Взлеты и падения в ритейле: самые прибыльные и убыточные компании сферы торговли
Далеко не всегда самая доходная компания по итогам года показывает хорошую прибыль, а темпы роста выручки небольших игроков могут в разы превышать показатели лидеров.
Издательство Delo.ua презентовало глобальное исследование крупнейших производственных компаний Украины (то есть не относящихся к сферам финансов и услуг: торговые предприятия в рейтинг вошли) – ежеквартальный проект Топ-100. В отличие от предыдущих выпусков, в этом рейтинге проанализированы показатели 500 наибольших компаний страны по объемам выручки. взлеты и падения в ритейле
В списке нашлось место и ритейлерам, и зачастую они занимают высокие места по объему доходов: в частности, в топ-5 компаний страны по выручке вошли три предприятия сферы торговли. Но если проанализировать другие показатели, то легко заметить, что высокий оборот – отнюдь не гарантия финансового успеха. Многие лидеры отрасли так и не смогли закончить 2015-й без убытков. Отчасти это объясняется высокой долговой нагрузкой ряда компаний: в период быстрого развития ритейлеры часто обращались за кредитами, в том числе и в валюте, а после девальвации гривни обслуживать долги стало гораздо сложнее. Другой фактор: ряд операторов понесли значительные убытки от «национализации» имущества боевиками в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), и теперь постепенно списывают средства, потерянные в 2014 году. взлеты и падения в ритейле
RAU проанализировала финансовые показатели компаний сферы ритейла, приведенные в исследовании Delo.uа, и составила собственный рейтинг предприятий розничной торговли. Как самых успешных, так и провалившихся.
Кушать продано
Несмотря на интенсивное развитие (или напротив, благодаря ему) среди операторов сетевого продовольственного ритейла наибольшую прибыль показал концерн АТБ. При выручке в 38,6 млрд грн чистая прибыль компании составила более 2,36 млрд грн. Остальные сети, даже закончившие 2015-й с прибылью, значительно отстали. Вторую строчку занял NOVUS, но его показатель почти на порядок уступает результату АТБ. Группа Таврия, развивающая бренды Таврия-В и Космос, получила совокупную прибыль в 50 млн грн. взлеты и падения в ритейле
Топ-5 ритейлеров по чистой прибыли (FMCG)
Среди сетей, завершивших 2015 год с минусом, малопочетное «лидерство» удерживает Metro Cash&Carry Ukraine – более 2 млрд грн чистого убытка. Основная причина на поверхности: компания проводила переоценку и списание резервов, отведенных под торговые точки в Крыму и Донбассе. Также в большой минус ушла Сільпо – 1,4 млрд грн убытка. Весь год сеть продолжает попытки реструктуризировать задолженность перед кредиторами, счета компании неоднократно арестовывались.
Остальные убыточные ритейлеры потеряли значительно меньше. Например, принадлежащая Ринату Ахметову сеть Брусничка показала 439 млн грн убытка – так же из-за потерь в связи с событиями в ОРДЛО.
Топ-5 ритейлеров по чистому убытку (FMCG)
Красота требует средств
Не менее существенные расхождения и в сегменте «косметика и парфюмерия». Наивысшую прибыль продемонстрировала компания Брокард Украина: при выручке в 2 млрд грн, чистая прибыль компании составила почти 350 млн грн. Остальные операторы сегмента, хотя и добились большего дохода (например, EVA заработал без малого в два раза больше Боркарда – 3 млрд 863 млн грн), но чистую прибыль задекларировали заметно ниже. Watsons – 278 млн грн, EVA – 167 млн грн. Сеть Космо вообще закончила прошлый год с убытком в 129 млн грн. взлеты и падения в ритейле
Топ-5 ритейлеров по прибыли (косметика и парфюмерии)
Мой дом – моя крепость
В сегменте «Товары для дома» (DIY) говорить о конкуренции не приходится: на рынке безальтернативно царят две сети, принадлежащие чете Герег: Эпицентр К и Новая Линия. Эпицентр заработал 22,7 млрд грн, и принес своим владельцам 1,8 млрд грн чистой прибыли. Новая Линия закончила 2015-й с выручкой в 3,3 млрд и скромными на фоне флагманского бренда 231 млн грн прибыли. Соперники монополистов подобными успехами похвастаться не могут. Выторг Леруа Мерлен Украина составил 1,1 млрд грн, но по итогу сеть ушла в убытки: -113 млн грн.
Сеть товаров для дома JYSK Украина по итогам 2015-го наторговала более чем на 500 млн грн, резко нарастив продажи, но все равно осталась в минусе: 7 млн грн убытков. взлеты и падения в ритейле
Топ-5 ритейлеров по чистой прибыли (DIY)
Не время для зрелищ
Сокращается выручка и у торговых сетей, продающих бытовую технику и электронику. Зато чистые финансовые показатели ритейлеров значительно улучшились. Например, Фокстрот при падении выручки на 8%, сумел получить 65 млн грн чистой прибыли по сравнению с 42 млн грн годом ранее. Комфи, несмотря на сокращение доходов на 18%, закончил год с прибылью в 43 млн грн против убытков в 91 млн грн по итогам 2014-го. В то же время показатели Эльдорадо и Технополиса ухудшились: Эльдорадо получило на 20 млн грн чистой прибыли меньше, Технополис – на 21 млн грн меньше. взлеты и падения в ритейле
Топ-5 ритейлеров по чистой прибыли (Бытовая техника и электроника)
Взлеты и падения в ритейле
Последние два года выдались очень непростыми для всех компаний розничной торговли: аннексия Крыма, вооруженное вторжение в Донбасс, обесценивание национальной валюты, инфляция и падение покупательской способности. 2014-й год для многих сетей стал своеобразным Рубиконом: пришлось пересматривать долговые обязательства, в том числе и в валюте, искать возможности сокращать издержки и оптимизировать процессы, списывать убытки от потерянных матценностей в Крыму и на Востоке Украины. Отчасти поэтому финансовые показатели 2015 года у ряда компаний значительно улучшились. Но другим не так повезло: тяжелые переговоры с неуступчивыми кредиторами, пересмотр резервов и стоимости активов загнал ритейлеров в глубокий минус.
Топ-5 ритейлеров по росту чистой прибыли
Топ-5 ритейлеров по увеличению убытков