Олег Антоненко, Айсберг: В сентябре мы вышли на довоенный объем производства и с октября планируем его увеличение

Олег Антоненко, Айсберг: В сентябре мы вышли на довоенный объем производства и с октября планируем его увеличение

20.10.2022 09:00
  1699
Іван Зайцев

Открыть во время войны новый высокотехнологичный завод в Одессе? Сделано! Генеральный директор одного из ведущих украинских производителей холодильной техники о причинах такого решения, работе на внешние рынки в условиях войны, решении проблем с импортом и многом другом.

Читайте українською
Read in English

— Расскажите о новом заводе Айсберг — какая его мощность, на чем специализируется, когда запущен в работу? Почему решились открыть его, несмотря на ситуацию: обстрелы по всей Украине, высокая вероятность повреждений, сложности с поставками сырья и комплектующих, остановка развития торговых сетей и так далее.

— Собственную производственную программу Айсберг начал в 2003 году с производства мультикомпрессорных холодильных установок и пристенных холодильных витрин. Шаг за шагом мы осваивали производственные технологии и разрабатывали новые виды продукции. Что очень важно — продукцию мы разрабатывали самостоятельно, основываясь на собственном опыте продажи и эксплуатации европейского оборудования с 1989 года. Со временем стала ощущаться значительная нехватка производственных площадей, появились сложности с внутренней логистикой.  Переезд на новую локацию и открытие нового завода полностью решили эту проблему.

Переезд готовили заранее, обновляли парк оборудования. Сейчас на новом предприятии установлена новая линия изготовления корпусов холодильных витрин из пенополиуретана, новые камеры порошкового окрашивания металла, частично обновлен участок металлообработки. Значительно расширены сборочные участки. Улучшена внутренняя логистика. При этом заложена перспектива для расширения производственных технологий.

Самой большой проблемой была перевозка всех технологических процессов без остановки производства. Эта работа была сделана поэтапно, в течение нескольких месяцев, так что продукция изготавливалась и отгружалась своевременно. Мы не останавливали работу. Заключительные этапы переезда и запуск осуществляли уже в марте, когда была вероятность того, что вражеский десант с Черного моря может высадиться на берега Одессы. И первой продукцией нового завода стали противотанковые ежи.

Проблем достаточно много, но мы научились их преодолевать. В первую очередь, это боязнь наших экспортных партнеров делать предоплаты. Чтобы это компенсировать уходит значительная часть оборотных средств. Во-вторых, снижение кредитных возможностей поставщиков материалов и комплектующих. Невозврат НДС. Значительное снижение заказов от крупных украинских ритейлеров, на которых был ориентирован Айсберг в работе на внутреннем рынке.

Однако кадровый потенциал компании полностью сохранен, несмотря на переезд на новую локацию и общую ситуацию, связанную с военным положением в государстве.

— На кого ориентирован этот завод: на украинские сети или на экспорт оборудования? В какие страны поставляете технику?

— Мы поддерживаем паритет в поставках на экспорт и на внутренний рынок для сохранения баланса по НДС. Спрос на оборудование в Украине изменился, и мы за несколько месяцев разработали новую линейку холодильных витрин со встроенным агрегатом для магазинов малого формата. Сейчас это основной развивающийся формат в украинском ритейле, и в основном, на западе Украине.

Относительно экспорта, сейчас основные покупатели — наши давние партнеры. Это те, кто готов доверить открытие своего бизнеса и свои деньги компании, которая находится на территории, где идет война. За время войны Айсберг обеспечил поставки оборудования в США, Грузию, Чехию, Кувейт, Бельгию, Молдову, Саудовскую Аравию, Казахстан, Армению. Мы благодарны партнерам за поддержку. Именно сегодня она так важна не только для нашего предприятия, но и для Украины в целом. В сентябре мы вышли на довоенный объем производства и с октября планируем его увеличение.

— Как решаете проблемы с импортом комплектующих и оборудования? И, одновременно — с экспортом готовой продукции?

— Сегодня нет проблем ни с импортом, ни с экспортом с точки зрения логистики. Основная проблема — стоимость этой логистики. Поставки холодильных витрин Айсберг идут по трассе Одесса-Рени до Румынии и далее через порты Румынии. Каких-то проблем с комплектующими и материалами мы не видим. А вот повышение цены на логистику как для импорта комплектующих и материалов, так и для экспорта готовой продукции, делает нашу технику менее конкурентноспособной.

— Одним из ключевых преимуществ Айсберг всегда была возможность индивидуальных разработок под пожелания конкретного клиента. Насколько сейчас востребована такая услуга?

— В своей производственной стратегии мы опирались на существующий на рынке дефицит кастомизированной продукции для индивидуальных торговых решений, которые отличают магазины наших клиентов от магазинов конкурентов. Этот инженерный и конструкторский потенциал Айсберга остается главной движущей силой и в маркетинговых решениях. Наше предприятие всегда разрабатывало и изготавливало оборудование по индивидуальным заказам с учетом индивидуальных особенностей проекта, и это не просто цвет отделки витрин.

Однако сейчас для рынка Украины мы разработали линию серийных пристенных витрин со встроенными агрегатами. Эти витрины также интересны для дилеров, т.к. магазины малого формата сейчас активно развиваются не только в Украине.

При этом проекты с индивидуальными техническими решениями по-прежнему являются основными в объеме заказов Айсберга.

Очень перспективной является линия витрин Diagonal, дизайн которой был разработан в 2015 году и впервые представлен на международной выставке Euroshop в Германии. Особенно интересно применение этой линии оборудования на экспорт в магазинах с высоким уровнем обслуживания покупателей.

— Какие в целом тенденции на рынке холодильного оборудования вы можете выделить — как в Украине, так и на внешних рынках? Что происходит и на что стоит обратить внимание ритейлерам?

— В каждом сегменте рынка свои тенденции. Витрины со встроенными агрегатами — это минимизация стоимости, поставка со склада, упрощение конструкции и материалов. Можно отметить тенденцию развития локальных торговых сетей, которые максимально учитывают предпочтения своих покупателей к продуктам местных производителей. На рынках стран Европы и, например, Персидского залива географически разные тенденции развития торговых форматов, однако абсолютно везде идет развитие после ковид-стагнации.

— Есть ли в ваших планах на будущее участие в выставках, где будет представлена продукция Айсберг? Как воспринимают продукцию made in Ukraine зарубежные партнеры?

– Айсберг уже пять раз участвовал в выставке EuroShop в Германии. Это популярнейший форум для рынка розничной торговли в мире. И именно Айсберг был первым, кто представил там украинское холодильное оборудование мировому ритейлу — еще в 2008 году. Мы рассматриваем возможность участия в EuroShop-2023.

Война в Украине, с одной стороны, принесла огромные сложности, а с другой – сделала Украину известной с желанием нас поддержать. Пока нам необходимо насколько возможно донести до наших зарубежных партнеров уверенность в победе Украины. С начала войны мы поддерживаем нашу армию. Производим оборудование для хранения продуктов в полевых условиях, комплексы для приготовления пищи и санитарных нужд военных. Главное – мы уверены в нашей победе. Такое настроение у всех сотрудников, у наших поставщиков. И у всех наших покупателей тоже!

Читайте также —

Олег Антоненко, Айсберг: Бизнес делают не компьютеры, бизнес делают люди


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка