Свой сайт, шаблон и маркетплейс: что выбрать для старта интернет-продаж
С какой платформы лучше начинать продажу своих товаров онлайн новому бизнесу: с нуля создавать собственный сайт, использовать шаблонный макет интернет-магазина или сразу выходить на маркетплейс.
На данный момент интернет открыл целую гору новых возможностей для начинающих предпринимателей, но не объяснил, что с ними делать. LIGA.net попросила специалистов рассказать. И рассказала о преимуществах и недостатках каждого варианта. RAU публикует сокращенную версию материала.
Свой сайт с нуля
По мнению специалистов, собственный сайт стоит создавать, когда предприниматель хорошо изучил рынок, убедился в востребованности товара, понимает, каким должен быть сайт для клиента, хочет сделать площадку с эксклюзивным дизайном и выстраивать свой бренд.
Собственный сайт, конечно, нужно делать на заказ. Это займет немало времени и обойдется в крупную сумму.
Если заказывать сайт у веб-студии, то цена может измеряться тысячами долларов, а время разработки — месяцами, в зависимости от сложности заказа. Фрилансер же сделает в разы быстрее и дешевле, но не факт, что качественно. Потому что в веб-студии над проектом будут работать несколько человек.
“Такие сайты имеют большой потенциал в плане развития функционала. Они полностью автономны и не зависят от площадок, их можно переносить с хостинга на хостинг без потери данных. Собственный сайт позволяет наращивать функционал постепенно, то есть сначала можно стартовать с начальным набором функций, необходимых для продажи, а в процессе наращивать его”, — описывает преимущества этого пути Digital Art Director маркетингового агентства Digital Choo Евгений Шуклин.
Но у них есть и недостатки. Основатель проекта Startup.In.UA Александр Рябцев выделил следующие:
- необходимость значительной разовой инвестиции в создание сайта (дизайн, техническая разработка, хостинг или собственный выделенный сервер);
- необходимость постоянных затрат на поддержку и развитие сайта;
- высокая цена «ошибки»: упал сайт — остановились продажи.
Шаблон
«Шаблонный сайт можно использовать на начальном этапе e-commerce для наработки навыков продаж и накопления опыта, — для стартапа или небольшого бизнеса, который пока имеет небольшой ассортимент», — считает совладелец интернет-магазина автозапчастей DOK.ua Андрей Дашкевич.
По его мнению, главный недостаток шаблонов состоит в том, что они негибкие, и если по мере роста хочется что-то видоизменить или перестроить, это практически невозможно сделать.
Евгений Шуклин сравнивает шаблонные сайты с физическим магазином, в котором нельзя делать ремонт и перестановку. И отмечает, что вдобавок такие сайты не уникальны — тот же шаблон может купить любой.
Тем не менее, у шаблонных сайтов есть и преимущества. Их легко создать самому и они потребуют всего пары сотен гривень в месяц абонплаты. Head of PR интернет-агентства SEO-studio Наталья Дмитриева также отметила, что через пять лет любому сайту нужен апгрейд и большинство конструкторов регулярно выпускают обновления своих шаблонов.
Маркетплейс
Этот вариант тоже отлично подходит для новичков: на маркетплейсе можно быстро создать интернет-магазин и стоить это будет несколько тысяч гривень в год. Для тех предпринимателей, которые только начинают работать в сегменте e-commerce, этот вариант — наиболее выгодный.
Преимущества маркетплейсов описал CEO Prom.ua Иван Портной:
- Быстрый старт. Предпринимателю не придется искать подрядчиков, чтобы разработать сайт и его дизайн, настроить SEO-продвижение в поисковых системах или запустить рекламу для привлечения клиентов. Магазин на маркетплейсе уже готов и преднастроен для интернет-продаж. Это как арендовать место в популярном торговом центре вместо того, чтобы строить отдельный магазин.
- Доступ к аудитории. Собственный интернет-магазин требует длительной работы и больших финансовых затрат для SEO-оптимизации, чтобы попасть в топ поисковой выдачи. В то время как маркетплейс — это прямой доступ к аудитории.
- Функционал. C магазинами, созданными на базе маркетплейса, постоянно работают разработчики и создают для них новые «фишки»: автоматическое изменение цены (например, при колебаниях курса валют), интегрированные сервисы SMS- и e-mail-рассылки, возможность обрабатывать заказы с мобильного телефона, мобильная версия сайта и т.д.
- Партнерские возможности/программы. На маркетплейсе партнерские программы обходятся предпринимателям бесплатно или значительно дешевле, чем, если бы они подключались напрямую к таким партнерам как Нова пошта, Укрпошта, LiqPay и т.д.
Но недостатки у этого варианта тоже имеются. Евгений Шуклин назвал следующие:
- Продавцов будет очень много. Когда потенциальный клиент будет искать товар, то в поиске маркетплейс выдаст все похожие товары: не только ваши, но и конкурентов;
- Это закрытая система, которую нельзя менять. Зачастую даже дизайн сложно поменять. В итоге получается, что вы с конкурентами “на одно лицо”;
- Такой сайт невозможно развивать и масштабировать;
- Продавец зависит от площадки. Если завтра она решит закрыться, то бизнесу придет конец;
- Таким сайтам меньше доверия, так как среди них часто появляются “сайты-однодневки”;
- Его невозможно перенести на другую платформу.
Вообще, большинство специалистов больше рекомендуют использовать маркетплейс в качестве дополнительного канала продаж. И с его помощью увеличивать трафик на основной сайт.
Источник: LIGA.net
Читайте также —
Епоха маркетплейсів: як онлайн-торговля розвивається в Україні та світі