Украинские горки: как менялись доходы и прибыль украинских ритейлеров в 2016-17 годах

Украинские горки: как менялись доходы и прибыль украинских ритейлеров в 2016-17 годах

28.09.2018 08:15
  2387
Іван Зайцев

Самые доходные, прибыльные и убыточные компании сферы розничной торговли за последние два года: кто приносит владельцам больше всего денег, а кто – наращивает убытки.

Читайте українською

Портал Бизнес.Цензор представил рейтинг 200 крупнейших компаний Украины по итогам 2017 года. Издание не раскрывает свои источники информации, но по косвенным признакам можно предположить, что рейтинг базируется, в первую очередь, на данных Государственной фискальной службы. В частности, данные представлены по отдельным юридическим лицам, даже входящим в орбиту одной группы (Фоззі-фуд, Экспансия и Фора, САВ Дистрибьюшн и Инвестком), а информация по международным компаниям (Metro Cash&Carry Ukraine, Ашан Ритейл Украина) приводится именно за календарный год, хотя сами холдинги традиционно оперируют финансовым годом – с 1 октября по 30 сентября.

Это уже не первый рейтинг крупнейших компаний, составленный по такому признаку. В прошлом году его публиковали тот же Бизнес.Цензор и журнал «Топ-100», а ранее составлением списка занималось издательство Экономика. RAU проанализировала топ-200 крупнейших компаний за последние два года, выбрала из них ритейлеров, и подготовила инфографику: как менялись доходы, прибыль и убытки ведущих компаний розничной торговли страны.

Страна победившего ритейла

Совокупный доход ритейлеров, попавших в список 200 крупнейших компаний Украины, составил 335 млрд грн – на 87 млрд грн больше, чем в 2016-м. Это позволило розничной торговле занять почетное четвертое место среди отраслей Украины по объему валовой выручки: после нефтегазовой сферы, металлургии и аграриев.

Всего в список попали 22 компании, связанные с ритейлом. Самой доходной из них привычно стала АТБ. На втором месте – Фоззі-фуд (сеть Сільпо), на третьем – Эпицентр К. Впервые в рейтинге фигурирует крупнейший интернет-магазин страны Rozetka.ua, задекларировавший доход в 6 млрд грн и прибыль в 6 млн грн.

Больше всего представителей продуктового ритейла – ровно половина всех компаний розничной торговли – 11. Три относятся к ритейлерам техники и электроники, по два представителя делегировали сегменты «food» и DIY, по одному – логистика, fashion, e-commerce и drogerie.

Но сама по себе выручка предприятий за год, хоть и достаточно любопытный показатель, мало о чем говорит. Гораздо интереснее проследить динамику: как изменялись доходы ритейлеров за последние несколько лет как в процентном соотношении, так и в денежном выражении.

Лидеры роста

И тут ситуация несколько отличается. В процентах сильнее всего выросли доходы Comfy – ритейлер смог заработать в полтора раза больше, чем в 2016-м, +52,5%.

АТБ продолжает наращивать темпы роста выручки: в 2017-м компания увеличила выторг на 37%, тогда как в 2016-м рост составлял 25%, а в 2015-м – 19%. Также ускорилась сеть EVA: +36,4 к обороту в прошлом году по сравнению с +25% в 2016-м. А вот Novus, напротив, замедлился – после рывка в 2016-м, когда выручка выросла сразу на 84% за счет открытия многих новых объектов, в прошлом году сеть ограничилась сравнительно скромными +30,8%.

Примечательно, что один из флагманов украинской продуктовой розницы – Сільпо – уже несколько лет заметно отстает от конкурентов по темпам роста доходов. В прошлом году оборот компании вырос на 21,5%, а в 2016-м даже сократился на 1% по сравнению с 2015-м.

Но это если говорить о процентных изменениях. В денежном выражении у Фоззі-фуд все в порядке – привычное второе место по росту товарооборота вслед за АТБ: +9,28 млрд грн против +17,92 млрд грн. В 2016-м году АТБ увеличило доходы на 10 млрд грн, а вот Сільпо, как уже говорилось, заработала на 300 млн грн меньше, чем в 2015-м.

