Десант в тыл врага: зачем Wildberries вышел в Украину и сможет ли крупнейший интернет-магазин России выжить на украинском рынке

Десант в тыл врага: зачем Wildberries вышел в Украину и сможет ли крупнейший интернет-магазин России выжить на украинском рынке

23.09.2020 08:15
  868
Іван Зайцев

Украинские игроки e-commerce получили нового конкурента: компанию с выручкой $2,9 млрд, покровительством в правительстве РФ, и финансовой поддержкой российского государственного ВТБ-Банка. В чем причина выхода ритейлера страны-агрессора на наш рынок и какие у него перспективы.

Читайте українською

На седьмой год гибридной войны, продолжающихся обстрелов украинской территории пророссийскими боевиками в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, оккупации Крыма – российский бизнес решил, что ему можно возвращаться в Украину. И снова нести «русский мир» в массы, зарабатывая деньги, из которых потом будут уплачены налоги для поддержки террористов так называемых ДНР и ЛНР. Иначе воспринимать наличие в ассортименте интернет-магазина Wildberries.ua подобных товаров сложно:

Сейчас каталог Wildberries.ua лихорадочно чистят, и многих товаров с ярковыраженной пророссийской символикой уже нет. Но пользователи успели сделать немало скринов, которые зафиксировали наличие продукции на сайте, и даже специальные цены, указанные в гривне.

Опрошенные RAU эксперты затруднились оценить перспективы Wildberries в Украине как бизнес-проекта. «Если честно, не знаю что сказать. Потенциально у них много денег. Проблемы для Rozetka они создать смогут. Но с другой стороны, у нас и так много конкурентов», — ответил на вопрос RAU собственник крупнейшего интернет-гипермаркета Украины Владислав Чечеткин. Многие крупные игроки отечественного e-commerce воздержались от комментариев, уклончиво ответив, что не считают корректным давать оценки работе конкурентов.

Другие собеседники также в первую очередь отмечают колоссальные по украинским меркам финансовые возможности российской компании. «По объемам выручки и суммам инвестиций в развитие бизнеса в украинском e-commerce просто нет сравнимых проектов, — категорически утверждает собственник одного из интернет-магазинов. – Другое дело, что пока не известно, сколько Wildberries готов вложить в свой проект в нашей стране, и какую стратегическую цель ставит, поэтому рано утверждать, что они в обозримом будущем смогут потеснить Rozetka или Kasta». В то же время он прогнозирует, что часть бизнеса могут потерять интернет-магазины Lamoda и LeBoutique, которые работают в том же сегменте, что и Wildberries.

Ключевая особенность бизнес-модели российской компании: максимально низкие цены, «выкручивание рук» поставщикам, ценовой диктат и постоянные скидки. «Скидки каждый день — отличительная черта Wildberries. «Бомбические дни: -10% к скидкам до 90%». «Клиентские дни: дарим скидку 20% всем-всем-всем». «Чистим склад. -50% и выше». «Суперцены на супербренды: скидки от 50% и выше». «Летняя ликвидация: -40% и выше на одежду и обувь». «Клиентские дни: до -10% по скидке покупателя на электронику и бытовую технику». Такие акции даже не сменяют друг друга, а идут одновременно. Перечисленные крутятся в слайдере на первом экране сайта. Вообще же их гораздо больше, а после первой покупки клиент попадает в программу лояльности и получает еще больше скидок», — анализируют принципы ведения дел Wildberries журналисты портала The Bell.

Далеко не факт, что такая модель окажется успешной в Украине. Если в России компания может выигрывать за счет емкости рынка и объема продаж, то в нашей стране обороты будут в десятки раз меньше. «Да, для многих украинских потребителей цена остается важным фактором, но уже далеко не критическим, — полагает бизнесмен из сферы украинского e-commerce. — Важнее позитивный клиентский опыт, скорость и удобство доставки, проверенное качество, отсутствие проблем с возвратом и другие «приятные плюшки». Ничего из перечисленного Wildberries в Украине пока предложить не может. Да и патриотизм украинцев не стоит сбрасывать со счетов: достаточно вспомнить акцию «Бойкот российским товарам» после чего многие сети начали закупать аналогичные товары нероссийского производства».

Так, доставку товара интернет-магазин предлагает в течение 10-12 дней, оплата – только по интернету платежной карточкой, а возврат необходимо оформлять на абонентский ящик почему-то во Львове. «Избалованные сервисами и уровнем Rozetka, Kasta и других онлайн-ритейлеров украинские покупатели быстро «раскусят» россиян и даже постоянные скидки не помогут Wildberries удержаться на нашем рынке без колоссальных вложений в клиентский сервис, развитие служб доставки и поддержки, создание складов и выстраивание логистических цепочек. А все это – вопрос не одного года», — убежден собеседник RAU.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что выход крупнейшего российского онлайн-ритейлера – это не столько бизнес, сколько другие факторы. «Я не вижу бизнес-причин для Wildberries выходить в Украину в нынешних условиях, — говорит на условиях анонимности один из инвестаналитиков. – Есть много негативных факторов, которые очень усложнят, если не сделают невозможным успех проекта: покупательская способность населения заметно ниже, чем в России, требуются большие вложения в развитие бизнеса и построение цепочки продаж, есть сильная конкуренция и долгий срок окупаемости, громадные риски неприятия и акций протеста со стороны патриотической общественности, и даже возможное блокирование работы по решению властей». По его мнению, в таких условиях начинать бизнес в новой стране можно только при наличии инсайтов или при гарантиях поддержки властей как Украины, так и России.

Но лояльность по крайней мере официальной Москвы Wildberries обеспечена. В большом материале, подготовленном журналистами российского издания The Bell, неоднократно отмечаются тесные связи между ритейлером и правительством РФ. Так, о поддержке интернет-магазина заявлял тогда глава Федеральной налоговой службы, а ныне – премьер-министр страны-агрессора Михаил Мишустин, о выходе компании на европейские рынки объявлял лично министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. А недавно официальный собственник Wildberries Татьяна Бакальчук попросила поддержать новый проект ритейлера уже непосредственно Владимира Путина. Речь идет об открытии технопарков с полной инфраструктурой для малого и среднего бизнеса (цеха, шоурумы, склады, логистика и прочее).

К тому же крупнейшим кредитором компании является российский государственный ВТБ-банк, что также свидетельствует о связях владельцев Wildberries во властных кругах. Да и во всей истории создания и пути к успеху интернет-магазина, подробно описанной в статье The Bell, очень много нестыковок и «черных пятен», которые как раз могут быть вызваны активным участием власть предержащих.

Эксперт по кибербезопасности Андрей Перевезий обращает внимание на еще один важный аспект: «Когда крупнейший онлайн-ритейлер страны-агрессора выходит на рынок Украины, это вызывает несколько вопросов. Все сервера Wildberries могут находиться в любой точке мира, но офис компании, ее сотрудники, а соответственно и обработка заказов физически расположены в РФ. Как следствие, в компании окажутся не только e-mail покупателя, но и данные о его местожительстве, ФИО, номера телефонов и банковских карт и многое другое. Учитывая возможности и влияние российских спецслужб, получить доступ к данным украинских пользователей они смогут в любой момент. Есть и более плохой сценарий – внедрение вредоносного ПО. Ведь по умолчанию клиенты доверяют сайту, на котором покупают товар, и без опасений открывают письма, где может содержаться шифровальщик, вирусы или другие опасные программы».

Читайте также —

Общество против ритейла: как работает бойкот российских брендов и товаров


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка