Война и пандемия: план Б для компаний в случае чрезвычайной ситуации в стране
HR-директора компаний robota.ua, Алло и Агромат, а также CEO компании Famo обсудили, какие меры планируют предпринять в случае чрезвычайной ситуации в 2022 году и что уже сделали на случай, если российские войска нападут на Киев.
16 февраля Ассоциация ритейлеров Украины совместно с robota.ua провели Workshop «Трансформация в HR», посвященный актуальным вопросам отрасли. Как компании планируют защищать людей и бизнес в случае военного вторжения и что делать в условиях стремительного распространения вируса COVID-19 – своим мнением поделились HRD Алло Елена Никиточкина, HRD Агромат Ирина Гнутова, HR Director robota.ua Юлия Бабаева и CEO Famo.ua Юлия Томусяк. Модерировала дискуссию Мирослава Трандаш, Managing Partner MIRA top recruiting & Talentor Ukraine. RAU выбрала ключевое из дискуссии.
Если завтра война
«Уже несколько недель я слышу вопрос от коллег, что мы планируем делать в случае чрезвычайной ситуации: будем ли вывозить людей, информируем ли их», – говорит HRD Агромат Ирина Гнутова. По ее словам, украинские компании традиционно «кто в лес, кто по дрова». Кто-то из коллег по цеху выбрал стратегию молчать на тему вероятного вторжения, чтобы не нагнетать панику, кто-то – разрабатывает очень разные планы, но единого шаблона действий не имеет. На рынке уже есть те, кто отправил сотрудников работать дома, и те, кто рассылает методички, причем часть из них откровенно вредного содержания. Немало компаний проводит курсы первичной помощи.
В компании ритейлера разработали свои инструкции на случай различных ситуаций, разбитые по трем планам:
- Безопасность людей и их семей;
- Сохранение активов, документов, кибербезопасность, связь и финансовая стабильность;
- Поддержание жизнедеятельности компании.
«По данным Европейской бизнес ассоциации, 40% украинских компаний не имеют плана. Мы в своей компании создали оперативный штаб, для того, чтобы реагировать на изменения. И определили, что отвечать за коммуникацию с сотрудниками должно лицо, занимающее высокую должность в компании, и которому априори доверяют. Со своей стороны рекомендую подумать о таком моменте, как мародерство, ведь, как показывает практика других стран, иногда бизнес страдает больше всего именно от него», – рассказывает HRD Агромат.
Инструкции и связь
В Алло согласны, что бандитизм и мародерство: значительная проблема в любой чрезвычайной ситуации, однако более сложной проблемой считают отсутствие электроэнергии и связи в стране. «У Алло есть офис в Казахстане, поэтому в начале января мы пережили условия, когда связи не было вообще. А то, как мы будем работать с материальными ценностями торговых точек, мы уже решаем вместе со службой безопасности. Других сотрудников это не должно беспокоить. Тем более, чем меньше людей знает, как компания планирует действовать, тем лучше будут результаты защиты активов», – считает HRD Алло Елена Никиточкина.
В компании отмечают, что безопасность сотрудников – главный приоритет, поэтому в случае чрезвычайной ситуации рекомендуют всем оставаться дома, особенно в случае, если не будет связи.
«Самый популярный вопрос среди работников — если что-то произойдет, то приходить ли на работу?» — с усмешкой отмечает HRD Алло. По ее мнению, несмотря на странные вопросы, пандемия научила большинство сотрудников работать удаленно.
Эксперт рекомендует компаниям придерживаться двух ключевых принципов:
-
- Быть островом безопасности — выплачивать вовремя заработную плату, но и подготовить сотрудников на случай отсутствия связи иметь страховой запас средств и быть готовыми пережить два месяца без ЗП.
- Персональная безопасность – оставлять всех дома, пока не будет инструкций и связи.
Главное – без паники
В сети магазинов Famo на случай мародеров также не переживают. «Все наши магазины находятся в торговых центрах, в которых на вопросы о чрезвычайной ситуации отвечают одинаково – ТРЦ будут закрыты, входы и выходы заблокированы, поэтому мы не волнуемся о мародерстве», — объясняет CEO Famo.ua Юлия Томусяк.
В компании не стали разрабатывать план Б или шаги, которые будут предпринимать в случае чрезвычайной ситуации. Вместо этого сосредоточились на том, чтобы поддерживать хорошее настроение у людей: проводят между сотрудниками соревнования, еженедельные рейтинги, обмениваются в закрытом чате шутками. «Если паниковать, это все равно ничего не изменит», – говорит основательница сети.
«Один из самых популярных вопросов среди сотрудников нашей компании — можно ли выехать за границу или на Западную Украину и работать удаленно?»- делится HR Director robota.ua Юлия Бабаева. Эти шаги в компании распределили следующим образом: эвакуацию людей в пределах Украины оставили полностью на откуп руководителей отделов, а переезд за границу – допускают до трех месяцев. По завершению этого периода надо будет появиться на Check Point, где будет решаться, что делать дальше: возвращается ли сотрудник в Украину, и продолжатся ли трудовые отношения дальше вообще.
С «короной» под боком
Эксперты соглашаются, что Covid-19 простимулировал переход компаний на удаленный формат работы, который бы и так состоялся. «Для современного человека важны гибкие условия труда. Он не должен быть замкнут с 9 до 18 часов в офисе, и карантин уже доказал, что сотрудники могут эффективно работать удаленно», – говорит Ирина Гнутова.
Она считает, что компаниям, которые не перестроят свою работу в ближайшем будущем, все труднее будет набирать персонал. В то же время, на период адаптивного карантина в Агромат продлят превентивные меры – прививка сотрудников, но исключительно добровольная. В компании планируют работать над гибким графиком для сотрудников, чтобы каждый работал в офисе именно во время, согласованное с руководителем. А для сохранения результативности работы рекомендуют использовать показатели эффективности, которые легко измерить. Но такой формат подойдет не всем.
«Эффективность сотрудников во время удаленной работы значительно отличается. А такие отделы, как бухгалтерия, которая работает с физической документацией, вообще сложно отпустить», – считает Елена Никиточкина.
График удаленной работы в Алло определяют в каждом отдельном департаменте, независимо от региона его нахождения. Главное — оставить эффективность работы на соответствующем уровне, что бывает не так просто. В то же время в гибридном графике для определенного типа сотрудников в компании видят свои плюсы. «Немало людей, задействованных в операционной деятельности, получают очень скромную зарплату 12 000 -15 000 грн. Удаленная работа – это возможность удержать их, ведь изменение в ЗП даже в 1000 грн в противном случае может стать для них решающей», – добавляет HRD Алло.
В краткосрочной перспективе удаленная работа – это очень хорошо для компании, но в долгосрочной: это потеря коммуникации, спортивного духа, связи между людьми, – соглашаются эксперты.
Что касается собеседований, то большинство HR в ритейле уже давно проводит их по большей части онлайн. «Главное анализировать, что будет обсуждаться на этой встрече. Ведь, например, если вы хотите иметь корректирующую обратную связь, которую хотите дать человеку, который проходит испытательный срок, то лучше дважды подумать – давать ее в Zoom или все же во время встречи с глазу на глаз», — отмечают HR-директора.
Читайте также
Владислав Котельницкий, rоbota.ua: 2021-й можно считать годом соискателя работы