Минус 6% готовой выручки: Arricano, Дмитрий Борисов, Intertop и другие – об убытках из-за карантина

Минус 6% готовой выручки: Arricano, Дмитрий Борисов, Intertop и другие – об убытках из-за карантина

31.03.2021 04:03
  2549
rau

Киевские ритейлеры и девелоперы, несыт убытки, продолжают работу и не опускают руки – но жалуются на государство, которое пренебрегает своими обещаниями.

Читати українською

20 марта киевский ритейл столкнулся с четвертым с начала коронакризиса усиленным карантином. И хоть за прошлый год рынок научился работать в новых условиях, убытков компаниям все равно не избежать. Одни предприятия опасаются недосчитаться более половины месячной прибыли. Другие же уверены, что потеряют как минимум 6% годовой выручки. Наибольший ущерб получит малый и средний бизнес, а также те игроки, формат работы которых не дает возможности компенсировать потери с помощью онлайн-торговли. Такие прогнозы получила Ассоциация ритейлеров Украины (RAU), опросив шесть компаний, среди которых операторы торгово-развлекательных центров, fashion-ритейлеры и рестораторы. Ответы бизнеса RAU предоставила UBR.ua.

Рестораны – минус половина прибыли

Предыдущий жесткий карантин, длившийся с 8 по 24 января, оказал разное влияние на разных участников рынка. “Не смертельной” назвал потерю 50-60% месячной прибыли, которой лишилась в январе сеть ресторанов быстрого и здорового питания Salateira, ее соучредитель и управляющий партнер Александр Савилов. Он предположил, что по итогам мартовско-апрельского карантина компания получит примерно такой же результат. 

По словам Дмитрия Борисова, “в целом держатся” и заведения формата smart casual – бюджетные рестораны с высокой кухней, особенно те из них, которые изначально были ориентированы на доставку. А вот классическим ресторанам, таким как  “Канапа”, “Ватра”, “Остання Барикада”, “Любчик”, Chicken Kyiv – приходится тяжелее всего. “Это места, в которые ходили не только за едой, но и за эмоциями, общением. Это сложно “упаковать” в доставку, поэтому здесь она покрывает всего 10% от той выручки, того количества гостей и заказов, которые есть при нормальной работе”, – поясняет Борисов.

Fashion-ритейл – нераспроданная одежда и потеря 30% продаж

Сложно оказалось “упаковать” свой бизнес в доставку и fashion-ритейлерам. С проблемами сталкиваются даже те предприятия, которые развивают интернет-торговлю. Маркетинг-директор Intertop Ukraine Мария Самплавская пояснила, что ее компания, будучи омниканальным игроком, способна избегать радикального падения продаж в период вынужденного закрытия торговых точек – “однако обычно большой процент заказов через сайт клиенты оформляют с выкупом в магазинах, так как им важна предварительная примерка”. “Во время январского локдауна мы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года потеряли 30% продаж”, – комментирует Самплавская.

Но падение объемов реализации в модном бизнесе связано не только с закрытием магазинов, но и с изменением потребительских настроений. CEO Invogue Fashion Group (28 магазинов одежды в Киеве, Одессе и Харькове) Татьяна Карлова отмечает, что “сейчас покупатель живет в негативном информационном поле и заранее меняет свои приоритеты по покупкам”. Таким образом “влияние карантина на продажи начинается до его введения и заканчивается позже, после фактического выхода из него, – заключает она. – Выход из карантина обычно сопровождается недолговременным эффектом всплеска, который потом также сменяется более пассивным подходом к покупкам”. В Invogue лишь уверены, что этот карантин сократит для них период продаж товара по первой розничной цене – иначе есть риск не реализовать значительную часть одежды. “После январского локдауна мы остались с большими остатками, так как сократилось время сейла и уменьшился интерес к распродаже”, – говорит Татьяна Карлова.

Об итоговых убытках говорить рано и ввиду распространения коронавируса. В Intertop заметили, что уже сейчас у них прекратили работу более 100 из 140 магазинов в Украине из-за попадания регионов, где они находятся, в “красную” зону – но “ситуация продолжает усугубляться”.

