Времена дефицита: какие продукты могут исчезнуть с полок супермаркетов и как сети решают эти проблемы

Времена дефицита: какие продукты могут исчезнуть с полок супермаркетов и как сети решают эти проблемы

31.05.2022 09:00
  1031
Дарія Осіїк

Какие продукты отсутствуют или почти отсутствуют на полках украинских сетей, как скоро они снова могут появиться в магазинах и чем отечественные ритейлеры их заменяют.

Из-за разрушения производств, нарушения логистических цепочек поставок, отсутствия транспорта и топлива, оккупации территорий востока и юга Украины часть продукции частично или полностью исчезла с полок украинских супермаркетов. Например, война полностью остановила работу крупнейшего производителя соли в Украине – государственного предприятия Артемсоль. Чтобы успокоить панику среди населения и предотвратить массовую скупку соли в большом количестве, украинские ритейлеры активно рассказывали: как они решили этот вопрос. RAU узнала, какие еще продукты из-за войны исчезли с полок супермаркетов и когда эти продукты будут доступны для украинских покупателей снова.

Чего нет в магазине

По информации ритейлеров, в магазинах отсутствуют следующие товары: соки Sandora, напитки Coca-Сola, продукция Colgate-Palmolive, ТМ «Туалетный утенок», ТМ «Ушастый Нянь», «Невская косметика», соль «Артемсоль», чаи ТМ Greenfield (российского производства), кетчупы Чумак, снеки «ХрусTeam», Cheetos, пиво ТМ «Оболонь», напиток ТМ «Живчик», энергетик ТМ «Горила» (производитель Радомышль), сок ТМ “Сочный” (производство беларусь), молочные продукты Danone, товары Nestle. Также отсутствуют экзотические овощи и фрукты, свежие салаты, морепродукты, ранние овощи и фрукты из Херсона, полуфабрикаты ТМ «Оса» и ТМ «Элика», колбасные изделия ТМ «Мясная гильдия», ТМ «Ранчо», ТМ «Бащинский », коньяки Таврия и Шустов, ТМ «Ласочка», ТМ «Люкс», ТМ «Мивина», ТМ «Лесная сказка».

Причины дефицита

Главные причины отсутствия указанных товаров:

  • повреждение заводов и фабрик;
  • отсутствие сырья и упаковки;
  • логистические сбои из-за отсутствия транспорта и топлива;
  • оккупация территорий, на которых производится продукт;
  • изменение условий договоров поставщиками без согласования и предупреждения.

Большое количество производственных компаний оказались на оккупированной территории, поэтому остановили свое производство. В частности, ГТК Таврия и завод Чумак находятся в Херсонской области. Также в зоне боевых действий находится завод Артемсоль и производство снеков ТМ «ХрусTeam».

Есть предприятия-производители, которые были разрушены полностью или частично, вышли из строя/законсервированы или находятся в зоне боевых действий или поблизости.

К примеру, приостановили свою работу фабрика Procter&Gamble в Днепропетровской области. Как отметили в сети Сім23, к таким торговым маркам также относятся ТМ «Ласочка», ТМ «Люкс», ТМ «Мивина» и ТМ «Лесная сказка».

Завод Coсa-Cola в Киевской области и Сандора (производитель Pepsi) в Николаевской области также останавливали свою работу. “Из-под столицы россиян уже выгнали и Coсa-Cola добралась до завода. Прошел процесс разминирования, и производство уже возобновили, впрочем, лишь частично. Ввиду широкого ассортимента производителя, полноценное производство требует длительного времени. Однако был период, когда мы работали на остатках, ведь часть продукции была на складах филиалов и дистрибьюторов. Сандора же смогла запустить процесс импорта из Польши и Румынии и на полках есть польская Pepsi, а клиент может сравнить вкус, если заметил эту ротацию”, — рассказывают представители сети Сім23.

Значительная часть привычной продукции для украинцев исчезла, поскольку производилась в россии или беларуси. Так, директор по продажам Metro Украина Андрей Цвих отмечает, что сеть прекратила работу с российскими и белорусскими компаниями, или с компаниями, имеющими владельцев-граждан рф и беларуси (ТМ «Санта Бремор», «Орими», «Май Украина», Винницабытхим (ТМ «Ушастый Нянь»), сок ТМ «Сочный»). Часть продукции отсутствует на полках, потому что не работают склады поставщиков-импортеров (Colgate-Palmolive, Procter&Gamble). Также отсутствует продукция, которая раньше импортировалась, но пока не входит в перечень товаров так называемого «критического импорта» (например, пиво ТМ Corona, морепродукты, салаты, мороженое, экзотические фрукты).

Как проблему решают

Возобновление поставок дефицитных товаров достаточно проблематично, поэтому ритейлеры вынуждены искать им замену у локальных и импортных производителей, а покупатели быстро пробуют и оценивают предлагаемые альтернативы. Коммерческий директор ООО «Вересень плюс» (сеть Файно маркет) Екатерина Дирунова предполагает, что некоторые товары уже никогда не появятся на полках магазинов из-за того, что покупатели привыкнут к предложенной альтернативе. Другие товары пропавших брендов могут появиться в ближайшее время. Все зависит от производителей и их возможности возобновить поставки и обеспечить необходимый объем продукции.

“Мы постоянно ищем варианты и изменили уже более 2000 наименований товаров, что составляет 50% ассортимента, который был до начала активных боевых действий по всей территории нашей страны, – отмечает Екатерина Дирунова.

В сети Metro Украина также отмечает, что компания постоянно занимается поиском новых поставщиков. Сеть активно сотрудничает с органами государственной власти в целях расширения перечня товаров критического импорта для максимального удовлетворения потребностей клиентов. “Большая работа производится в направлении запуска, импорта, а также фасовки продуктов СТМ. В текущих условиях несистемных логистических поставок упаковки и дефицита сырья, собственные фасовочные мощности нашей компании позволяют закупать нефасованный товар у малых предприятий, которые по тем или иным причинам не имеют возможность его расфасовать. В перспективе это позволяет самостоятельно импортировать и упаковывать сырье, быстро ориентируясь на запросы клиентов”, — говорит Андрей Цвих.

Читайте также — 

Новости FMCG за три месяца войны: у АТБ снова более 1000 магазинов, Украина без Lidl, возвращение ритейла в Бучу, новые Сільпо, Рукавичка, SPAR и прочее


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка