Топ-200: самые доходные, прибыльные и убыточные ритейлеры Украины
АТБ на третьем месте по доходу среди украинских компаний, Сільпо ворвалось в топ-10, самая большая прибыль – у Эпицентр К, а другие ритейлеры уверенно увеличивают выручку. Подводим итоги 2018 года.
Читайте українською
Портал Цензор представил очередной рейтинг украинских компаний, которые заработали больше всего в прошлом году. В списке 200 крупнейших предприятий, работающих в нашей стране, десятую часть составляют представители сферы розничной торговли.
Стремление вверх
Первое, на что стоит обратить внимания, изучая свежий рейтинг самых больших компаний Украины: практически все представители сферы розничной торговли движутся по списку вверх, опережая компании других отраслей. Так, впервые в истории крупнейший продуктовый ритейлер страны АТБ вошел в лидирующую тройку отечественных предприятий по выручке. Впереди – лишь два гиганта: Нафтогаз и ГП «Энергорынок», природные монополисты, опередить которых нереально. Зато позади остались и Укрзалізниця, и два металлургических монстра – Азовсталь и ММК им. Ильича. Впечатляющее достижение днепровской компании, за год увеличившей валовый доход на 19,43 млрд грн.
Достойные темпы роста демонстрирует и ближайший конкурент – Сільпо, сумевший войти в десятку предприятий Украины по выручке. Рост оборота по сравнению с 2017-м – 13 млрд грн.
Растут и другие. Наиболее впечатляющий прорыв в топ-200 крупнейших компаний страны удался Retail Group Романа Лунина – сразу на 24 строчки вверх. Очень заметно выросли также сети EVA (+18 позиций), Varus (+16), Фора (+14). Отдельно стоит отметить стремительное продвижение крупнейшего интернет-магазина страны Rozetka.ua, поднявшегося в списке на 20 строчек.
Также примечательно, что среди 20-ти ритейлеров в рейтинге самых доходных компаний Украины, падение выручки показал только один – Intertop, потерявший сразу 38 позиций. У остальных обороты только увеличивались, пусть и в разных пропорциях.
Если же говорить о росте товарооборота в абсолютном выражении, а не в процентах, то тут вне конкуренции АТБ. Почти 19,5 млрд грн роста выторга год к году – на 50% больше, чем у Сільпо. Остальные от двойки лидеров заметно отстают, хотя рывок Ашан заслуживает внимания. Причина на поверхности: во-первых, закончилась интеграция поглощенной сети Караван в структуру французской компании, а во-вторых, в прошлом году открылся самый большой гипермаркет бренда в столичном ТРЦ Rive Gauche. Эпицентр и EVA также постоянно наращивают количество торговых точек, поэтому соответствующее увеличение дохода вполне объяснимо.
Время считать деньги
Но, как уже не раз отмечалось, высокий валовый доход отнюдь не гарантирует высокую чистую прибыль. К примеру, Эпицентр продолжает опережать по этому показателю АТБ, хотя за год сеть дискаунтеров заметно сократила отставание. После нескольких лет убытков впервые прибыль показало украинское подразделение немецкой группы Metro. Если, согласно отчетности, 2017-й оно закончило с убытком более 1,3 млрд грн, то в прошлом – показало чистую прибыль в 467 млн грн. Вероятнее всего, это связано с окончанием сроков переоценки убытков и активов, потерянных в оккупированном Россией Крыму и отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
В общем-то, эти же компании и лидируют по темпам роста чистой прибыли. Хотя тут стоит отметить очень достойный результат Novus – оборот увеличился за год «всего» на 1,8 млрд грн, а вот прибыль – почти в 4 раза, на 231 млн грн, до 290 млн грн.
К сожалению, у некоторых компаний сферы розничной торговли по итогам года дела обстоят не лучшим образом. Несмотря на рост выручки, ушел в минус по прибыли Ашан Украина. Скорее, всего это объясняется как раз сделкой по покупке сети Караван, инвестициями в строительство новых объектов и оптимизацию бизнес-процессов.
Также из прибыли в убытки скатилось ООО «Экспансия», входящее в Fozzy Group Владимира Костельмана. В чем причина – сказать сложно, но можно предположить, что это связано с высокой кредитной нагрузкой, и необходимостью погашать банковские ссуды. Еще одна компания Костельмана – сеть магазинов у дома Фора – также нарастила убытки. И завершает малопочетный рейтинг Comfy.
Читайте также –
Украинские горки: как менялись доходы и прибыль украинских ритейлеров в 2016-17 годах