Елена Гречишкина, Пчелка маркет: В ближайшее время планируем открыть новый формат City market

Елена Гречишкина, Пчелка маркет: В ближайшее время планируем открыть новый формат City market

14.05.2020 08:15
  4229
Іван Зайцев

Топ-менеджер одной из самых динамичных продуктовых сетей Киевщины об истории развития компании, особенностях работы во время карантина, внедрении инноваций, планах на будущее и многом другом.

Читайте українською

Пчелка маркет – локальная сеть, работающая в Киеве и области. Основана компания чуть более пяти лет назад, и на данный момент объединяет уже более 30-ти магазинов в столице и городах-спутниках. По темпам роста ритейлер стабильно входит в число самых динамичных ритейл-компаний Киева. О том, как развивалась компания, в чем особенности нового формата, как сеть работает во время карантина и много другом RAU рассказала Елена Гречишкина, управляющая сетью Пчелка маркет.

 — Сколько сейчас магазинов в сети Пчелка маркет?

— На конец апреля 2020 года в Киеве и городах-спутниках работает 29 магазинов Пчелка маркет. Плюс два объекта готовим к открытию в ближайшее время.

— История компании началась пять лет назад, с какими вызовами вы за это время встретились, и как их преодолевали?

— На эту тему можно говорить бесконечно: аренда помещений, текучесть линейного персонала из-за повального выезда за границу, логистика… Вызовов много. Но самый важный момент – взаимоотношения с покупателем, ради кого все и затевается. Умение слышать его, понимать, стараться вместе создать комфортный магазин у дома. Это ежедневная работа.

— Что считаете самым большим достижением за эти пять лет?

— Конечно же, дружную команду профессионалов, которой любые задачи по плечу.

— Вы стартовали, пожалуй, в самое сложное для страны время — в разгар экономического кризиса и войны на Востоке Украины. Не было опасений, что в такой ситуации бизнес «не взлетит»?

— Разве можно назвать любое время для начала бизнеса плохим или хорошим? Все зависит от человека и команды. Там, где одни видят препятствия, другие ищут возможности. Мы начали работу над проектом в мае 2015 года, а 4 июля открыли первый магазин «Пчелка маркет». За полтора месяца мы провели огромную работу: создание команды, разработка концепции, торговой марки сети, дизайнерские решения, закупка оборудования, провели договорную компанию с поставщиками. Нам говорили, что ничего у нас не выйдет и рядом с сильным игроком в ритейле наш бизнес прогорит. Но мы знали, что делать и верили в результат. А экономический спад позволил нам найти свободные площади для открытия новых магазинов. В декабре 2015 года у нас уже было действующих шесть магазинов, и мы были признаны сетью. Получили награду «Открытие года» по результатам работы 2015 года.

— Почему выбрали именно Киев и города-спутники? Здесь самая платежеспособная аудитория, но и самая сильная конкуренция.

— Потому что Киев — мегаполис, где проживает более трех миллионов человек — почти 10% населения Украины. Чем больше город, тем больше возможностей. Что до конкуренции, то именно она способствует развитию, заставляет искать свой путь. Понимая сильные и слабые стороны конкурента, мы определяем: в каком формате будем развиваться.

— Как выбирали нишу, в которую входили, и как сами позиционируете формат своих магазинов?

— В начале 2015-го мы убедились, что формат «у дома» востребован рынком. Правда, развиваясь, мы вносим некоторые коррективы. Был создан новый формат «Пчелка маркет plus» с торговой площадью от 700 кв. м. В 2018-ом мы открыли супермаркет площадью более 2000 кв. м.

— В чем их особенность, конкурентное преимущество по сравнению с другими сетями?

— Близость к дому, сервис, предложения по собственному производству: кондитерская продукция, кулинария, натуральные копчености. Предлагаем качественные и полезные продукты.

— Сколько SKU включает ассортимент ваших торговых точек? На что делаете упор?

— У нас достаточно большой ассортимент, учитывая небольшую площадь магазина: от 5000 до 15 000 SKU. Стараемся представить покупателю все необходимые товары для ежедневного использования.

Развиваем собственное производство – это выпечка и кондитерские изделия: круассаны, пирожные, торты ТМ Grand Gateau, кулинария, сырое и копченое мясо, пицца и прочее.

— Какая площадь ваших магазинов — самая большая, самая маленькая, средняя?

— Самый большой магазин на сегодняшний день у нас находится на рынке «Отрадный», его общая площадь составляет более 2000 кв. м.  Самый маленький – 400 кв. м.  Больше всего магазинов площадью 500-700 кв. м.

— Как ищете локации для открытия объектов, на что обращаете внимание и какие требования предъявляете? Насколько сложно сейчас найти подходящие помещения?

— Предпочтение отдаем объектам, которые расположены в зонах плотной жилой застройки (от 9-ти этажей и выше); на «красной линии» оживленной улицы; в местах наибольшего сосредоточения людей (в зонах вокзалов, городских рынков и т.п.). Найти подходящие объекты по адекватной цене сложно. Если локация интересная, желающих среди ритейлеров много, собственники помещений поднимают цену аренды до таких цифр, что приходится отказываться от объекта. Сейчас большую часть объектов берем в аренду или покупаем непосредственно у застройщиков новых жилых кварталов.

— В каких городах уже работаете, и какие для вас в приоритете на ближайшее время?

— Наши магазины работают в следующих населенных пунктах: Киев, Ирпень, Бровары, Обухов, Коцюбинское, Макаров, Тарасовка. В Буче планируем открыть маркет в мае. Надеемся в этом году открыть магазины в Чернигове.

