Павел Овчинников, Kiddisvit: Как построить взрослую компанию, товары которой нравятся детям
Сооснователь Kiddisvit Павел Овчинников о трендах рынка игрушек, игровых зонах в магазине, консультантах-аниматорах и теории множественного интеллекта.
Днепровская компания Kiddisvit — один из крупнейших продавцов игрушек в Украине. Она была основана в 1997 году братьями Павлом и Дмитрием Овчинниковыми. В 2000-м компания открыла свой первый магазин игрушек и товаров для детей MIKKI. В 2011 году Kiddisvit и MGA Entertainment подписали эксклюзивный дистрибьюторский контракт на продажу в Украине таких брендов, как Bratz, Moxie Girlz, Moxie Teenz, Little Tikes, Lalaloopsy, и игрушек Nara.
Сегодня Kiddisvit — национальный дистрибьютор детских игрушек от лучших мировых брендов. А сеть детских магазинов Mikki сейчас находится в процессе ребрендинга, новое имя розничной сети — MYplay.
Главный офис компании находится в Днепре, региональные представительства работают в Киеве и Львове. Компания входит в Ассоциацию семейного бизнеса, а Павел Овчинников — президент Украинской ассоциации индустрии игрушек (УАИИ). Согласно исследованию УАИИ, за прошлый год объем рынка игрушек Украины вырос до $633 млн.
Leadership Journey расспросил Павла об идее создания уникального пространства MYplay и почему важно продавать только те игрушки, которые ты готов дать своим детям. RAU публикует ключевые тезисы интервью.
О старте бизнеса и семейной составляющей
Семейный бизнес — это, на мой взгляд, то, что на начальных этапах существования компании позволило выжить. Потому что ты находишься в кругу людей, которым доверяешь и которые доверяют тебе. Каждый успех или неудачу ты делишь с родными людьми и ощущаешь их поддержку. В начале бизнеса у нас не стоял вопрос жесткого распределения ответственности, каждый делал то, что мог, в меру своих сил. Но со временем, когда компания выросла, мы стали четче выделять зоны ответственности. Я стал СЕО, который принимает окончательные решения. Супруга Ольга — директор по маркетингу в нашей дистрибьюторской компании Kiddisvit, она отвечает за маркетинг, отбор ассортимента, закупку товара. С братом Дмитрием мы соучредители и вместе согласовываем инвестиционные проекты. Большинство инвестпроектов реализованы именно им.
О ставке на детей, как основных потребителей
80% родителей, согласно исследованиям, хотят, чтобы игрушки в первую очередь были полезными и развивающими: конструкторы, паззлы, наборы для творчества и экспериментов. Но на практике продажи подобных товаров составляют всего 10%. Сегодняшние дети прекрасно знают, чего они хотят. Они следят за мировыми трендами, смотрят известных блогеров, знают, какие игрушки популярны. И уже вместо «хочу» и «купи» могут предоставить родителям вполне аргументированные доводы.
О добавлении «технологичности» в магазины
Детям старше 10 лет бывает неловко зайти в магазин игрушек — они хотят чувствовать себя взрослыми, технологически образованными. Поэтому мы создаем пространство, в котором им будет комфортно, где они смогут протестировать новые гаджеты и дольше побыть детьми.
У нас нет планшетов и телефонов, но есть аксессуары, стереоколонки, смарт-часы, игровые приставки, квадрокоптеры, робототехника и другие инновационные товары.
Мы добавили «технологичности» не только в ассортимент игрушек, но и в интерьер. Создали «телепорт» с фотокабиной, установили игровые digital-панели, лазерный тоннель и зону для просмотра мультиков и выпусков блогеров.
Об отказе от традиционного разделения по возрасту и полу детей
Мы проконсультировались с психологами и выбрали путь развития детских талантов. Для детей трех-восьми лет мы определили несколько типажей: артист, «разбышака» и всезнайка.
