Польский поход Нова пошта: как компания собирается закрепиться на высококонкурентном рынке

Польский поход Нова пошта: как компания собирается закрепиться на высококонкурентном рынке

04.11.2022 08:45
  473
Костянтин Симоненко

Лидер украинского рынка доставки готовится покорить Восточную Европу. Первой стала Польша, где к концу года должны открыться отделения ЧП во всех крупных городах.

Читайте українською

О планах компании украинскому изданию Forbes рассказал директор НП в Польше Дмитрий Вергун. По его словам, первое отделение НП появилось в Варшаве в начале сентября 2022 года, второе – 19 октября в Кракове. Между открытием точек в этих двух городах компания успела еще и снизить цены на доставку в Польшу в 2,5 раза. Выход на польский рынок является первым этапом глобальной экспансии, которую задумали владельцы Нова пошта Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк. До полномасштабного вторжения россии компания фокусировалась на развитии в Украине, где получила доминирующее положение.

Первый этап экспансии

Как написал в Facebook совладелец ЧП Владимир Поперешнюк, через две-три недели в Польше откроется 10 новых отделений. В комментариях к своему посту он рассказал, что в скором времени откроют отделения в Познани и Вроцлаве, а в Катовице и Гданьске откроют «вторую очередь».

По словам Вячеслава Климова, компания задержалась в реализации стратегии глобального развития. Она встретила войну, имея только НП Молдова и НП Global, которая обслуживала доставки из США, Европы и Китая в Украину, а этого явно мало.

За восемь лет работы в Молдове Нова пошта открыла около 20 отделений и 130 почтоматов. Также там она предоставляет курьерские услуги. Компания пыталась закрепиться на рынке Грузии, однако шесть пилотных отделений были закрыты без объяснения причин. «Мы изучили этот урок и скоро станем гораздо более глобальными», – говорит Климов. В фокусе – страны Восточной Европы, где большая концентрация украинских беженцев. Поэтому НП рассчитывает на минимум 30 млн посылок в год, которые будут посылать украинцы.

По словам Поперешнюка, в начале 2023 года НП должна появиться в Чехии, также есть планы на Литву и Швецию. «Постепенно будем открывать отделения по всей Европе», – написали с официального Facebook-аккаунта компании.

Перспективные расчеты

На одного украинца, по данным НП, приходится около 10 посылок в год, поляк отправляет 22-24 посылки. Эксгендиректор Meest Group Марцин Куксинович оценивает польский рынок примерно в 1 млрд отправлений в год, то есть почти в 2,5 раза больше украинского. Емкость польского рынка оценивается в 1–3 млрд. евро.

Для сравнения: в 2021 году украинцы отправили через Нова пошта 372 млн посылок (+14%) – в несколько раз больше, чем через государственную Укрпошта. Выручка НП за 2021 год выросла более чем на 20% по сравнению с 2020 годом. НП его завершила с доходом 16,9 млрд грн и чистой прибылью 991 млн грн.

Особенности нового рынка

Польский рынок поделили между собой три мощных игрока: лидер InPost, сделавший ставку на почтоматы и захвативший 45% рынка, Poczta Polska с разветвленной сетью отделений и DPD, говорит Куксинович. Также есть мировые игроки, такие как DHL, UPS и FedEx. Чтобы с ними конкурировать на новом рынке, требуются новые сервисы и ноу-хау. Поэтому предложить что-нибудь новое будет крайне трудно.

Бизнес модель местных игроков существенно отличается. В Польше, по словам Куксиновича, немногие игроки предпочитают развитие собственных отделений. Логистические компании либо устанавливают почтоматы, либо работают через посредников, например через сети магазинов, которые выдают посылки.

Основатель сервиса по аналитике почтовых отправлений Shipoko Ян Ружичка считает, что у Нова пошта есть необходимые сервисы и ноу-хау: классное мобильное приложение, скорость, качество сервиса.

Вместе с тем, управляющий партнер консалтинговой компании 3e Consultants Олег Каленский сомневается, что основное логистическое решение компании – доставка «от отделения к отделению» – будет таким настолько популярным в ЕС, как в Украине. Чтобы закрепиться на польском рынке, он рекомендует поставить в приоритет развитие сети почтоматов – самый распространенный способ доставки посылок в Польше. По оценке эксперта, в открытие одного отделения в Польше нужно инвестировать 30 000–50 000 евро.

Возможные трудности

Сдерживать развитие будет отсутствие узнаваемого бренда. «В Польше его придется строить с нуля», – говорит соучредитель шведско-украинского проекта DYВ Игорь Гут. Поэтому ориентироваться сначала на украинцев – разумная стратегия. Начав с трансграничной логистики, Нова пошта может расширить спектр услуг. К примеру, предложить украинцам в Европе свои финансовые сервисы (денежные переводы). Поскольку у украинских мигрантов дома остались родственники, в том числе военнослужащие, с которыми они обмениваются грузами, деньгами.

Инвестируя в инфраструктуру, НП понадобится 7–10 лет, чтобы приблизиться к лидерам европейского рынка адресной доставки, считает Каленский.

Читайте также –

Сергей Кравченко, Нова пошта: Показатели e-commerce достигли 90% от довоенных


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка