Как выстроить логистику для мультиканальных продаж. Опыт MTI
Директор компании Денка Лоджистик Кира Назарькова об особенностях работы одновременно в онлайне и традиционной рознице, трудностях и путях их преодоления.
Во вторник, 24 мая, прошла очередная встреча бизнеса и представителей власти, организованная Ассоциацией ритейлеров Украины. В мероприятии приняли участия советник министра инфраструктуры, бывший советник министра обороны Украины Юрий Гусев, сотрудники министерства, топ-менеджеры ведущих отечественных логистических компаний, руководители и менеджеры предприятий сферы ритейла и не только. Много интереса привлекло выступление Киры Назарьковой, директора компании Денка Лоджистик, рассказавшей, как именно построена система дистрибуции в группе MTI. RAU публикует запись выступления госпожи Назарьковой.
Наша компания образовалась на базе дивизиона дистрибуции группы MTI, которой, в том числе, принадлежит розничная сеть обуви INTERTOP. Теперь наша задача – обеспечивать логистику и магазинов этой сети, и монобрендовых магазинов MTI, и интернет-магазина группы. Об этом я и хочу рассказать.
Сеть INTERTOP открылась в Украине 22 года назад и уже более десяти лет является безусловным лидером обувного рынка. Сейчас в дивизион обуви и одежды MTI в Украине входит более 120 магазинов, это в первую очередь сеть INTERTOP, а также монобрендовые магазины обуви и одежды Clarks, Ecco, Geox, Skechers, Timberland, Marc O’Polo, Napapijri, Armani Jeans и Atelier de courcelles. С 2006 года работает интернет-магазин intertop.ua, но его активное развитие началось примерно два года назад.
Читайте также — Как сеть NOVUS оптимизировала управление складами
Немного истории, как проходило его становление. Сначала, по сути, это был сайт-витрина одного магазина: INTERTOP на проспекте Победы в Киеве. То есть предлагались только модели, представленные в этой торговой точке. Потом стали выставлять товар, продающийся в других магазинах, и у интернет-магазина появился собственный запас зарезервированных для продажи пар. Но все равно функционал был весьма ограничен.
Сейчас группа MTI активно использует и развивает мультиканальные продажи, что ставит перед логистами ряд достаточно интересных задач. Для себя мультиканальность я определила как свободу покупателя выбирать способ подбора товара, методы доставки и оплаты. Именно такую концепцию мы и внедряем совместно с сетью INTERTOP.
Работа большого склада с сетевой розницей и с интернет-магазинами принципиально отличается
Стоит отметить, что работа большого склада с сетевой розницей и с интернет-магазинами принципиально отличается. В первом случае речь идет о больших партиях товара уже отработанной и проверенной временем методикой приемки и отгрузки. Во втором случае продукция отгружается не партиями, а поштучно, возникает проблема с маркировкой, оформлением заказа и документов, возвратом. Кроме того, при продаже через интернет нет промежуточного звена — розничного магазина. То есть цена ошибки очень сильно возрастает: если в торговую точку по причине какой-то ошибки попал распарованный товар, перепутан цвет или точная модель, то ничего страшного не произошло – персонал перед выставлением обуви на полку проверит и сможет заметить ошибку. Если же склад отослал заказ непосредственно клиенту, и допустил подобную небрежность, последствия гораздо более серьезные – покупатель будет недоволен, и есть шанс его потерять. Поэтому к работе с интернет-розницей мы подходим очень аккуратно.
Читайте также — Как ТРЦ Мегамолл анализировал посетителей
На сайте уже реализован ряд функций. Во-первых, весь ассортимент оффлайн магазинов INTERTOP доступен сайте intertop.ua. Более того, этот ассортимент расширен за счет специальных моделей, представленных только в монобрендовых магазинах. Таким образом, мы предоставляем клиентам расширенный ассортимент и дополнительный сервис.
Второе – мы реализовали функцию, позволяющие с помощью сайта проверить наличие товара в магазинах. Можно узнать, есть конкретная модель, размер, цвет и так далее. Для интернет-магазина создан отдельный логический склад, то есть определенное количество моделей автоматически резервируется для интернет-продаж, а не для розницы.
Мы готовы доставить заказанный покупателем через сайт товар практически куда угодно по его желанию
Третья новация: мы готовы доставить заказанный покупателем через сайт товар практически куда угодно по его желанию. Он может выбрать отделение Новой Почты или другого оператора, доставку по конкретному адресу или в любой магазин нашей сети.
Четвертая доступная функция: возможность зарезервировать товар при его наличии в магазине. Это бесплатная услуга, и в течение двух дней клиент может подойти, оплатить и забрать выбранную пару обуви.
При этом мы намерены и дальше развивать направление мультиканальных продаж. Например, рассматриваем возможность внедрения функции, когда покупатель может заказать товар из другого оффлайнового магазина сети. К примеру, если понравившейся модели нет в Киеве, то она может быть в Харькове или Днепре. И мы готовы предложить клиенту доставку товара из магазина в одном городе в магазин в другом. Вторая пока не реализованная функция: доставка по Киеву в течение двух часов после оформления заказа. Но, думаю, что уже до конца лета эти возможности станут доступны посетителям сайта intertop.ua.
Читайте также — Сам себе продавец: как Велика Кишеня внедряла кассы самообслуживания
Ошибочно считать, что все усилия мы направили на торговлю через Всемирную паутину, нет, мы очень много времени уделяет и традиционной рознице. Стараемся освободить продавцов не от свойственных им функций: продавец должен продавать и дарить приятные эмоции клиенту, а не расклеивать этикетки или устанавливать датчик против краж. Эти операции сейчас также выполняются на нашем складском комплексе, и от сотрудника магазина требуется только получить товар, проверить, и выставить его на полку. В частности, для сети INTERTOP мы забрали полностью всю логистику. Все основные логистические функции – приемка и размещение, хранение, отправка и доставка – теперь выполняет наша компания.
Автоматизация процесса снижает влияние человеческого фактора и помогает оперативно формировать и готовить к отправке заказы
Добиваться поставленных целей нам позволяет высокая автоматизация процесса, что одновременно снижает влияние человеческого фактора, и помогает оперативно формировать и готовить к отправке заказы. У нас две отгрузки в день: если заказ поступил до 13.00, отправляется со склада в тот же день. Если доставка по Киеву – то в назначенную точку товар прибудет день в день, если по Украине – то уже на следующий. Заказы, принятые до 16.00 отправляются в 18 часов, и доставляются на утро.
Еще одна особенность: для всех партнеров мы установили единый тариф за наши услуги. Каждый раз, оформляя заказ в системе, интернет-магазин четко знает свои расходы на логистику. У нас есть два тарифа: доставка по Киеву и по Украине. Вне зависимости от пункта назначения, они не меняются, что очень упрощает процессы. Впрочем, есть и возможность выбрать свой особый тариф, например, исключить расходы на контроль оплаты или возврат товара. Мы идем навстречу таким партнерам, и вычитаем стоимость этих услуг из представленного счета.
Читайте также — Как перейти из оффлайна в онлайн. Советы SEO-студио
Сейчас все больше розничных торговых точек задумывается над созданием собственного интернет-магазина. Но организовать работу со складом и для розницы, и для торгового портала – нелегка задача, требующая временных и финансовых ресурсов. Иногда проще и дешевле обратиться к уже существующим операторам, готовым предоставлять такого рода услуги.