Украинские горки: как менялись доходы и прибыль украинских ритейлеров в 2016-17 годах
Самые доходные, прибыльные и убыточные компании сферы розничной торговли за последние два года: кто приносит владельцам больше всего денег, а кто – наращивает убытки.
Портал Бизнес.Цензор представил рейтинг 200 крупнейших компаний Украины по итогам 2017 года. Издание не раскрывает свои источники информации, но по косвенным признакам можно предположить, что рейтинг базируется, в первую очередь, на данных Государственной фискальной службы. В частности, данные представлены по отдельным юридическим лицам, даже входящим в орбиту одной группы (Фоззі-фуд, Экспансия и Фора, САВ Дистрибьюшн и Инвестком), а информация по международным компаниям (Metro Cash&Carry Ukraine, Ашан Ритейл Украина) приводится именно за календарный год, хотя сами холдинги традиционно оперируют финансовым годом – с 1 октября по 30 сентября.
Это уже не первый рейтинг крупнейших компаний, составленный по такому признаку. В прошлом году его публиковали тот же Бизнес.Цензор и журнал «Топ-100», а ранее составлением списка занималось издательство Экономика. RAU проанализировала топ-200 крупнейших компаний за последние два года, выбрала из них ритейлеров, и подготовила инфографику: как менялись доходы, прибыль и убытки ведущих компаний розничной торговли страны.
Страна победившего ритейла
Совокупный доход ритейлеров, попавших в список 200 крупнейших компаний Украины, составил 335 млрд грн – на 87 млрд грн больше, чем в 2016-м. Это позволило розничной торговле занять почетное четвертое место среди отраслей Украины по объему валовой выручки: после нефтегазовой сферы, металлургии и аграриев.
Всего в список попали 22 компании, связанные с ритейлом. Самой доходной из них привычно стала АТБ. На втором месте – Фоззі-фуд (сеть Сільпо), на третьем – Эпицентр К. Впервые в рейтинге фигурирует крупнейший интернет-магазин страны Rozetka.ua, задекларировавший доход в 6 млрд грн и прибыль в 6 млн грн.
Больше всего представителей продуктового ритейла – ровно половина всех компаний розничной торговли – 11. Три относятся к ритейлерам техники и электроники, по два представителя делегировали сегменты «food» и DIY, по одному – логистика, fashion, e-commerce и drogerie.
Но сама по себе выручка предприятий за год, хоть и достаточно любопытный показатель, мало о чем говорит. Гораздо интереснее проследить динамику: как изменялись доходы ритейлеров за последние несколько лет как в процентном соотношении, так и в денежном выражении.
Лидеры роста
И тут ситуация несколько отличается. В процентах сильнее всего выросли доходы Comfy – ритейлер смог заработать в полтора раза больше, чем в 2016-м, +52,5%.
АТБ продолжает наращивать темпы роста выручки: в 2017-м компания увеличила выторг на 37%, тогда как в 2016-м рост составлял 25%, а в 2015-м – 19%. Также ускорилась сеть EVA: +36,4 к обороту в прошлом году по сравнению с +25% в 2016-м. А вот Novus, напротив, замедлился – после рывка в 2016-м, когда выручка выросла сразу на 84% за счет открытия многих новых объектов, в прошлом году сеть ограничилась сравнительно скромными +30,8%.
Примечательно, что один из флагманов украинской продуктовой розницы – Сільпо – уже несколько лет заметно отстает от конкурентов по темпам роста доходов. В прошлом году оборот компании вырос на 21,5%, а в 2016-м даже сократился на 1% по сравнению с 2015-м.
Но это если говорить о процентных изменениях. В денежном выражении у Фоззі-фуд все в порядке – привычное второе место по росту товарооборота вслед за АТБ: +9,28 млрд грн против +17,92 млрд грн. В 2016-м году АТБ увеличило доходы на 10 млрд грн, а вот Сільпо, как уже говорилось, заработала на 300 млн грн меньше, чем в 2015-м.
