АТБ покупает сеть Барвинок — СМИ
Крупнейший продовольственный ритейлер завершает сделку по покупке сети Барвинок у компании Евротэк. АТБ увеличивает присутствие на западе страны.
Також матеріал доступний українською.
До конца года АТБ завершит сделку по покупке крупной западноукраинской сети магазинов у дома Барвинок, рассказали ЛІГА.net четыре источника — директор крупной продовольственной сети, два директора продовольственных компаний и инвестбанкир. «АТБ претендует на 17 из 27 магазинов сети, речь идет о продаже не всего бизнеса, а только помещений, оборудования и товарных остатков», — сообщил ЛІГА.net инвестбанкир, пожелавший остаться неназванным. Сумму сделки он оценивает в 5-6 млн евро. Пресс-служба АТБ и партнер компании Horizon Capital (совладелец компании Евротэк) Константин Магалецкий от комментариев отказались. Получить комментарий совладельца компании Евротэк Михаила Весельского не удалось: телефон бизнесмена не отвечал. Сделка позволит АТБ усилить позиции на рынке Западной Украины.
Из рук в руки
За последние восемь лет сеть Барвинок меняла владельцев несколько раз. В 2008 году львовская компания Интермаркет экс-депутата Львовского горсовета Романа Шлапака продала сеть из 17 магазинов польскому инвестиционному фонду Abris Capital. Тогда же Шлапак потерял контроль и над своим торговым центром Leopolis во Львове, который за долги перешел подрядчику строительства — турецкой компании Хазинедароглу. Несколько лет объект был заморожен, но два года назад работы по его строительству возобновились, а в этом году центр площадью свыше 100 000 кв м был открыт уже под другим названием — Victoria Gardens.
В конце прошлого года Abris Capital продал свой розничный актив компании Евротэк Михаила Весельского, который, по оценкам экспертов, заплатил за него не менее 10-12 млн евро. По информации исследовательской компании GT Partners Ukraine, на конец третьего квартала Евротэк управлял шестью продовольственными сетями разных форматов: Барвинок (27), Фрэш (9), Арсен (9), Квартал (26), Союз (13) и Гуртивня во Львове (1). Доля компании Евротэк на рынке продовольственного ритейла на конец 2015 г., по оценкам GT Partners Ukraine, составила 0,7%.
Сложный актив
Евротэк отказался от Барвинка всего через год после покупки. С чем это связано? Работать на рынке продовольственной розницы игрокам становится все сложнее. «Период отсрочки платежа за поставленный товар за два года сократился вдвое: с 60 до 30 дней», — рассказывает директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Возможно, поэтому Барвинок оказался обременительным для Евротэка.
Евротэк мог столкнуться с трудностями при управлении магазинами разных форматов, считает совладелец консалтинговой компании RetaiNet Александр Ланецкий. «Проще всего работать с сетью унифицированных магазинов, как, например, АТБ», — говорит Ланецкий.
Представители АТБ ранее заявляли о намерении развиваться в западном регионе страны, а осенью ритейлер открыл первые три своих магазина в Дрогобыче, Стрые и Львове. Сделка позволит АТБ усилить свои позиции. На конец третьего квартала ритейлер управлял сетью из 791 магазина, а его доля украинского рынка продовольственной розницы в 2015 году достигла 9,8%.
Что случится с магазинами, которые не войдут в сделку?
Западный регион Украины давно привлекает ритейлеров. После начала военных действий на востоке страны, где развивалась большая часть сетей, бизнесмены переориентировались на запад. За девять месяцев этого года, по данным GT Partners Ukraine, 22% от общего количества новых магазинов пришлось на западный регион. Для сравнения: доля Киева — 21%. Популярность этого региона, как ранее писала ЛІГА.net, связана в том числе с большим количеством трудовых мигрантов из Западной Украины, которые пересылают своим родственникам валюту. Продукты питания в приграничных городах скупают поляки, словаки и венгры.
Источник: ЛIГАБiзнесIнформ