На третьем месте – Эпицентр К, увеличивший выторг на 5,55 млрд грн (в 2016 году по сравнению с 2015-м изменение составляло те же 5,5 млрд грн, завидная стабильность), четвертое место занял Comfy, которому рывок в +52,5% к доходу обеспечил рост выручки на 3,15 млрд грн. На пятом – Metro Cash&Carry Ukraine: благодаря изменению стратегии в Украине и внедрению нового формата работы немецкая компания наторговала на 2,65 млрд грн больше, чем в предыдущем году.

Но даже позитивная динамика оборота компаний далеко не всегда является гарантией их финансового благополучия: самый доходный ритейлер по итогам отчетного периода может генерировать убытки, а сети со сравнительно скромными показателями – демонстрировать отличную рентабельность. Поэтому мы решили проанализировать: какие компании закончили 2017 год с наибольшей прибылью, а какие так и не смогли выйти «в плюс».

Самые прибыльные и убыточные ритейлеры

Прежде всего, стоит отметить, что практически все ритейлеры закончили 2017 год с прибылью. Исключений всего три: две сети из орбиты Fozzy Group – Сільпо и Фора – и Metro Cash&Carry Ukraine.

Во всех трех случаях убытки наблюдаются уже не первый год. Так, 2016-й Сільпо закончило с минус 383 млн грн, 2015-й – с минусом в 1,4 млрд грн, 2014-й – с убытками 406 млн грн. Это связано с высокой задолженностью Fozzy Group, номинированной в валюте. Именно необходимость погашать накопившиеся долги и «загоняет» одного из лидеров украинского продуктового ритейла в минус.

Схожая ситуация и у Metro Cash&Carry Ukraine. Только хроническая убыточность компании связана не с большой кредитной нагрузкой, а с особенностями финансового учета международных корпораций, продолжающимся списанием потерь в Донецке и Луганске, и переоценкой активов. Убытки Metro Group в Украине по годам: 2017-й – 1363 млн грн, 2016-й – 671 млн грн, 2015-й – 2001 млн грн, 2014-й – 1969 млн грн.

В противовес им можно назвать тройку самых прибыльных ритейлеров Украины. Список привычно уже возглавляет Эпицентр К. Компания Александра и Галины Герега в прошлом году принесла своим владельцам 2,84 млрд грн чистой прибыли против 2,34 млрд грн годом ранее. В 2015-м этот показатель составлял 1,81 млрд грн, а в самом сложном для украинского бизнеса 2014-м – «всего» 379 млн грн.

Не менее стабилен и АТБ. Геннадию Буткевичу, Евгению Ермакову и Виктору Карачуну крупнейшая розничная сеть Украины принесла 2,3 млрд грн чистой прибыли за 2017 год. Для сравнения – в 2016-м чистая прибыль была 1,6 млрд грн, в 2015-м – 2,36 млрд грн. А вот 2014-й сеть закончила с убытками из-за вторжения пророссийских боевиков в Донбасс и оккупации части территории Украины. Тогда потери АТБ составили 286 млн грн.

Удивляет резкий рывок из убытков в прибыль еще одной компании, входящей в Fozzy Gorup – Экспансия. Если в 2016-м она отработала в минус 245 млн грн, то прошлый год закончила с плюсом в 458 млн грн, в денежном выражении нарастив прибыль быстрее всех других украинских компаний сферы розничной торговли.

Но в процентном соотношении активнее всего рос единственный fashion-ритейлер в топ-200 – Intertop. Компания сумела более чем в полтора раза увеличить чистую прибыль – на 56,9%, до 204 млн грн. Также хорошие показатели в процентах у АТБ, Comfy и Ашан Украина. Эпицентр нарастил прибыль на 16,7%.

Для наглядности также приведем изменение прибыли розничных компаний год к году в денежном выражении. Отметим, что две сети смогли из убытков перейти в прибыль.

Читайте также —

Підсумки півріччя: топ-10 продуктових мереж України за кількістю магазинів (інфографіка)


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка