
Novus открывает первый супермаркет в 2025 году


Лидеры пока что неизменны, но уже в ближайшее время в топ-5 продуктовых сетей Украины по выручке могут произойти значительные изменения.
Ассоциация ритейлеров Украины презентует свою версию самых доходных продуктовых сетей Украины за 2017 год. Чтобы собрать воедино данные о товарообороте крупнейших ритейлеров, нам пришлось использовать различные методики, поэтому полученные цифры могут отличаться от информации, представленной другими изданиями и аналитическими компаниями.
Найти достоверные данные о выручке украинских ритейлеров сегмента FMCG – далеко не самая простая задача. Большинство компаний достаточно закрытые, и неохотно открывают подобную информацию. Исключения: международные компании, акции которых торгуются на бирже, и которым, согласно корпоративным правилам, необходимо публиковать ежегодную отчетность. Но и тут есть нюансы: к примеру, та же Metro Group традиционно отчитывается по итогам не календарного, а финансового года: с 30 сентября по 1 октября. При этом сумму выручки указывает, разумеется, в евро. Французский холдинг Auchan вообще не выделяет отдельно Украину, ограничиваясь в отчетах регионом «Центральная и Восточная Европа». Предоставить данные только по Украине и за календарный год в компании не смогли.
Впрочем, некоторые ритейлеры, работающие в нашей стране, добровольно публикуют или предоставляют данные по обороту за минувший год. Так поступают АТБ, Fozzy Group, Novus, Varus, ЭКО маркет. Но компании не всегда уточняют, имеется ли в виду выручка только розничного подразделения группы, или всего холдинга в целом. И не всегда – указана выручка с НДС или без этого налога.
Третий путь добыть информацию о доходах крупнейших продуктовых ритейлеров Украины – использовать данные Государственной фискальной службы или составленные на их основе рейтинги крупнейших компаний Украины. Есть ряд оговорок. С одной стороны, данные о выручке в налоговой отчетности гарантированно даются без НДС. С другой – каждое юрлицо отчитывается отдельно, а значит, несколько компаний, входящих в один холдинг, подают несколько отчетов. Так, к примеру, три субъекта, входящие в Fozzy Group – Фоззи-Фуд (сеть Сільпо), Фора (Фора) и Экспансия (Fozzy Cash&Carry) – подали три разных отчета. Кроме того, как и в случае с отчетами международных компаний, непонятно – отображает ли графа «доходы» только выручку от продажи товаров, или сюда включены и другие направления деятельности.
И, наконец, в случае, если никакой из предыдущих способов не оказался успешным, приходится применять оценочные показатели. Иначе говоря, выручка ритейлера за минувший период оценивается, исходя из доходов компаний сравнимого масштаба и средних темпов роста товарооборота по рынку. В нашем рейтинге по этой методике указан оборот сети Фуршет.
Учитывая все эти нюансы, RAU ни в коем случае не претендует на полную и абсолютную достоверность приведенных данных: к примеру, не исключено что реальная выручка Ашан Украина уже больше, чем у Metro Cash & Carry Ukraine, учитывая, что в прошлом году французская сеть закончила поглощение девяти гипермаркетов Караван. Однако общее представление о первой десятке украинских продуктовых ритейлеров на основе этого рейтинга составить можно.
Читайте также —
Топ-5: лідери серед українських FMCG-мереж з продажу власних торгових марок