Владислав Чечеткин, Rozetka.ua: Мы боимся продавать неофициально
В рамках интервью бизнесмен рассказал о конкурентной войне Rozetka.ua с Samsung и Citrus, офлайн-продажах, глобальной экспансии и многом другом.
Читайте українською
Украинский бизнесмен, глава наблюдательного совета холдинга Global Spirits Евгений Черняк, который ведет видеоблог Big Money о предпринимательстве в Украине, поговорил с основателем Rozetka.ua Владиславом Чечеткиным. Редакция AIN.UA выбрала самые интересные тезисы интервью. RAU публикует сокращенную версию материала.
О конкуренции
Сказать, кто №2 в украинском сегменте онлайн-торговли после Rozetka.ua не может никто. То есть «номера 2» в украинском онлайне нет — есть №6, 8, 25. Они там все очень близки между собой, но очень далеки от меня.
В электронике конкуренты: Алло или Цитрус. Хотя Цитрус — специфический конкурент. В основном, он конкурент в своих группах товаров, которые сам контрабасит, сам возит и сам здесь продает. В бытовой технике конкуренты — классическая розница. Они в чем-то больше, в чем-то меньше, чем мы. В одежде конкуренты — кто-то еще. В детских товарах, например, конкурентов сейчас нет. Точнее есть, но мы однозначно лидеры, и тяжело сказать, кто №2.
В Украине сейчас проходит большая битва, которая подогревается деньгами офлайна в связке с контрабандистами, которые пытаются ограничивать украинцев в Украине.
И собственно говоря, Rozetka.ua — не побоюсь этого слова — Чечеткин возглавил борьбу против вендоров за то, чтобы развивать бизнес украинцев в Украине. Это опасно, и плохо, и чувствуется угроза. Я считаю, что любой барьер, который здесь появляется — это еще один гвоздь в крышку гроба нашего будущего.
Есть компания Цитрус, которая начала возить в Украину какое-то количество китайских брендов, неизвестных в Украине, и продавать за дорого. Понятно, что предприниматели увидели возможность продавать эти же бренды дешевле и предложили их на Rozetka.ua. Цитрус пошел в налоговую инспекцию и заявил о своих правах на торговую марку со словами «только я хочу продавать эти бренды в Украине по тем ценам, по которым хочу». И таможня поддержала это требование Цитрус.
Будет слушание в парламенте законопроекта, который должен поддержать конкуренцию в Украине. Это называется «принцип исчерпания авторских прав».
В Украине сейчас нет определенного принципа исчерпания авторских прав — это позволяет таким хитрецам, как Цитрус, ставить палки в колеса бизнесу.
Вендоры поддерживают принцип «разделяй и властвуй». По этому поводу мы видим «официальную» продукцию вендоров в Украине, которая делается в России. И она на 60-70% дороже, чем такая же продукция, привезенная из Польши, Германии или других стран. У нас Samsung представлен только официальный. Мы боимся продавать неофициально. Это опасно.
О выходе Rozetka.ua и Чечеткина за пределы Украины
Пока мы работаем только в Украине. Стартовать в других странах не пробовал. Причины возможно субъективные, но вот как я это вижу. Alibaba пытается выходить на другие рынки — на самом деле она успешна только в России и в Китае, и мало где еще. Amazon очень успешен в Америке и не очень — в Европе и где-то еще, кроме Америки. Это очень интересная особенность, о которой все забывают.
Идеальных бизнесов не бывает и огромное количество украинских бизнесов не хуже, или даже лучше, чем средний западный бизнес. Amazon не лучше по качеству исполняемости заказов, чем Rozetka.ua и не лучше по уровню сервиса.
Украина является очень небольшим рынком с не самым лучшим предложением по ассортименту и цене. Rozetka.ua находится в бедной маленькой стране, которая не является родиной товаров и большим рынком. Поэтому ей тяжело начать торговать из Украины, например, в Польшу. Для того, чтобы торговать в Польше, нужно приехать в Польшу и построить с нуля весь бизнес, который у меня построен здесь.
В основном деньги я трачу тут, все жизненные интересы пока тут. Бизнес в Украине растет, развивается и, если честно, у меня нет сейчас сил бросить все здесь в том виде, в котором есть, и переехать, например, в Польшу.
7 интересных фактов о Rozetka.ua:
- В старт и первый год работы компании вложили примерно $250 000;
- Доля офлайн-продаж в общем объеме составляет около 15%;
- Многие решения Чечеткин делегирует, потому что склонен к нерешительности и слишком долгому взвешиванию за и против;
- Программисты Rozetka.ua получают тысячи долларов в месяц. Лучшие — десятки тысяч. Таких около десяти;
- Компания уже сейчас делает доставку двумя дронами, как и Amazon. Но если сделать заказ, вероятность, что его доставят дроном, нулевая. Поэтому «Розетка» не заявляет об этом, как о победе;
- Недавно ритейлер столкнулся с потоком жалоб, что у нее нет телефона 8-800. Сейчас его перезапустили, и он обходится в 2,8 млн грн в месяц. При этом конверсия в покупки по этому номеру в 8 раз ниже, чем по номеру 044;
- Однажды, когда клиент пожаловался, компания подарила ему новый телевизор. «Это было, когда Rozetka.ua была не совсем права, а клиент был в плохом положении», — пояснил Чечеткин. При этом, клиент не оценил жест — большинство клиентов считают, что так и должно быть.
Полная версия интервью:
Читайте также —
В’ячеслав Клімов, Нова пошта: Створювали бізнес заради ідеї, яка змінить світ