На третьем месте – Эпицентр К, увеличивший выторг на 5,55 млрд грн (в 2016 году по сравнению с 2015-м изменение составляло те же 5,5 млрд грн, завидная стабильность), четвертое место занял Comfy, которому рывок в +52,5% к доходу обеспечил рост выручки на 3,15 млрд грн. На пятом – Metro Cash&Carry Ukraine: благодаря изменению стратегии в Украине и внедрению нового формата работы немецкая компания наторговала на 2,65 млрд грн больше, чем в предыдущем году.
Но даже позитивная динамика оборота компаний далеко не всегда является гарантией их финансового благополучия: самый доходный ритейлер по итогам отчетного периода может генерировать убытки, а сети со сравнительно скромными показателями – демонстрировать отличную рентабельность. Поэтому мы решили проанализировать: какие компании закончили 2017 год с наибольшей прибылью, а какие так и не смогли выйти «в плюс».
Самые прибыльные и убыточные ритейлеры
Прежде всего, стоит отметить, что практически все ритейлеры закончили 2017 год с прибылью. Исключений всего три: две сети из орбиты Fozzy Group – Сільпо и Фора – и Metro Cash&Carry Ukraine.
Во всех трех случаях убытки наблюдаются уже не первый год. Так, 2016-й Сільпо закончило с минус 383 млн грн, 2015-й – с минусом в 1,4 млрд грн, 2014-й – с убытками 406 млн грн. Это связано с высокой задолженностью Fozzy Group, номинированной в валюте. Именно необходимость погашать накопившиеся долги и «загоняет» одного из лидеров украинского продуктового ритейла в минус.
Схожая ситуация и у Metro Cash&Carry Ukraine. Только хроническая убыточность компании связана не с большой кредитной нагрузкой, а с особенностями финансового учета международных корпораций, продолжающимся списанием потерь в Донецке и Луганске, и переоценкой активов. Убытки Metro Group в Украине по годам: 2017-й – 1363 млн грн, 2016-й – 671 млн грн, 2015-й – 2001 млн грн, 2014-й – 1969 млн грн.
В противовес им можно назвать тройку самых прибыльных ритейлеров Украины. Список привычно уже возглавляет Эпицентр К. Компания Александра и Галины Герега в прошлом году принесла своим владельцам 2,84 млрд грн чистой прибыли против 2,34 млрд грн годом ранее. В 2015-м этот показатель составлял 1,81 млрд грн, а в самом сложном для украинского бизнеса 2014-м – «всего» 379 млн грн.
Не менее стабилен и АТБ. Геннадию Буткевичу, Евгению Ермакову и Виктору Карачуну крупнейшая розничная сеть Украины принесла 2,3 млрд грн чистой прибыли за 2017 год. Для сравнения – в 2016-м чистая прибыль была 1,6 млрд грн, в 2015-м – 2,36 млрд грн. А вот 2014-й сеть закончила с убытками из-за вторжения пророссийских боевиков в Донбасс и оккупации части территории Украины. Тогда потери АТБ составили 286 млн грн.
Удивляет резкий рывок из убытков в прибыль еще одной компании, входящей в Fozzy Gorup – Экспансия. Если в 2016-м она отработала в минус 245 млн грн, то прошлый год закончила с плюсом в 458 млн грн, в денежном выражении нарастив прибыль быстрее всех других украинских компаний сферы розничной торговли.
Но в процентном соотношении активнее всего рос единственный fashion-ритейлер в топ-200 – Intertop. Компания сумела более чем в полтора раза увеличить чистую прибыль – на 56,9%, до 204 млн грн. Также хорошие показатели в процентах у АТБ, Comfy и Ашан Украина. Эпицентр нарастил прибыль на 16,7%.
Для наглядности также приведем изменение прибыли розничных компаний год к году в денежном выражении. Отметим, что две сети смогли из убытков перейти в прибыль.
Читайте также —
Підсумки півріччя: топ-10 продуктових мереж України за кількістю магазинів (інфографіка)