По ту сторону полки: в SKU Marketing рассказали, как карантин повлиял на мерчандайзинг
Компания SKU Marketing о новых правилах фасовки товаров и увеличении полки, продиктованных изменением ситуации на рынке.
За 2020 год рынок продуктового ритейла пережил множество трансформаций под влиянием пандемии. Это стало началом формирования новых стандартов рынка, к которым адаптируются и игроки, и потребители. О некоторых из них RAU поговорила с сотрудниками компании SKU Marketing, которая обеспечивает для производителей и дистрибьюторов комплексный мерчандайзинг в 95% национальных сетей Украины.
По наблюдениям категорийных менеджеров компании, самым заметным трендом, продиктованным новыми правилами безопасности, стала фасовка товаров. Доля весовых товаров сильно упала за последний год, в то время как фасованных выросла до 40%. Производителям стоит к этому отнестись не как к временному явлению, а новому стандарту. Те игроки, которые оперативно отреагировали на новое требование ритейла, защитили себя от падения продаж.
«Наша торговая команда всегда была начеку, чтобы быстро отвечать на все нововведения и не допустить негативных последствий для партнеров. Мы помогали им быстро внедрять фасовку, обеспечивая эту услугу своими ресурсами. И продолжаем это делать до сих пор”, — рассказывает категорийный менеджер Евгений Заец.
Теперь для некоторых категорий отсутствие фасовки означает отсутствие места на полке. Компании SKU Marketing помогло быстро адаптироваться к новому требованию опыт фасования до карантина. Сейчас это одна из самых популярных опций в комплексном мерчандайзинге для весовых кондитерских и замороженных товаров.
Карантин также помог реально узнать, какие товары пользуются повышенным спросом у потребителей во время кризиса. Сотрудники SKU Marketing подтвердили, что во время карантина люди действительно массово закупали туалетную бумагу в несоизмеримых объемах, хотя рациональных причин на то не было.
«Мы собственными руками ежедневно в несколько подходов выставляли все запасы бумаги на полку. Это была одна из самых ходовых категорий. Так как мы работаем с крупным украинским производителем туалетной бумаги, компанией «ККБК», то искали способы оптимизировать работу команды. Нагрузка была колоссальной. Часто руководители отделов выезжали с мерчандайзерами “в поле” и работали вместе с ними. Партнеры удивлялись, когда встречали нас в супермаркетах. А для нас это было и остается очевидно — любыми силами не допустить простоя полки наших клиентов», — рассказывает категорийный менеджер Карина Итименева.
Также сотрудники SKU Marketing подтвердили, что во время первой волны карантинных ограничений люди стали больше покупать кормы для домашних животных. В этом убедились, работая с крупным производителем «Кормотех» (бренды «4 лапы», «Optimil», «Мяу», «Гав» и др).
“Но самым востребованным были средства личной гигиены, особенно антисептики. Все помнят, как быстро они исчезали из аптек и полок супермаркета. Наши партнеры из компании “Манорм” столкнулись с тем, что их годовой план продаж был выполнен очень быстро. Это не был искусственный дефицит. На производстве действительно не было сырья. Некоторые компании оказались не готовыми к такой реальности,” — делится Карина Итименева.
Карантин повлиял не только на потребителя, но и на бизнес-отношения. Увеличение полки, за что так часто борются производители и дистрибьюторы, стало вопросом оперативности и включенности торговых мерчандайзеров.
“Когда товары массово скупали, ритейлеры были рады видеть на месте наших мерчандайзеров и сами предлагали увеличивать полку, только бы она не простаивала. Кто быстрее пришел, того и место. Мы не могли себе позволить остановить работу, хотя многие игроки на рынке мерчандайзинга поставили рабочий процесс на паузу. Мы же позаботились о том, чтобы обеспечить безопасность для наших сотрудников: снабдили их масками, антисептиками, перчатками. Благодаря командной поддержке нам удалось сохранить боевой дух. Так мы смогли остаться сильными партнерами для сильных игроков”, — рассказывают в SKU Marketing.
Справка. Компания SKU Marketing предоставляет услуги профессионального мерчандайзинга, аудита и BTL уже более 4 лет на украинском рынке. Клиенты компании — производители всех групп товаров, дистрибьюторы по всей Украине и ритейлеры.