Оксана Мандзюк, BILLA: Самый сложный период мы уже прошли

Оксана Мандзюк, BILLA: Самый сложный период мы уже прошли

01.03.2018 08:15
  1951
Виктор Нагорский

Генеральный директор сети BILLA в Украине об уходе компании из регионов, результатах внедрения нового формата, потенциале рынка и планах развития австрийского ритейлера в стране.

Читайте українською

Австрийская сеть BILLA, входящая в REWE Group, была первым международным ритейлеров, вышедшим на украинский рынок. Компания пришла в Украину в начале 2000-х годов, открыв магазины в Киеве, Харькове и Днепре, а наибольшего развития достигла в кризисный 2014-й, когда количество объектов достигло 39. На то время магазины ритейлера работал в 16-ти городах 9-ти областей страны. Однако с тех пор количество супермаркетов сети постепенно сокращалось, а в прошлом году компания решила окончательно уйти из регионов страны, сконцентрировавшись на развитии в Киеве и Киевской области. О том, почему ритейлер был вынужден свернуть региональную сеть, за счет чего компания планирует успешно развиваться на конкурентном столичном рынке, и насколько успешным оказался эксперимент по внедрению нового формата в интервью RAU рассказала генеральный директор BILLA в Украине Оксана Мандзюк.

Вынужденное сокращение

— В прошлом году компания существенно сократила количество магазинов в Украине, закрыв все региональные торговые точки. Учитывая столь масштабное сворачивание сети, как прокомментируете результаты работы компании в 2017 году?

— Мы пережили очень сложный год. Сложный как с финансовой, так и с эмоциональной стороны. В свое время, старт развития компании в стране был тесно связан с регионами: после первых нескольких открытий магазинов в Киеве, мы сфокусировали свое внимание на областях. Теперь же вынуждены были принять сложное решение и закрыть все региональные магазины. У этого решение было несколько причин. Главная – это нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране и особенно — на Востоке Украины, где работало большинство наших региональных магазинов.

Это ни каким образом не означает, что BILLA собирается уходить с украинского рынка. Более того – у нас масштабные планы на предмет развития. Фокус при этом смещается на Киев и Киевский регион.

— Решение об уходе из регионов принималось в украинском подразделении или в центральном офисе? Рассматриваете ли возможность возвращения в регионы в средне- или долгосрочной перспективе?

— Решение принималось в Украине, но, конечно же, оно было согласовано с центральным офисом. Что касается возможного возвращения в регионы, то на данном этапе мы его не рассматриваем. А в будущем – все возможно.

— Продолжают работать столичные магазины. Какие результаты показали они в 2017 году?

— Динамика развития товарооборота в Киеве по итогам 2017 года в сравнении с 2016 годом показала двузначный рост в гривневом выражении. Более того, в прошлом году, как и в позапрошлом, рост товарооборота сети, а также темпы роста среднего чека превысили темпы инфляции. Этот результат базируется в первую очередь на позитивной динамике развития клиентов. Важно, что мы растем по количеству покупателей, несмотря на сильную конкуренцию. Это говорит о том, что потребители оценили качественные изменения в наших магазинах, которые были внедрены в течение прошлого и позапрошлого годов.

Укрепление в центре

— За счет чего компании удалось увеличить количество посетителей на конкурентном столичном рынке?

— Считаю, что главным нашим достижением стало улучшение компетенции в ассортименте. Во время кризиса 2014-15 годов мы, как и многие другие игроки на рынке, были вынуждены оптимизировать ассортимент, адаптируя его под потребности конечного потребителя.

Сейчас, можно сказать, сложный период позади, экономическая ситуация улучшается, понемногу растут заработные платы. Мы же в свою очередь не стоим на месте, стараемся «шагать в ногу со временем».

В первую очередь мы активно работаем с fresh-группой. Овощи\фрукты, качественное свежее мясо, широкий ассортимент хлебобулочных изделий, собственное производство, в том числе – кулинария. Компетенция в ассортименте, в товарах повседневной необходимости дает свой результат в виде увеличения количества покупателей и соответственно роста выручки. Тема контроля качества товаров, а также улучшение уровня сервиса для конечного потребителя находится в постоянном фокусе нашей оперативной команды.

Конечно же одним из не маловажных инструментом привлечения покупателя были и остаются промо-мероприятия.

— Решения по внедренным изменения принимались самостоятельно, или привлекали консультанта на аутсорсе?

— О своих зонах, которые имеют потенциал для улучшения мы знаем. А проинформирован – значит вооружен. Ведь когда знаешь свои слабые стороны, то знаешь, над чем нужно работать. Поэтому не привлекали внешних консультантов и делали все собственными силами. Кроме того, получали содействие со стороны австрийского офиса и коллег из других стран, где представлена BILLA. У нас, как у глобальной компании, есть уникальная возможность использовать международный опыт в своей работе. Многие решения, которые реализованы на других схожих с украинским рынками, такими как Болгария, Чехия, Словакия, Россия, могут быть использованы и у нас.

— Какие ключевые аспекты работы сети хотели бы улучшить?

— Нет предела совершенству сервиса и качества обслуживания. Именно сервис и качество обслуживание имеет потенциал для улучшения, а соответственно являются приоритетом №1 для нас. Наша цель улучшить этот компонент в кратчайшие сроки.

— Какие планы у BILLA Украина на 2018 год? Сколько магазинов планируете открывать?

— У нас большие планы. Как я уже сказала, самый сложный период мы уже прошли и теперь намерены развиваться активно, стремительно и быстро. Количество новых магазинов во многом будет зависеть от экономической ситуации в стране.

Если не будет существенных потрясений, BILLA будет расти быстрыми темпами. В 2018 году планируем открыть минимум десять торговых точек, но постараемся перевыполнить этот план.

В ближайшие годы намерены двигаться примерно в таком же темпе. Но если будет возможность — откроем больше.

— Многие эксперты говорят, что рынок Киева перенасыщен и качественных площадей для развития не так много. Вы так не считаете?

— Если сравнить Киев с другими европейскими столицами — той же Братиславой, Прагой, Будапештом и Москвой в том числе — то у Киева самое маленькое насыщение по количеству квадратных метров организованной торговли на тысячу человек населения. Потенциал Киева по развитию сетевой розницы в три раза больше, чем у Братиславы, в два раза больше, чем в столице Чехии в Праге, и в полтора раза больше, чем в Будапеште (данные Nielsen). Конечно, многое будет зависеть от экономической и политической ситуации в стране. Чем эффективнее реформы и чем меньше коррупции – тем более благодатна почва для развития бизнеса. Пока что Украина – это страна нереализованного потенциала. Но с другой стороны большая доля нецивилизованной торговли – это огромный потенциал для развития сетевой розницы.

Обновленный формат

— Не планируете корректировать формат магазинов, торговую площадь?

— Формат будет оставаться стандартным. Средняя площадь торговых точек примерно 600-1200 кв. м. Возможны какие-то исключения из правил, но не думаю, что они будут значительными. Наша компания отдает предпочтение стандартным магазинам. Сейчас максимальная площадь торгового объекта – это около 2400 кв. м в обновленном магазине на Позняках, а минимальная —  около 430 кв. м.

— Новые магазины в столице намерены открывать на собственных площадях, или арендованных?

— Рассматриваем разные варианты — как аренду, так и покупку либо строительство собственных объектов. В этом направлении мы гибки и рассматриваем различные предложения.

— В прошлом году компания кардинально обновила магазин на Позняках. Расскажите о первых результатах этого проекта?

— Этот магазин вызвал множество позитивных эмоций у клиентов. В первую очередь это выразилось в росте количества посетителей, товарооборота, среднего чека и доходности магазина в сравнении с прошлым годом. Если оценивать динамику роста этого магазина по сравнению с другими столичными объектами сети BILLA, то он растет в два раза быстрее. В январе 2018-года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество клиентов вырослo на 20%, а товарооборот на 38%.

— Учитывая такой успех, планируете масштабировать этот формат?

— Мы видим, что наши конкуренты открывают новые, более современные и комфортные магазины с приятной эмоциональной атмосферой. Стараемся не отставать от рынка, в том числе поэтому реконструкция нашего флагманского магазина на Позняках была настолько смелой в плане дизайн-решений. Это совершенно несвойственно для BILLA ни в Украине, ни в других странах присутствия.

Так что концепция, реализованная на Позняках — экспериментальный формат магазина. В дальнейшем будем использовать некоторые элементы, а именно детскую тематику, а также некоторые решение в плане дизайна в стиле кухни. Это хорошо воспринимается как маленькими гостями супермаркета, так и их родителями.

— В магазине, который был открыт в Киеве в конце прошлого года вы также использовали элементы реализованной на Позняках концепции?

— Он не такой яркий и «смелый» с точки зрения дизайна, как магазин на Позняках, но все равно отличается от других торговых точек сети. Этот магазин реализовали в концепте «кухня», он очень уютный и комфортный. Судя по отзывам покупателей, по его динамике развития, выручке и количеству клиентов, он также нашел своих поклонников.

Результаты работы нового формата превышают наши ожидания. И скорее всего, будущие магазины сети также будут открываться в стиле «кухня».  

Главное, что мы точно будем масштабировать на другие торговые объекты – это компетенцию в ассортименте: собственное производство мясных/колбасных копченостях; широкий выбор в собственной выпечке, бездрожжевые хлеба, широкий выбор сдобы; пицца, гриль; свежее мясо и овощи фрукты высокого качества от украинских фермерских хозяйств и т.д.

— Какие стратегические цели компании BILLA Украина на ближайшие 3-5 лет?

— Главная цель – это активное развитие в Киеве и киевском регионе. Мы были первой международной сетью в области организованной торговли в Украине, а сейчас занимаем сравнительно низкую долю на рынке. Но наши планы амбициозны, и мы планируем наверстать упущенное в краткосрочной перспективе.

Читайте также — 

Підсумки 2017 року FMCG: поглинання, нові формати, відкриття, злети і падіння


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка