Спецпроект: как развивается ритейл спорттоваров в Украине
Как растет конкуренция в ритейле товаров для спорта, какие тенденции преобладают на рынке и кто из новых игроков может потеснить существующих лидеров.
Ассоциация ритейлеров Украины совместно с Commercial Property подготовила спецпроект о рынке ритейла спортивных товаров в Украине. Мы собрали информацию о крупнейших участниках рынка, темпах их развития, представленности операторов сегмента в торговых центрах и многом другом. Ранее мы публиковали данные о самых больших сетях магазинов спорттоваров в Украине. Теперь же RAU публикует вторую часть спецпроекта, посвященного состоянию украинского рынка спортивного ритейла. Полная версия материала опубликована в печатной версии журнала Commercial Property за август.
Спорт в тренде
Следить за здоровьем не только правильно, но и модно, и этот тренд охватил практически весь мир. Это, соответственно, создает дополнительный спрос на товары и услуги, связанные с занятиями спортом и активным отдыхом. Данная тенденция оказывает влияние и на торговую недвижимость. Например, британская сеть универмагов Debenhams и американская сеть супермаркетов Kohl’s открывают в своих объектах фитнес-центры. Подобные шаги делаются, чтобы привлечь дополнительную аудиторию и удовлетворить возросший спрос на спортивные услуги.
Некоторые украинские торговые комплексы также открывают фитнес-залы и спортивные клубы на своих площадках. Хотя эффект от размещения таких арендаторов ставится некоторыми экспертами под сомнение.
А вот относительно магазинов товаров для спорта ответ однозначен: такие ритейл-операторы должны быть представлены в ТЦ/ТРЦ. «И чем больше площадь торгового центра, тем больше представлена в нем данная категория и тем важнее она для объекта. Для крупного торгового центра очень важно иметь максимально широкий ассортимент товаров и больших якорей, привлекающих потребителей», – говорит Максим Гаврюшин, операционный директор группы компаний «Будхаус», портфель которой включает ТРЦ во Львове, Черкассах, Херсоне.
Возросший интерес арендодателей к ритейлерам товаров для cпорта обусловлен не только стремлением людей заботиться о своем здоровье и вести активный образ жизни, но и другими трендами. Так, как отмечает Татьяна Марковская, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина), аудитория покупателей спортивных товаров постоянно увеличивается и не ограничивается только профессиональными спортсменами. «Для многих из нас спортивные товары стали частью повседневного и даже офисного стиля», – говорит эксперт.
Данную тенденцию подтверждает и Ирина Круппа, генеральный директор МФК Gulliver (Киев): «Стиль sport casual сейчас на пике роста. Спортивная одежда и обувь используется сегодня не только для здорового и свободного времяпрепровождения – прогулок, выезда на пикники, но также и для офисного варианта одежды». Такие изменения потребительских предпочтений способствуют дополнительному росту оборотов ритейлеров спортивных товаров, что подтверждают в компании Arricano Real Estate, которая владеет и управляет ТРК в Киеве, Запорожье, Кривом Роге. «Такие арендаторы показывают стабильный рост товарооборота на метр квадратный, что является индикатором интереса аудитории к такой продукции и следствием изменений покупательских предпочтений, – говорит Анна Чуботина, директор департамента торговых площадей Arricano Real Estate. – Поэтому данная категория ритейлеров интересна торговым центрам».
Интересно, что некоторые игроки рынка торговой недвижимости приравнивают операторов сегмента товаров для спорта к якорным арендаторам ТЦ/ТРЦ.
Например, в компании DCH Infrastructure & Real Estate, портфель которой включает ТРЦ в Киеве, Харькове и Днепре, отмечают, что доля посетителей спортивных магазинов в общей структуре трафика ее объектов составляет около 5%. «Поэтому можно с уверенностью сказать, что такие арендаторы являются якорями для любого современного ТРЦ», – говорит Галина Чоловская, руководитель отдела аренды DCH Infrastructure & Real Estate.