Артисты — это дети, которые хотят быть в центре внимания, им интересно попробовать себя в качестве блогеров или выйти на сцену. «Разбышаки» любят подвижные игры, охотно соревнуются с другими детьми. А всезнайка — это ребенок, который хочет посидеть в стороне и сосредоточенно пособирать конструктор или изучить робота. Эти роли могут меняться, кроме того, активными или задумчивыми могут быть дети разных возрастов, и мальчики, и девочки.
Мы решили уйти от привычного зонирования «мальчики/девочки», таким образом предоставив ребенку свободу выбора и понимание, что он в первую очередь личность и сам вправе решать, что ему ближе.
Чтобы ребенок, вдохновляясь игрой, раскрывал себя, свои таланты и свое призвание. Для этого была запущена лаборатория «прокачивания скилов», в которой в формате игры каждый гость MYplay может проявить актерские способности, побыть блогером, изучить музыкальные инструменты, познакомиться с физическими опытами, пройти курсы по робототехнике, моделированию и 3D-конструированию, создать свой образ, поучаствовать в фотосессии и гонках и многое другое.
О теории множественного интеллекта
Мы опирались на теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, в соответствии с которой существует восемь типов интеллекта. Используя эту уникальную теорию, можно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. От этого будет зависеть и их профессия в будущем, склонности и успехи в определенных видах деятельности.
Так мы определили таланты, которые будем развивать, и перевели их в простые категории, понятные ребенку: «будуй, колекціонуй, захоплюйся, драйвуй, гаджуй, зростай, фантазуй, спілкуйся, вмикайся, створюй, гасай, піклуйся, відчувай, перевтілюйся».
Например, «спілкуйся» — развитие коммуникабельности, «гасай» — развитие активности, «фантазуй» — креативности.
Об игровых зонах в магазинах
Мы проанализировали результаты по магазинам (после запуска игровых зон, — прим. ред.): часть получили плюс, часть остались на прежнем уровне. Сейчас необходимо исправить некоторые ошибки, убрать лишнее и развить те направления, которые оказались наиболее перспективными — например, отделы гаджетов. Мы хотим, чтобы наши магазины стали местом проведения досуга для всей семьи, и сейчас инвестируем в этот подход: переоборудовали помещения, обучили сотрудников, привезли инновационные товары, обустроили пространства для родителей.
Мы стремимся к тому, чтобы у нас играли — не только дети, но и взрослые. Даже если сегодня семья ничего не купит, они вернутся завтра и выберут игрушку у нас, потому что им здесь комфортно, их тут знают и у них с этим пространством связаны приятные эмоции.
О продавцах-аниматорах
Продавцы, которые пришли из MIKKI, прежде чем продолжить работу в MYplay, прошли обучение у профессиональных аниматоров. Чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку, они получили базовые психологические знания: как правильно работать с детьми, как завоевать доверие, изучили возрастные особенности развития детей и темпераменты. Теперь у нас нет просто продавцов-консультантов. У нас есть аниматоры — друзья ребенка, которые готовы развлекать, играть с ним и радоваться его успехам.
Кроме того, мы ввели новую должность — ивент-менеджера, который отвечает за все мероприятия и руководит Лабораторией талантов.
О тенденциях рынка
Мир глобализируется, и особенно это касается детей. Тенденции ускоряются: раньше тренды приходили в Украину с задержками до года, сейчас это может занимать дни или недели. И украинские дети, посмотрев обзор новой игрушки у известного блогера, тут же могут найти ее в ближайшем детском магазине.
Дети любят следить за эмоциями блогеров, которые распаковывают подарки на камеру. Так появился тренд на товары с wow-эффектом. Также в тренде игрушки, которые могут быть интересны и детям, и взрослым. Например, некоторые папы покупают машинки и вертолеты на радиоуправлении, чтобы играть вместе с детьми.
Возвращается тренд на активные игры в формате Ready, Steady, Play! (На старт! Внимание! Игра!), побуждающие детей меньше времени проводить за компьютером или с телефоном, больше двигаться и общаться со сверстниками.
Источник: Leadership Journey
Читайте также —
Новости детских магазинов: Антошка, Будинок іграшок, MYplay, LEGO и другие