом, учитывая количество курьеров на улицах. С другой: доходность падает, потому что многие рестораны просто закрылись — доставка сейчас, к сожалению, не на том уровне, чтобы перекрыть потери офлайна. И получается, что для того, чтобы каждый пользователь мог сделать заказ, нам приходится увеличивать дистанцию. Чем выше дистанция, тем больше мы должны компенсировать курьеру.
Во-вторых, есть снижение среднего чека. Это связано с тем, что люди начинают понимать, что они не в оплачиваемых отпусках. К тому же, у многих ресторанов есть проблемы с ликвидностью и они просят об отсрочке оплат или о пересмотре комиссий.
Получается, что денег в системе становится все меньше. Транзакций больше, а денег, к сожалению, меньше. И вопрос в том, что очень сложно удержать это все на плаву. Доставка растет, и большой плюс в том, что многие останутся в индустрии доставки. Я не удивлюсь, если ряд рестораторов оставят свою доставку и после карантина, так как найдут способы совмещать.
Но давайте посмотрим на котировки food delivery, которые публично торгуются. Есть Uber — глобальная компания, которая торгуется на Нью-Йоркской бирже, есть Take away, есть Grub Hub, я могу продолжать список. Эти все компании показывают негативную динамику, их котировки падают. Потому что, с одной стороны, для котировки важен оборот, но и определенность экономики какая есть. Поэтому с уверенностью могу сказать, что мы и наши конкуренты инвестируем в рынок, в его будущее развитие и это прежде всего инвестиция. К сожалению, о прибыли речь не идет. Возможно, через пять лет, когда будет какой-то другой кризис, уже будет другая ситуация, но не сейчас.
Много ли новых курьеров появилось
Огорчает, что спрос и количество людей, которые хотят быть курьерами, демонстрирует, что проблемы в экономике уже начались. Есть огромный поток желающих стать курьерами и мы, к сожалению, не можем всех нанять. По количеству курьеров мы выросли в процентах может на 15%.
Если раньше у курьеров было 10 часов в неделю на доставку, это были преимущественно студенты. Сейчас у них появилось больше времени, курьеры стали больше доставлять, поэтому нам не нужно сильно увеличивать штат.
Как чувствуют себя рестораны
Во-первых — как бы ни развивали доставку, этого не хватит, чтобы закрыть офлайн. Плюс доставка менее маржинальна для рестораторов. Поэтому многие рассматривают доставку, как возможность дать своим поварам и официантам поработать чтобы не сокращать. Теряют, конечно, в прибыли, но это выживание.
Во-вторых — большинству не удается существенно снизить стоимость арендной платы. Кому-то удалось, кому-то нет.
Когда у ресторана была большая территория с большой террасой даже с арендной скидкой, это все равно большой кост, который сложно отбить. Многие уже вынуждены закрываться. Еще сложнее барной индустрии. Очевидно, что некоторые заведения не просто закрылись, а расторгли договоры аренды и забрали свое оборудование. После карантина этих мест просто не будет.
Что происходит с Glovo на других рынках
Почему нам легко строить прогнозы, потому что почти все уже видели. Если брать Испанию, Италию — одни из ключевых рынков и где большой показатель смертности населения, то там закрывается много ресторанов, вводится очень много ограничений по безопасности. И закрыты все крупные сети.
Это пример того, когда доставка есть, но спроса же нет. Спрос упал и люди очень пессимистично смотрят на экономическую ситуацию, поэтому экономят. И это Испания — страна с евровалютой, где изначально больше накоплений.
В целом мы рассматриваем пять фаз карантина. Фаза №1 — все как обычно, фаза №2 — все вроде, как обычно, но школы уже закрыли, фаза №3, когда введен общенациональный карантин, фаза №4, когда закрыты рестораны, ограничения по продаже продуктов питания и ограничена доставка, или часами, или еще чем-то еще, 5 — когда возвращаемся в usual. То, что сейчас происходит, все страны движутся от 1 к 4. Мы уже готовимся к тому, что будет фаза 4, что введут комендантский час, ограничат часы продаж в различных магазинах. На фазе 4 на всех рынках доставка очень падает.
Вышла ли Glovo на уровень самоокупаемости в Украине
Нет, конечно. Но есть план на 2020-й. Сейчас это просто невозможно, к сожалению. Мы улучшали свои показатели, но в период карантина из-за того, что есть определенные потребности у рестораторов, за счет роста аптек и супермаркетов, история очевидно все более неприбыльная. Есть куча вещей, в которые мы сознательно инвестируем. Мы понимаем, что такое время и это сознательная стратегия компании. О росте идет речь, а о самоокупаемости — нет. Надеюсь, что это произойдет в конце года. Мы на это направлены.
Источник: НВ Бизнес
Читайте также
Быстрые испанцы: в чем стратегия успеха сервиса доставки Glovo