— Как за последний год менялась выручка сети, насколько она выросла? Как менялся средний чек и количество позиций в чеке?

— Торговая сеть развивается количественно и качественно, соответственно растет количество чеков и средний чек. Рост товарооборота в 2019 году составил 32% в сравнении с 2018 годом.

— Ваш потребитель — кто он? Кто ваша ЦА?

— Наш основной покупатель — это женщина 35-55 лет, деловая, активная и дорожит своим временем. Совершает покупки возле дома, в среднем, три раза в неделю.

— Существует ли у вас программа лояльности? На каких принципах она построена?

— Наша программа лояльности «СОТА CLUB» построена на бонусной системе. Кешбэк – 1% и 3% от суммы покупки, а также ежедневные акционные скидки. Есть возможность накопить дополнительное количество «сот» на отдельные товары. В будние дни, утром для людей преклонного возраста в сети действует дополнительная скидка 5%.

— Как привлекаете клиентов в магазин, какие рекламные и маркетинговые активности проводите?

— Это и систематические ценовые акции, и локальные активности со специальными предложениями по собственному производству. Для новых магазинов — проведение ивентов и усиление коммуникации.

— Многие ритейлеры жалуются на проблему персонала. Пчелка маркет сталкивается с трудностями при подборе сотрудников, как их решаете?

— Да, был период активной миграции граждан Украины в Европу, тогда действительно были сложности с персоналом, но вопросы решались силами собственного отдела персонала и рекрутинга. А также сработала программа мотивации для сотрудников «Приведи друга». Проблема нехватки кадров подстегнула нас к внедрению касс самообслуживания.
В данный момент проблем с персоналом нет.

— Существует ли мотивационная программа для персонала? Проводятся ли какие-то конкурсы, соревнования, обучения и курсы повышения квалификации?

— В компании создан отдел обучения – есть свой внутренний тренер, который активно занимается развитием и поддержкой сотрудников компании. Проводятся адаптационные, обучающие и развивающие тренинги. В настоящее время вводим программу дистанционного обучения. Проводим тимбилдинги, которые популярны среди сотрудников нашей компании.

Также нашей компанией проводится много других мероприятий: корпоративные праздники, волонтерство и благотворительность. Среди магазинов проводится соревнование на звание «Лучший магазин месяца» с вручением переходящего кубка и премии. К пятилетию компании объявлен конкурс на звание лучшего управляющего года по результатам работы за год, которому будет вручен ценный приз. Наши ведущие специалисты участвуют во внешних форумах, конференциях и семинарах, посещают международные выставки EuroShop и другие мероприятия для ритейла, чтоб быть в курсе новых веяний.

— Развиваете ли вы направление private label? Если да — то какие продукты и в каких категориях продаете под СТМ, какой процент в обороте сети они занимают?

— Мы планируем активно развивать данное направление, как только решим вопрос с распределительным центром. В настоящее время под собственной торговой маркой у нас продаются крупы и сахар, о проценте от оборота сети пока не стоит говорить.

— Как ищете поставщиков товаров в магазины? Кто может быть поставщиком Пчелка маркет, какие условия для этого надо выполнить?

— В последнее время не мы ищем поставщиков, а они к нам «в дверь стучатся». Чтобы стать нашим поставщиком нужно предложить интересный качественный товар при наличии документов, гарантирующих его качество, договориться с нами об условиях поставки, подписать договор, разработанный нашими юристами.

— Насколько отразился на вашей работе карантин, какие особенности можете отметить?

— В марте, когда был объявлен карантин, у людей началась паника: люди делали запасы круп, муки, соли, сахара, макарон. Это привело к росту товарооборота, но вместе с тем – к снижению маржинальности, так как покупали товар с низкой наценкой. В третей декаде марта ситуация выровнялась, покупатели начали осуществлять покупки в привычном режиме. Но во время карантина основная часть предприятий (в т.ч. вузы) приостановила свою деятельность, центр города опустел, это отразилось на товарообороте магазинов, расположенных в центральной части Киева и рядом с вузами. Резко снизился спрос на кулинарию, все стараются готовить дома.

Закрытие метро, и отмена многих автобусных маршрутов повлекли за собой транспортный коллапс. Перед нами стала задача обеспечить бесперебойную работу магазинов, обеспечив наших сотрудников средствами индивидуальной  защиты, антисептиками, термометрами. Как мы решали данные вопросы – это отдельная тема. К сожалению со стороны государства не было поддержки, только ежедневные проверки по соблюдению дезрежима и выполнению мероприятий, прописанных в документах.

В целом сеть работает без перебоев и предоставляет возможность своим покупателям круглосуточно совершать покупки.

— Расскажите о дальнейших планах по развитию: сколько магазинов и где намерены открыть, на чем сфокусируетесь в ближайший год, и какие цели ставите на 3-5 лет.

— В ближайшее время мы планируем открыть новый формат City market — уютный современный суперпермаркет с дизайном в городском стиле общей площадью 4000 кв. м. Вам делимся впервые! Концепция магазина предусматривает комфортный торговый зал, тематические открытые фуд-зоны, включая пиццерию, пивбар. В супермаркете будут работать кулинария, пекарня, рыбный и мясной цеха, цех замороженных полуфабрикатов. Планируем внедрить новые решения касс самообслуживания, электронные ячейки для хранения сумок и многое другое.

В этом году мы уже открыли два магазина в Киеве, планируем открыть еще восемь магазинов в Киевской области и в Чернигове.

Планы у нас амбициозные.

Читайте также —

Как пережить кризис: советы генерального директора АТБ Бориса Маркова


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка