Генеральный директор Metro Cash&Carry Ukraine: Наш товарооборот растет за счет конечных потребителей
Новый генеральный директор Mеtro Cash & Carry Украина Елена Вдовиченко про товарооборот компании за финансовый год, изменения в покупательских привычках потребителей и тренды, которые наблюдаются в продуктовом ритейле.
Директор по продажам и операционной деятельности Mеtro Cash & Carry Украина Елена Вдовиченко возглавила компанию в марте 2021 года. В интервью изданию Forbes она рассказала, что изменилось в потребительском поведении украинцев за ковидный год, как Metro Cash&Carry Ukraine организовала дистанционную работу офиса и как работает доставка продовольственных товаров в компании. RAU публикует ключевое из интервью.
О товарообороте Metro Cash & Carry Ukraine в 2020 году
За 2020 финансовый год (октябрь 2019 года – сентябрь 2020 года) прирост в объеме товарооборота был 18% относительно предыдущего. То же можно сказать и о финансовых результатах.
Мы работаем по модели «опт для всех». У нас три вида клиентов: HoReCa, трейдеры – это магазины у дома, киоски и конечные потребители. И вот этих +18% мы достигли за счет конечных потребителей. Их количество выросло на 25-27%.
HoReCa очень сильно просела. Когда в марте 2020 года ее закрыли, продажи от нее мы получили лишь в июне, когда вышли из локдауна. А дальше это была уже «кардиограмма»: то закрывают, то открывают.
Об изменении покупательских привычек
Изменилась частота покупки. Люди стали ходить реже, но сама корзина увеличилась примерно на 30% при инфляционном росте до 7%. Украинцы начали за один раз покупать больше. Помимо этого, появились новые категории в потребительской корзине, значительно выросли «фреш» и «ультрафреш». В первой категории — это импортные сыры. Их цены уже сопоставимы с отечественными, а в целом качество — выше. К сожалению, наши локальные производители не могут обеспечить в нынешних экономических условиях достойные цены и хорошее качество этого продукта.
На 35-40% выросла «заморозка» – замороженные тесто, круассаны, булочки, ready-to-cook блюда. Клиенты стали больше покупать мяса, рыбы. Начали расти продажи овощей и фруктов, то есть появилось больше доверия к ритейлу в этом виде продуктов. Но мы это наблюдаем уже в течение трех лет. Украинцы склонны были покупать такую продукцию на базарах, якобы там лучше и дешевле. Но когда люди начинают сравнивать цены и качество товаров в магазинах и на рынках, они понимают, что это не так. Культура потребления овощей и фруктов в ритейле постепенно растет.
Об изменениях закупок клиентов из HoReCa
Они стали ходить чаще, но покупать меньше, потому что не знали, когда их закроют в следующий раз. Для них мы снизили сумму закупки, по которой делаем бесплатную доставку, с 3000 грн до 1000 грн. А когда был жесткий локдаун, мы вообще убрали этот порог. Во время первого жесткого карантина в 2020 году мы также ввели отсрочки платежей.
О доставке продуктов
Если раньше люди покупали dry food (продукты, которые нужно хранить без особого температурного режима), то теперь уже и фреш.
Канал е-commerce вырос вдвое и продолжает расти. Если доставкой у нас раньше пользовались 4% покупателей, то сейчас это 6%+. Два процентных пункта на 1,5 миллиона клиентов (столько в нашей базе) – это фантастический результат.
У этого канала по-прежнему есть куда развиваться. Главная задача – найти правильные операционные модели, чтобы вовремя и качественно обслужить клиентов. Потому что если ты дал обещание, что привезешь в течение часа, то ты должен его выполнить.
О покупательских трендах
Однозначно будет всплеск Horeca. Они адаптируются, будут работать в мейнстрим-сегменте, не будут повышать цены, но затраты порежут.
Будет по-прежнему развиваться еда на вынос. Значимым трендом становится приготовление блюд дома. Во время локдаунов люди начали больше готовить, кому-то это даже понравилось. Мы наблюдаем эту тенденцию по росту некоторых категорий товаров. Например, недавно мы завезли семь видов муки (гречневую, миндальную и т. п), и ее очень хорошо принимают. Категория «решения для выпечки» в целом очень хорошо развивается. Мы даже будем отдельно выделять место для презентации таких товаров в наших ТЦ.
Также мы наблюдаем определенный интерес украинцев к веганской еде. Мы завозим веганское мясо, веганские бургеры. Но пока люди больше говорят об этом, чем действуют. То есть из 10 человек, которые на словах готовы заплатить больше за веганский продукт, покупает только один.
О работе офиса в локдауне
Мы изменили график работы сотрудников офиса на гибкий, причем навсегда. Теперь работник сам выбирает, когда он работает и откуда. Для этого даже изменили устав компании. Переход на такой график работы был нелегким. Особенно для младшего поколения. Когда ты работаешь в офисе, у тебя остаются рамки: ты вышел из офиса, работа закончилась. А когда работаешь дома, у тебя нет такой четкой границы.
Внедрили специальные тренинговые сессии по благополучию сотрудников. Профессиональные психологи и коучи учат людей, как управлять своим временем, развивать эмоциональный интеллект, определяя для себя оптимальный work-life balance.
Есть еще одна сложность, с которой мы столкнулись. Ты нанимаешь нового сотрудника, и этот юный талант жаждет знаний и общения, а между вами – экран. Мы разработали специальную onboarding-программу, чтобы правильно интегрировать новых сотрудников. Она состоит из hard и soft частей. Первое – это обучение тому делу, которым сотрудник будет заниматься. Второе-поддержка эйчаров и развитие эмоционального интеллекта. И все эти тренинги мы сделали в виде короткометражных фильмов.
Источник: Forbes
Читайте также
Топ-15 платників податків в рітейлі України: АТБ, Епіцентр К, Сільпо, Metro, Фора, Ашан та інші
Топ-15 налогоплательщиков в ритейле Украины: АТБ, Эпицентр К, Сільпо, Metro, Фора, Ашан и другие