Деликатесы в офис: почему украинские рестораны развивают собственные службы доставки

Деликатесы в офис: почему украинские рестораны развивают собственные службы доставки

24.07.2019 08:15
  287
Микола Маранчак

Собственники Сушия, il Molino, Star Burger, Mafia, Salateira и других ресторанных сетей о работе с  Glovo и UberEats, собственных курьерах и будущем рынка доставки ресторанной еды.

Читайте українською

Все больше украинцев предпочитают не только посещать кафе и рестораны, но и заказывать любимые изысканные блюда домой или в офис. Согласно исследованию McKinsey, проходившему в 16-ти странах, глобальный рынок доставки еды уже достиг 83 млрд евро, или 1% от всего рынка общепита. При этом 90% всех заказов доставляется напрямую из ресторанов собственными курьерами сети. В то же время в Украине, по данным интернет-сервиса Eda.ua, только 75% клиентов заказывают еду напрямую в заведениях. На украинском рынке мнения разделились: одни считают, что лучше работать с собственной доставкой, другие выбирают агрегаторы – eda.ua, Glovo, UberEats и так далее. RAU проанализировала: в чем преимущества и недостатки каждого из вариантов.

Украинский рынок курьерской экспресс-доставки переживает небывалый взлет. Только за последний год в стране начали работу два международные тяжеловеса – Glovo и UberEats. Но далеко не все рестораторы хотят и готовы с ними сотрудничать.

В апреле 2019 года Дмитрий Борисов заявил о запуске собственного сервиса бесплатной доставки. Сначала еду решили доставлять по формату Domino’s: доставка в радиусе 2 км от заведений группы и только блюд быстрого приготовления. Таких в «Семье ресторанов Димы Борисова» предостаточно– Белый налив, Dogz & Burgerz, Philadelphia и тому подобное. Стоимость одной комплексной позиции, например, из Philadelphia Roll & Bowl на ул. Шота Руставели в Киеве, составляет 139 гривень.

Но не все являются новичками в теме доставки еды. Сеть ресторанов японской кухни Сушия уже в 2011 году запустила собственную доставку. С тех пор компания увеличила количество машин с курьерами с 15 до 80 и не рассматривает возможность сотрудничества со сторонними сервисами.

«Собственная доставка всегда выгоднее, но тяжелее, — считает Майкл Дон, со-основатель USG Holding, в который входят такие ресторанные сети, как Сушия, il Molino, Tbiliso и другие. – Управление большим отделом доставки – это много забот, но все это реально и это рентабельно».

Своими силами компания доставляет еду также из il Molino. А вот остальные заведения USG Holding работают с Glovo и UberEats. «Небольшим сетям проще заниматься доставкой через посредников», – поясняет ресторатор. По его словам, собственную доставку есть смысл запускать, только если есть хорошее покрытие города: хотя бы 50% районов города.

Ресторан Il Molino в ТРЦ Lavina Mall

«Если у компании нет собственной инфраструктуры, которая смогла бы обеспечивать собственную доставку, то выгоднее всего работать с Glovo. Одно дело вкусно готовить, другое – вовремя доставлять заказы», – очерчивает тенденцию сооснователь сети Mafia, а также Casta, Georgia, BAO и других Тарас Середюк.

В Mafia предпочитают работать на два фронта – как с собственной доставкой, так и через посредников. В компании считают, что часть украинских потребителей любят делать заказы в интернете и такие сервисы, как Glovo и UberEats охватывают до 90% таких клиентов.

В fast-healthy сети Salateira предпочитают работать исключительно с агрегатором. Для более комфортного сотрудничества с Glovo даже планируют запустить отдельную Dark Kitchen – кухню, которая будет работать исключительно на доставку. «Мы не занимаемся микрологистикой, для успеха в любом бизнесе важен фокус внимания», – заявил CEO и управляющий партнер Salateira Александр Савилов. По словам предпринимателя, успех Salateira заключается в том, что сеть сфокусирована на еде и сервисе.

«Я считаю, что все рестораны, создающие собственную службу доставки, занимаются ерундой. Они должны отдать это на аутсорсинг и заниматься тем, что умеют, а конкретно – едой», – пояснил он.

Курьеры Glovo возле ресторана Salateira на Владимирской 51/53

Сотрудничеством с Glovo в Salateira более, чем довольны. Сейчас один только ресторан на Владимирской обрабатывает около 80 заказов в день. Средний чек доставки — 250-270 грн. «У нас подписан эксклюзивный договор на сотрудничество с Glovo на год и, думаю, мы будем его продлевать», – говорит Александр Савилов.

Однако не все рестораторы столь лояльно относятся к курьерским службам экспресс-доставки. Столичный ресторан Grill do Brasil, славящийся безлимитными угощениями за фиксированную цену, запустил предложение доставки блюд в UberЕats весной 2019-го. В меню представили мясные блюда порциями от 1 кг подходящие для пикника и другого летнего отдыха. По словам собственника заведения Геннадия Медведева, которому также принадлежат сети Star Burger, Noodle Doodle и другие, поработать с UberEats решились ради эксперимента: расширить свои возможности, посмотреть даст ли это дополнительные продажи, создаст ли перетекание клиентов из онлайн в офлайн и обратно. Результатом в компании быстро разочаровались.

«UberEats превратился в место для соревнования скидками», – считает ресторатор.

По его мнению, проблема в том, что для Glovo и UberEats важно количество транзакций. Чтобы количество продаж росло, предлагают бесплатную доставку, а участников системы «склоняют» к тому, чтобы они делали скидки.

«Вместо того, чтобы выстраивать систему лояльности, они сталкивают операторов лбами, и все соревнуются кто дешевле отдаст продукт. Это достаточно недальновидная история, когда продали 100 заказов без прибыли и думают, что это хорошо. От этого рынок деградирует», – поясняет Геннадий Медведев.

Собственную доставку в Star Burger хотят запустить, когда сеть будет работать во всех ключевых районах столицы. «В следующие два года планируем открыть определенное количество точек, тогда мы запустим свою доставку», – рассказали в компании. Пока в тестовом режиме компания продолжает сотрудничество с UberEats.

Ресторан Star Burger на Крещатике

Схожей позиции придерживается и Майкл Дон. «Люди, которые идут по упрощенному пути, плохо считают деньги, – делится мнением он. – Даже если своя доставка обходится в 10-14% себестоимости товара (в зависимости от того, кто какой хозяин), то Glovo – 20-24%. Это сухая математика. Конечно, если сеть не может создать свой отдел доставки, она будет говорить, что агрегаторы – это выгодно».

Еще один нюанс: продавать через агрегатор доставки можно, не имея юридического лица. «Аматорские кухни, подпольные производства, которые делают и бургеры, и суши, и пиццу, и отправляют еду через доставку, – кустарный бизнес, который влияет на конкуренцию, – комментирует ситуацию на рынке Геннадий Медведев. – Имея всего три-четыре сотрудника, можно нанести вред системному бизнесу, который платит налоги и зарплаты».

Кроме того, сражение между UberEats и Glovo заставляет их постоянно увеличивать оплату курьерам, все больше их нанимать и платить независимо от того есть заказ, или нет.

Согласно исследованию сервиса «OLX Работа», медианная зарплата столичных курьеров составляет сегодня 9000 грн, в то время как UberEats платят в среднем вдвое больше: порядка 17 500 грн.

Впрочем, Тарас Середюк проблемы в этом не видит. По его мнению, места на рынке все еще достаточно для других крупных сервисов. Другое дело: насколько они смогут быть эффективными. «В любом случае, сети все меньше будут хотеть тратить сил и времени на те услуги, которые они могут заказать на аутсорсе», – утверждает он.

Ресторан Mafia в Оболонском районе

Однозначного видения, как будет развиваться рынок доставки в Украине, все еще нет. «Мы стали свидетелями изменения модели потребления, – говорит Наталья Ковалева, соосновательница Ostrov. – Так или иначе, люди продолжат заказывать ресторанную еду домой. Другой вопрос, станет ли бум доставки ресторанной еды стимулом для развития новых сервисов, например, доставки продуктов питания из супермаркетов, которая все еще находится в зачаточном виде».

По словам бизнес-леди, именно диджитализация общественной жизни приводит к изменению рынка, но будет ли перевес у собственных служб, или большинство предпочтет работать со специализированными онлайн-сервисами, станет известно только в ближайшие несколько лет. «В любом случае, – поясняет Наталья, – тенденцию уже не остановить, клиент уходит со всеми своими потребностями онлайн. Диджитализация захватывает все отрасли бизнеса, и ресторанный рынок – не исключение».

Читайте также

Топ-менеджеры сетей Желток и фан-бар Банка: Самый сложный клиент – гость среднего достатка


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка