Карантин как драйвер роста: что происходит с рынком e-commerce в Украине

Карантин как драйвер роста: что происходит с рынком e-commerce в Украине

16.10.2020 08:00
  147
rau

Пандемия повлияла на мировые экономики и бизнес. Однако, есть рынки, которые за время карантина сильно выросли. Е-commerce — один из них.

Читайте українською

Об изменениях, которые эпидемия коронавируса принесла для рынка онлайн-торговли, в колонке для портала НВ Бизнес рассуждал СЕО маркетплейса Prom.ua Иван Портной. RAU публикует сокращенную версию материала.

Изменения в нишах и покупательских предпочтениях

Карантин изменил приоритеты и потребности покупателей. Одежда, обувь, аксессуары, техника и электроника были самыми популярными категориями последние пять лет в интернет-покупках. Но в карантин в топ вышли медицинские товары, все для досуга, хобби, детские и спортивные товары.

Кратно выросли такие ниши как продукты питания и заказ готовой еды на дом. Китай, лидер в этих сегментах, вышел на космические цифры прироста. Например, у онлайн-гиганта доставки продуктов Meituan в марте 2020 года продажи свежих продуктов (овощей, морепродуктов и мяса) выросли в 4 раза по сравнению с мартом 2019-го.

В Украине — похожая ситуация. На Prom.ua в марте 2020-го покупатели сделали 124 000 заказов на продукты питания. Это почти вполовину больше чем в прошлом году.

Учитывая спрос, большие продуктовые сети начали выходить в онлайн. Но столкнулись с рядом проблем, среди которых:

Курьерская доставка. Сама по себе услуга дорогая. А в карантин ее стоимость увеличилась. Чтобы она была выгодной, нужен большой средний чек. Но в разгар карантина покупатели экономили. В итоге доставка себя не оправдала.

Сборка заказа. Обычно это делает сам покупатель. Но при заказе продуктов онлайн — эта задача остается незакрытой. Нужно либо нанимать людей, либо доплачивать сотрудникам. В итоге сети получили дополнительные расходы.

Ценообразование магазинов одной сети. Так, стоимость молока внутри одной сети магазинов может быть разная. Все зависит от конкуренции в том районе, где расположен магазин. Но в онлайне цена будет одна. В итоге, продуктовые магазины теряют доходы в онлайне.

Back to basic

Но адаптивный карантин вернул не только офлайн, но и прежнее распределение категорий товаров в интернет-покупках. Украинцы вновь заказывают платья, детскую одежду и косметику. Летом вернулся и увеличился спрос на сезонные товары. Оставшись без поездок за границу, украинцы заказывали все для дачи и активного отдыха: гамаки, шланги, палатки и тенты, все для рыбалки.

К примеру, в четыре раза вырос спрос на садовую мебель, а также такой «личный транспорт» как скейтборды и роллерсерфы.

Затем, хоть и позже чем обычно, начали готовить детей к школе. Покупали рюкзаки, канцелярию, одежду, а также все для обустройства рабочего места дома и технику для дистанционного обучения. Покупок в категориях «продукты питания» стало меньше, однако, привычка заказывать их онлайн все же сохранилась. В основном, покупают кофе, чай, бакалею.

Так что же поменялось?

В интернете появились новые люди — те, кто покупал в офлайне. Раньше они избегали интернета, но карантин заставил их попробовать онлайн и открыть его преимущества — удобно, выгодно, большой выбор и т. д. В итоге постепенно стало меняться и отношение к онлайн-покупкам у консервативной части украинцев. А это 79% украинцев — те, кто редко или практически никогда не покупают в интернете.

К примеру, с марта по август 2020 года на Prom.ua заходило на 20% больше пользователей, по сравнению с прошлым годом. На сайте стало на 38% больше посетителей, которые целенаправленно ищут товар, а не просто зашли посмотреть. В итоге карантин дал больше стратегических перспектив.

В Украине рынок электронной коммерции занимает 7% от всех продаж. В то время как в Европе — это 15%, в Китае — 30%. Нам есть куда расти, а пандемия ускорила этот процесс.

Можно сказать, она стала драйвером рынка наряду с логистикой, безопасными системами оплат и мобайлом. При этом, карантин показал, что бизнес-модель маркетплейса более «живучая», чем отдельные или монобрендовые сайты. У покупателей могут резко меняться приоритеты в покупках. В итоге конкретная ниша может перестать работать, как это было с одеждой и крупной бытовой техникой в начале карантина. А вырастут те категории, на которые никто не ставил — продукты питания, корма для животных, спортивные товары и т. д.

Автор: Иван Портной, СЕО Prom.ua

Источник: НВ Бизнес

Читайте также –

Игорь Стольницкий, CEO Хорошоп: Ритейл vs E-commerce – как найти себя в онлайне


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Соучредитель сети Галя Балувана и владелец бренда Multi Cook рассказывает о концепции своего нового проекта – сети...
time icon  
  270
Все новости рынка