Выбор есть
Структура рынка товаров для спорта в Украине разнообразна и насыщенна. По данным компании CBRE Ukraine, на нем преобладают монобрендовые операторы – они занимают около 55% сегмента, в то время как доля мультибрендовых магазинов составляет около 45%. Так, на рынке представлены такие монобрендовые сети, как Adidas, Nike, New Balance, Under Armour, Reebok, Puma, Arena и другие. Мультибрендовые сети – Sportmaster, Intersport, «Мегаспорт», «Марафон», «Делта Спорт» и другие. «Сегодня в Украине представлено большинство популярных международных монобрендов, как и несколько мультибрендовых магазинов, которые активно развиваются не только в Киеве, но и в регионах страны. При этом зарубежные сети Adidas, Nike, Puma и «Делта Спорт» работают на нашем рынке более 20 лет», – отметил Радомир Цуркан, управляющий партнер CBRE Ukraine.
Крупнейшими ритейл-операторами украинского рынка спорттоваров по количеству торговых точек являются «Спортмастер-Украина» и «Адидас-Украина».
Они обе представляют собой подразделения иностранных компаний. Отметим, что «Спортмастер-Украина» – лидер рынка с 83 моно- и мультибрендовыми магазинами Sportmaster, «Спортландия», Columbia и Weekender – намерен в ближайшие два года открыть еще восемь торговых точек в нашей стране. Среди других крупных зарубежных игроков можно выделить сербского оператора Delta Sport (подразделение в Украине называется «Делта Спорт Украина»), немецкого Puma («Пума Украина») и китайского Peak (Peak Sport Ukraine).
«В то же время значительная часть рынка представлена украинскими компаниями, которые, однако, развивают либо сети мультибрендовых магазинов, либо монобрендовые точки по франшизе, – говорит Таисия Литовченко, директор, Retail & Development Advisor (RDA). – К примеру, торговые сети «Мегаспорт» и «Марафон» торгуют спортивной одеждой международных брендов, таких как Nike, Adidas, Reebok, Jack Wolfskin, Columbia, New Balance, Asics и других. Монобрендовую сеть New Balance в Украине развивает официальный дистрибутор – компания STL Group, а магазины другого известного американского производителя Under Armour на украинский рынок вывел один из крупнейших локальных fashion-ритейлеров – компания MD Fashion».
С точки зрения происхождения на рынке преобладают иностранные марки. «Украинский рынок спортивных товаров имеет определенную специфику, – говорит Ирина Круппа. – Так, у нас практически отсутствует собственное производство, поскольку прибыль предприятий в данном сегменте остается небольшой. Кроме того, отмечается и высокий уровень конкуренции со стороны зарубежных производителей. Поэтому спрос удовлетворяется в основном за счет продукции импортного производства».
Новые имена
Отдельного внимания заслуживают новые на рынке имена. За последние годы в Украине дебютировали Intersport, Decathlon, Under Armour и другие марки. «Рынок спорта очень сложный и многогранный, выйти в этот сектор можно по-разному, – комментирует Игорь Чернов, генеральный директор «Спортмастер-Украина». – У каждого игрока свой товаромарочный портфель: можно работать с обеспеченной аудиторией, но малого масштаба и объема рынка, а можно с более крупным сектором средний и средний минус. Но в целом выход новых международных игроков в Украину, в том числе таких известных сетей, как Intersport, Decathlon и Under Armour, говорит о том, что у таких компаний есть вера в украинский рынок и надежда закрепиться на нем».
Так, швейцарская мультибрендовая сеть товаров для спорта Intersport вышла в Украину в 2016 году; договор о франшизе этой торговой сети подписала украинская компания «Эпицентр К». С того времени она открыла в нашей стране 29 магазинов, из них шесть в 2018 году и четыре – в первом полугодии 2019-го. Суммарная площадь сети превышает 32 380 кв. м, в ней представлены различные форматы – от 300 до 3400 кв. м. По оценке Таисии Литовченко, Intersport – наиболее динамично развивающийся ритейлер товаров для спорта, что обусловлено финансовыми возможностями компании «Эпицентр К» и наличием собственных торговых площадок. Как рассказала Юлия Максименко, генеральный директор Intersport в Украине, на данный момент компания намерена масштабировать сеть за рамками торговых центров «Эпицентр К».
В ближайшее время планируется открытие пяти магазинов Intersport в ТЦ/ТРЦ в Киеве, Одессе, Львове, Тернополе и Виннице.
«Также одним из стратегических решений был запуск концепта Intersport в ТЦ «Эпицентр К» малого формата, расположенных в районных центрах и небольших городах, – говорит Юлия Максименко. – Наш план – стать лидером спортивного ритейла Украины и до конца 2020 года иметь 50 магазинов. Регионы, которые компания рассматривает, как приоритетные, – это Восток Украины, а именно Харьков и Днепр». Отметим, что помимо развития физической сети компания планирует запустить полноценный интернет-магазин в октябре текущего года, пока же представленные в магазинах Intersport товары можно приобрести в онлайн-магазине сети «Эпицентр К». Как сообщила Юлия Максименко, доля продаж через интернет-канал составляет 7%.
В конце 2017 года украинская компания MD Fashion (представляет бренды Tommy Hilfiger, G-Star RAW, DKNY Men, Gant, Pepe Jeans, др.) открыла первый в нашей стране магазин Under Armour. С момента дебюта бренда его сеть расширилась до 12 магазинов. «При сохранении таких темпов развития Under Armour может войти в топ-10 крупнейших в стране спортивных сетей уже к концу текущего года», – дает прогнозы Таисия Литовченко.
Но как сообщил Александр Саттаров, бренд-директор «Under Armour Украина», в краткосрочной перспективе основной акцент будет сделан на отладку внутренних процессов сети, направленных на повышение качества обслуживания, а также оптимизацию ассортиментного ряда. Ближайшие открытия магазинов не озвучиваются, но при этом компания считает наиболее перспективными для своего развития такие города, как Львов и Одесса. Отметим, что помимо физической сети оператор реализует товар через онлайн-площадку – секция Under Armour представлена в рамках мультибрендового онлайн-магазина компании MD Fashion; доля продаж Under Armour через этот канал составляет 15,7%.
Среди марок, дебютировавших в Украине в 2018-19 годах – словенский Alpina и французский Decathlon, а также американский бренд спортивной одежды The North Face.
Выход Decathlon называют знаковым событием на украинском рынке, т.к. этот бренд обострит конкуренцию, которая уже и так достаточно сильно ощущается и во многом связана с развитием уже существующих ритейлеров и дебютом новых сетей. «С выходом на рынок оператора Decathlon, думаю, конкуренция усилится в сегменте крупноформатной торговли (магазины площадью около 2000 кв. м). Долгое время в этом сегменте господствующие позиции занимал Sportmaster. Теперь ситуация может измениться», – говорит Максим Гаврюшин.
«С приходом на украинский рынок бренда Decathlon конкуренция будет только ужесточаться. Особенно это коснется арендаторов, работающих в сегментах средний и средний минус, и в случае, если бренд будет демонстрировать активное развитие в стране», – добавляет Галина Чоловская. К слову, как сообщил Розарио Коццолино, коммерческий директор «Decathlon Украина», в краткосрочных панах компании – открытие еще одного магазина в Киеве: «Пока мы не можем сказать, где будет еще один Decathlon. Пока рассматриваем только Киев и хотим продублировать уже существующий магазин, который расположен в «Ритейл Парке Петровка» и занимает около 2500 кв. м», – сказал он.
Желанный арендатор
Доля, которую занимают ритейлеры товаров для спорта в торговых центрах в Украине, может варьироваться от нескольких процентов до 10% и выше. При этом представители девелоперских и управляющих компаний отмечают, что готовы и дальше рассматривать привлечение таких операторов в свои объекты. «Помимо непосредственно размещения таких арендаторов, для удобства посетителей некоторые торговые центры формируют отдельную зону спортивных товаров, которая при правильном наполнении показывает очень хорошие результаты, в том числе за счет синергии операторов», – комментирует Татьяна Марковская.
