Директор по развитию Top Secret: Высокая аренда — основной сдерживающий фактор развития
Евгений Винник, директор по развитию украинского подразделения польского бренда Top Secret, о ситуации на украинском рынке, истории развития компании, трудностях в кризис и планах на будущее.
История бренда Top Secret началась в Польше в 1996 году. В 2005-м уже успешная, крупная сеть магазинов одежды вышла на украинский рынок. В 2010 году начал работу интернет-магазин марки Top Secret, который успешно работает по всей Украине.
В 2012 году сеть прошла ребрендинг. Кроме изменения внешнего вида логотипа и оформления магазинов, компания выделила для себя новую миссию: Best Fashion World to Express Yourself (Лучшее в мире моды, что бы выразить себя). О том, благодаря чему компания добилась успеха на польском и украинском рынках, на кого рассчитан бренд и сколько стоит открыть магазин Top Secret на условиях франчайзинга, RAU рассказал директор по развитию Top Secret в Украине Евгений Винник.
— Как развивается сеть Top Secret в Украине: с какого года представлена, сколько магазинов насчитывала на пике развития и сколько магазинов сейчас?
— Top Secret представлена в Украине с 2005 года. На пике развития в 2014-м насчитывала 46 магазинов по всей территории Украины. Но на данный момент работает 26 магазинов, часть торговых точек по разным причинам пришлось закрыть.
— Магазины какой площади открывает компания? Работает только в ТРЦ, или рассматриваете также стрит-ритейл?
— Средняя площадь, необходимая для открытия магазина 140-170 кв. м, и мы не зацикливаемся только на ТРЦ. Не отказываемся и от рассмотрения размещения отдельно стоящих магазинов. У них есть свои преимущества перед ТРЦ.
— Кто ваша целевая аудитория, товары какого ценового сегмента представляете и где расположены производственные мощности?
— Ценовой сегмент «средний +». Целевая аудитория бренды – мужчины и женщины от 25 до 45 лет, но согласно нашим исследованиям, так же имеем стабильный сегмент клиентов в возрасте 35 – 50 лет. Это жители городов, не заядлые модники, стремящиеся получить хорошую качественную одежду по разумной цене.
Дизайн моделей и лекала создаются в Польше, командой штатных дизайнеров компании. Отшив моделей как у большинства мировых торговых марок, производится в азиатских странах: Китай, Индия, Пакистан, Бангладеш, Турция. Сейчас ведем переговоры с фабриками для частичного пошива в Украине.
— Сколько в сети собственных, а сколько франчайзинговых магазинов? На каких условиях сотрудничаете с франчайзи?
— На данный момет в сети 6 собственных магазинов и 20 магазинов партнеров на условиях франчайзинга. Основные условия сотрудничества: коллекция одежды для магазина формируется поставщиком; не проданный товар подлежит возврату в конце сезона; партнер должен внести гарантийную оплату равную 25% стоимости от стандартного заполнения магазина; коллекции поставляются на условиях комиссии. Вознаграждение для франчайзи – 30% от оборота.
Необходимые инвестиции – около $30 000 для точки площадью 120 кв. м, средняя окупаемость 18-24 месяцев.
— Как часто обновляете коллекции?
— Каждые две недели магазин получает поставку новой коллекции товара.
— Поделитесь результатами работы сети в 2017 году?
— Год был не простым для компании, сеть сократилась на десять магазинов, но так же были открыты четыре новые торговые точки. На сравниваемых магазинах, прирост оборота за первые 7 месяцев текущего года к такому же периоду 2017 года составил в среднем 14%.
— Какие планы по развитию на 2018 год? Планируете ли наращивать сеть в ближайшие годы и с какими темпами?
— Планируем открыть один собственный магазин, и 2-3 франчайзинговых. Очень осторожно подходим к развитию, одеждой мы сможем заполнить и 10 новых магазинов, но высокие арендные ставки в Украине — не позволяют нам это сделать.
— Какие факторы в большей степени сдерживают развитие сети магазинов и компании в целом? Что ожидаете от рынка в ближайшие годы?
— Высокая аренда – основной сдерживающий фактор развития. У нас был краткосрочный дефицит кадров с марта по май 2018, на данный момент небольшая текучка есть, но так было всегда. Покупательная способность постепенно растет, мы видим рост количества товаров в чеке год к году, что приводит к росту среднего чека. К концу сезона, как правило, остается около 10-12% предыдущей коллекции, что не так уж и плохо, а остатки неплохо реализовываем через наш интернет-магазин и два стоковых магазина.
— Какие стратегические цели стоят перед компанией на ближайшие три-пять лет? Какие аспекты работы хотели бы улучшить?
— В реалиях Украины, долгосрочное планирование является крайне неперспективным занятием. Рейдерские захваты ТРЦ, неконтролируемое изменение арендной платы, новые поправки к налоговому законодательству и другие подобные реалии ведения бизнеса в Украине очень затрудняют реализацию планов. Трудно поставить выполнимые цели на такой долгий срок. Срок планирования, который мы считаем оптимальным – год. В следующем году нам хотелось бы возобновить существенный рост сети.
— Как развивается онлайн-направление компании? Считаете ли перспективным это направление?
— Продажа через интернет — очень перспективное направление, мы уже шесть лет развиваем его в Украине. Год к году 2017/18 рост оборота незначительный, но изменилась структура продаж, в этом году, в отличии от прошлого, мы продаем больше актуальной новой коллекции, тогда как в 2017-м продавалось больше стока.
— Как меняется поведение покупателей в последние годы? Какие тенденции на рынке могли бы отметить?
— В целом, оно стабильно. Кто-то за эти годы обеднел, и отказался от покупки брендовой одежды, а кто-то с более дорогих перешел на более дешевые марки, при этом чьи-то доходы выросли вместе с ценами, и он не менял своих покупательских привычек. Тенденции рынка поменялись. Часть игроков ушла с рынка, но также зашли новые ТМ.
Стандартно, покупатели стремятся дождаться периода распродаж, чтобы закупиться с максимальными скидками. Но показатели продаж новой коллекции говорят о том, что для части потребителей цена не является главным фактором в принятии решения о покупке, даже в периоды распродаж.
Так же, стандартно, покупатель хочет видеть в сети акции, иметь привилегии постоянного покупателя.
Читайте также —