Почтовая рапсодия: секреты работы Киевского инновационного терминала Нова пошта (фоторепортаж)
Как Нова Пошта контролирует траффик доставки посылок, сколько и по какому принципу обрабатывает отправления, как часто случаются потери и как работает Киевский инновационный терминал, ставший революцией автоматизации украинской логистики.
Когда в 2001 году университетские друзья Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк только запускали новый сервис доставки, они себе и представить не могли, что в 2018 году их компания будет обрабатывать 7,5 млн посылок в месяц. Важную роль в этом процессе играет Киевский инновационный терминал (КИТ), открытый в начале марта 2018 года на площади 10 га в районе Окружной дороги.
В Нова пошта между собой шутят, что обыски Генпрокуратуры в марте связаны с огромной территорией КИТ, на которой сотрудники могут прятать в ангарах разбитые летающие тарелки и инопланетян. Это, в свое очередь, привлекает внимание правительства. Что-то в этой истории есть правдоподобное — центр управления терминалом чем-то напоминает Центр управления полетами NASA из фильмов.
На входе в терминал первое, что бросается в глаза — уже обветшалый, но всегда свежевыкрашенный автомобиль Славута. Установлен перед входом в КИТ он не случайно — это самая первая машина Нова пошта и она напоминает о том, с чего все начиналось.
В эмоциональной манере экскурсовод рассказывает об особенностях работы терминала, значении его для украинской логистики и бизнеса в частности. Переоценить их действительно сложно — 3 ноября на конференции «Рынок игрушек в Украине. На шаг впереди» сооснователь интернет-магазина товаров для детей Pampik.com Шахин Мусаев на вопросом о том, зависит ли ритейл в нашей стране от качества логистики, ответил: «Да, мы все зависим от Нова пошта».
Открытый официально 2 марта Киевский инновационный терминал — первый сортировочный терминал с автоматизированной линией, которая не имеет аналогов в Украине. Его площадь составляет 14 800 кв. м и за один час через него проходит до 20 000 отправлений.
Строительство КИТ Нова пошта начала в 2015 году — общая сумма инвестиций в проект составила 15 млн евро. Все еще работает лишь первая очередь терминала, вторую рассчитывают запустить в 2019 году. К тому моменту площадь объекта достигнет 23 900 кв. м.
Оборудован терминал сортировочной системой голландской компании Vanderlande — одного из мировых лидеров в автоматизации логистических процессов. Ключевой элемент системы ‒ сканер штрих-кодов, считывающий их с посылок. Чтобы все посылки были отправлены вовремя, терминал работает круглосуточно семь дней в неделю, штат — 750 человек, работающих в четыре смены.
Технология сортировки предусматривает вес посылок от 1 кг до 30 кг и размером наибольшей стороны до 70 см. В начале ленты проходит процесс «накидывания» посылок, которые приходят из отделений Киева и Киевской области, а также из других терминалов. Для их приема и отправки в КИТ работает 199 гейтов с рампами, к которым подъезжают грузовые машины. Работники терминала разгружают посылки, сортируют по клеткам, после чего раскладывают на ленту, на которой специальные рамки со скоростью до 3-х посылок в секунду автоматически распределяют их по направлениям будущей отправки. На другом конце ленты сотрудники вновь загружают посылки в клетки, после чего те закатываются в машину и отправляются в город назначения.
Уже в следующем году в Нова пошта хотят отказаться от клеток и автоматизировать даже процесс разгрузки-погрузки с помощью телескопических транспортеров.
В среднем посылка может провести в терминале до семи часов, после чего последует в Ужгород, Харьков, Полтаву, Одессу или любой другой город. Цель компании — довести этот срок до одного-двух часов максимум.
Для более мелкого груза — писем, корреспонденции, косметики, — предназначены голубые боксы, опечатанные специальной пломбой, которую в процессе логистики нельзя снять до самого попадания в отделение. Категоризируются они условно до 1 кг — независимо от того, конверт это или маленький коробок. От 1 кг до 30 кг — это посылочный формат — он обрабатывается на ленте автоматической сортировки. «Негабарит» и особенные отправления сортируется вручную.
У машин свой график выезда из хаба. Они могут отправляться как раз в сутки, так и до 15 раз в популярные в Украине направления. Загрузки «под завязку» машина не ждет, поэтому отправления никогда не задерживаются из-за ее незаполненности.
Информационное табло сделано по аналогу «прилет-вылет». Желтым цветом отображаются все рампы, к которым подъехала машина и сейчас их загрузка находится в обработке, белым — ожидающиеся и красным, если по какой-то дорожной причине машина задерживается.
В диспетчерском управлении специалисты контролируют траффик доставки посылок по всей стране и внимательно следят за любыми задержками. На первый взгляд может показаться, что это киношный центр управления полетами NASA — именно так выглядят многочисленные мониторы с графиками, геолокациями и мигающими указателями. А сами сотрудники диспетчерской выглядят также невозмутимо и на гостей «рубки» не реагируют.
Статистику повреждения посылок Нова пошта также ведет. Для них показатель недостачи — это не то, что посылка пропала и не прибыла то пункта назначения, а то, что было не доставлено вовремя.
Что касается пропаж в результате кражи или злоупотребления — то в среднем пропадает 0,01% от общего объема всех посылок за месяц. Повреждения составляют 0,03% в среднем от всего объема посылок за месяц.
За последний квартал осуществлялось почти 14 млн отправлений в месяц. По каждому факту пропажи компания проводит внутреннее расследование. Если это вина сотрудников — Нова пошта полностью возмещает клиенту стоимость посылки, так что при заполнения бланка в отделении крайне важно давать правдивую и корректную информацию. Также в случае потери, расследованию помогают видеокамеры, наблюдающие за каждой отправкой и действиями оператора.
Сейчас Нова пошта занимается строительством подобных терминалов в Хмельницком и Львове, а также недавно подтвердила планы строительства терминала в Харькове. Тем не менее, терминал в Хмельницком будет меньше КИТ по площади. Инвестиции в него составят около 9 млн евро. Но оборудование от киевского отличаться он не будет.
Во Львове строительство терминала находится на финальном этапе и завершится в мае 2019 года. Компания уже заказала туда сортировочное оборудование. Такие же терминалы будут строиться во всех украинских городах-миллионниках, но сроки пока не называются.
Читайте также —
Склад на аутсорс: как работает фулфилмент-центр Нова пошта (фоторепортаж)