В качестве примера такого наполнения можно отметить киевский ТРЦ Gulliver, ЦУМ и ТРЦ Dream Town. Так, например, в ТРЦ Gulliver все спортивные бренды, среди них New Balance, Adidas, Reebok, Arena, Jack Wolfskin, Lotto, 2XU и другие, расположены на одном этаже. «В нашем объекте есть почти все спортивные бренды, которые официально представлены в Украине», – отметила Ирина Круппа. А во второй очереди ТРЦ Dream Town, которая находится на стадии реконцепции, разместится спортивный хаб общей площадью более 22 000 кв. м. Здесь будет представлен фитнес-клуб Sport Life, гипермаркеты товаров для спорта Intersport Discount, «Спортмастер Дисконт», магазины спортивных брендов в формате аутлет. «Открытие ТРЦ после реконцепции позволит стать ему крупнейшим спортивным хабом в стране с большим потоком посетителей», – считает Радомир Цуркан.
Как выглядит предложение спортивных брендов в других украинских ТЦ/ТРЦ? К примеру, компания «Будхаус» подписала 17 договоров с 12 брендами, среди них «Мегаспорт», Bona Sport, Weekender, Adidas, Puma, Sportmaster, City Sport, New Balance, All Stars, «Марафон», Arena, др. Общая площадь магазинов спортивных товаров – 6700 кв. м, что составляет примерно 5,5% всех торговых площадей в объектах компании.
В торгово-развлекательных комплексах компании Arricano Real Estate в сегменте спорттоваров работает 16 магазинов, при этом осенью откроются еще две торговые точки и расширятся существующие арендаторы.
Таким образом до конца года общая площадь спортивных магазинов в объектах компании составит приблизительно 9000 кв. м. «Понимая общемировой тренд и видя динамику товарооборотов этой категории в наших торговых комплексах, в конце 2017 года мы приняли решение по ее усилению во всех проектах. Больше всего новых открытий было в киевском ТРК «Проспект» – пять магазинов за период с февраля 2018 года. После запуска обновленного New Balance общая площадь спортивных магазинов в этом объекте составит около 4000 кв. м или 12% торговой галереи, – говорит Анна Чуботина. – Товарообороты уже открытых спортивных магазинов подтверждают правильность выбранной стратегии по расширению этой категории, а значит, мы продолжим привлекать новых ритейлеров».
В торгово-развлекательных центрах компании DCH Infrastructure & Real Estate арендаторы сегмента спорт занимают суммарно около 10 000 кв. м. «В региональных ТРЦ представлены почти все профессиональные игроки сегмента спорт, кроме недавно зашедших на рынок Decathlon и Intersport, для размещения которых у нас попросту нет локаций, – говорит Галина Чоловская. – Мы с удовольствием будем привлекать в свою сеть новых игроков, если сможем найти для них площадки соответствующих форматов».
В столичном ТРЦ Ocean Plaza работают девять ритейлеров товаров для спорта. Последние открытые здесь спортивные магазины – Reebok, Adidas Originals и Under Armour, а в ближайшее время в Ocean Plaza зайдет сеть Jack Wolfskin. «Анализ потребительских предпочтений показывает стабильный рост популярности спортивного сегмента. Уже три года подряд, согласно опросам посетителей ТРЦ, спортивные бренды входят в двадцатку наиболее популярных магазинов, представленных в Ocean Plaza, – говорит Дарья Завадская, коммерческий директор ТРЦ Ocean Plaza. – Управляющая компания расширяет ассортимент продукции для активного отдыха, поэтому если на рынке Украины появятся интересные бренды, мы готовы привлекать их в наш ТРЦ».
Что касается условий аренды, то ставки для таких магазинов практически не отличаются от ставок на галерейные магазины в целом – говорят игроки рынка.
Цена зависит от площади помещения и его расположения, размера витрины и ряда других характеристик, среди которых и прогнозируемые обороты ритейлера. Например, ставки в объектах компании DCH Infrastructure & Real Estate составляют $10-15/кв. м/месяц для лотов площадью от 1500 кв. м и $25-35/кв. м2/месяц для лотов размером 150-300 кв. м. Помещения площадью около 150 кв. м в торговых объектах компании «Будхаус» сдаются по цене $35-60/кв. м/месяц. Помимо фиксированной суммы практически все спортивные арендаторы доплачивают процент от товарооборота.
На волне развития
Украинскому рынку товаров для спорта присущи свои особенности, и здесь можно выделить несколько факторов, благоприятных и не способствующих ведению бизнеса в этом секторе. К отрицательным факторам эксперты относят большую долю продаж контрафактных продуктов и подделок и отсутствие правовых и нормативных рычагов давления на несанкционированное проникновение брендовых товаров. Развитие операторов может сдерживать ограниченное предложение качественных торговых площадей наряду с почти 100-процентными показателями заполняемости профессиональных торговых центров. «Емкость рынка Киева практически полностью насыщена, конкуренция между основными игроками обостряется, и компании, которые заботятся о своем развитии, находятся в поисках новых, еще не освоенных рынков в регионах, где ощущается нехватка качественных объектов», – комментирует Татьяна Марковская.
Тем не менее, украинский рынок спортивных товаров в последние годы активно расширяется, увеличиваются товарообороты ритейлеров данного сегмента, и такая положительная динамика, как ожидается, сохранится.
Причин тому несколько. Но основная, как отметили все эксперты, – это мода на здоровый образ жизни, который пропагандируется и самими операторами. Они не только партнерски поддерживают локальные и международные спортивные мероприятия, но и организовывают свои. Например, Under Armour является спортивным партнером беговой лиги Run Ukraine Running League 2019 года, а сеть Intersport проводит ежегодные забеги Intersport Run. При этом растет и количество людей, задействованных в подобных ивентах. По словам Александра Саттарова, в Украине число участников массовых спортивных мероприятий, таких как забеги и фитнес-конвенции, открытые тренировки, состязания под патронатом ключевых спортбрендов, увеличилось в среднем на 25%.
Второй фактор, который способствует развитию рынка – расширение сетей спортивных клубов. «Это делает спорт более доступным и желанным, и, соответственно, приводит к большей востребованности спортивной экипировки», – поясняет Александр Саттаров. Например, по данным компании CBRE Ukraine, сеть «АтлетиКо» открыла три новых клуба в Киеве в прошлом году, а сеть Sport Life в 2018 – первом полугодии 2019 пополнилась семью новыми клубами в Украине, на стадии строительства находятся еще девять объектов в различных городах страны.
Третий фактор – рост уровня доходов населения, что наряду с увеличением количества людей, ведущих активный образ жизни, приводит к росту товарооборота ритейлеров товаров для спорта.
«За 2018 год рост розничной торговли в сегменте спортивного, туристического инвентаря и снаряжений составил +41% по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует об увеличении спроса на спорттовары почти в два раза», – говорит Радомир Цуркан. Подобную тенденцию подтверждают и сами игроки рынка. Например, в сети магазинов Intersport продажи спортивной обуви для бега удваиваются ежегодно. «Подобная ситуация наблюдается и в таких направлениях, как футбол, баскетбол, фитнес и тренинг», – говорит Юлия Максименко. В добавление к этому существенным фактором роста рынка спортивных товаров, как заявляет Таисия Литовченко, является переключение с занятий малобюджетными видами спорта к более технологичным и индивидуальным видам спорта, требующим более высоких затрат.
Помимо всего, географическое расположение нашей страны также можно назвать фактором, способствующим развитию рынка спортивных товаров. «В Украине есть все – горы, озера, леса, море, – говорит Розарио Коццолино, коммерческий директор, «Decathlon Украина». – Это дает возможность для занятия различными видами спорта».
Читайте также —
Кто одевает Украину: кому принадлежат крупнейшие fashion-сети (часть 2)