Остановленный рост: обзор торговой недвижимости Харькова
Аналитика по предложению, арендным ставкам и тенденциям на рынке торговой недвижимости Харькова.
Property Times начинает серию публикаций, посвященных региональным рынкам недвижимости. Первым в подборку отраслевого портала попал Харьков, а сложившуюся ситуацию на рынке прокомментировала генеральный директор консалтинговой компании ProConsul Виктория Рыльцева. RAU публикует аналитику компании, посвященную сегменту торговой недвижимости города.
Динамика ввода
Современные торговые центры со многими арендаторами начали открываться в Харькове в 2005 году. В 2005-13 годах наблюдалась тенденция укрупнения формата торговых центров. Были открыты ТРЦ Караван и Дафи, Французский бульвар, Класс на Салтовке, три торговых центра Экватор, первая очередь ТРЦ Магелан, ТОЦ Ave Plaza и другие. С 2014-го в эксплуатацию вводились объекты меньшего формата — районные или микрорайонные торговые центры — ТЦ Рост Холодногорский, ТЦ Рост Алексеевский, ТОЦ Континент, ТЦ Авангард, ТЦ Северный и прочие.
В Харькове наблюдается интенсивное развитие торговли в формате малых архитектурных форм. Это галереи магазинов в местах концентрации пассажиропотоков (терминалы у станций метро «Холодная Гора», «Героев Труда», «Южный вокзал», «Дворец Спорта», «Индустриальная» и другие). При этом арендные ставки на торговые площади в локальных зонах (в радиусе 500 метров от станций метро и мест концентрации торговых объектов) могут отличаться в 2-5 раз.
Арендные ставки и арендаторы
Наиболее активными арендаторами торговых площадей в текущем году были продуктовые и drogerie-сети, работающие в среднем и нижнем ценовом сегменте, digital-ритейл, а также стоковые магазины. Стабильным остается спрос на помещения для размещения заведений общественного питания, сферы услуг.
Основные тенденции
- трансформация торговой функции стрит-ритейла в центральных районах города в заведения общепита, сферы услуг и досуга;
- вакантность в качественных ТЦ/ТРЦ – до 3%;
- активное развитие местных торговых сетей;
- развитие микрорайонных торговых центров, магазинов формата «у дома»;
- смещение спроса в пользу объектов, расположенных на транспортных развязках и в спальных районах;
- расширение присутствия сетей электроники, стоковых магазинов.
По материалам: Property Times
Читайте также –
Далекий Захід: реалії та перспективи рітейлу Ужгороду та Закарпатської області