ТРЦ – убытки $5 млн у одного игрока, 2,6 млрд грн – в отрасли

Спрогнозировать потери тех объектов, чья деятельность попала под полный запрет, можно исходя из длительности ограничений. Как отмечает Анна Чуботина, гендиректор компании Arricano Real Estate, владеющей и управляющей 5 киевскими ТРЦ (РайON, City Mall, Проспект, Солнечная галерея), так как в году 52 недели, невозможность работать во время трех из них означает потерю 6% годовой выручки. Но весенние убытки могут оказаться и намного более значительными. “Март – это традиционно один из лучших периодов в первом полугодии для наращивания товарооборотов”, – объясняет Чуботина.

В 2020 году финансовый ущерб операторов коммерческой недвижимости достигал миллионов долларов. Управляющий директор Dream Town Роман Емец говорит, что его компания в прошлом году недополучила около $5 млн. 

В результате трехнедельного локдауна общее снижение выручки киевских торгово-развлекательных центров от арендных поступлений может составить 2,6 млрд грн, на основании опыта прошлых усиленных карантинов сделали оценку в консалтинговой компании Pro-Consulting по запросу UBR.ua. Как считают аналитики, у столичных арендаторов ТРЦ суммарные потери могут достичь 7 млрд грн.

Чем государство может помочь бизнесу

Вопреки обещаниям предупреждать о локдауне заранее, в этот раз об ограничениях в Киеве местные чиновники сообщили лишь за два дня до начала их действия. Это – главная претензия бизнеса к руководству города и центральным властям.

Анна Чуботина отметила, что ритейлеры и девелоперы, а также профильные ассоциации, провели много рабочих встреч с властями, включая КМУ, договорившись о заблаговременном информировании бизнеса о любых ограничениях.

Дмитрий Борисов заметил, что в его сети ресторанов понимали, что, скорее всего, правительство усилит карантин – “но все-таки надеялись, что предупредят заранее”. “У нас только на эту неделю (22-28 март – прим. ред) было запланировано открытие нескольких фуд-холлов и ресторанов в разных городах. Все пришлось быстро переигрывать”, – говорит ресторатор.

Борисов считает, что в нынешних реалиях максимум, которого можно добиться от государства, – это эффективная коммуникация, диалог и честные прозрачные условия для всех, а “не те ситуации, когда одни отрасли закрывают, а другие нет”. В идеале у государства есть широкий инструментарий для помощи ресторанному бизнесу. Среди таких механизмов Борисов выделил денежные компенсации сотрудникам во время простоя и возмещение затрат на аренду – “одну из наиболее болезненных статей расходов и причину закрытия многих ресторанов”.

Арендодатели коммерческой недвижимости со своей стороны отмечают необходимость принятия постановления, регламентирующего отношения ТЦ с кредитными организациями в период локдаунов, сообщил управляющий директор Dream Town Роман Емец. По его мнению, не менее важны и налоговые послабления: начиная от освобождения от местных сборов на более продолжительный, нежели карантин, период, заканчивая в целом изменениями в подходе к налоговой политике государства, в том числе в части НДС.

Говорят о последнем и рестораторы – Александр Савилов из Salateira убежден, что сейчас необходим “немедленный диалог государства с Ассоциацией ритейлеров о создании закона о ресторанной деятельности и снижении ставки НДС до 7%”.

Участники модного рынка, также надеясь на налоговые льготы (анализируя мировой опыт, правильным шагом была бы как минимум отсрочка их уплаты, считает Мария Самплавская), в то же время рассчитывают и на частичное снятие запрета на офлайн-торговлю.

Татьяна Карлова из Invogue, объясняя эту позицию, указала на отсутствие логики в запрете работы магазинов, когда работает общественный транспорт: “Fashion-ритейлу можно было как минимум дать возможность отдельно стоящим магазинам, имеющим вход с улицы, работать по записи. Так работает весь street retail в Европе”.

Читайте также – 

Успешный поворот: как Auchan Retail за счет сокращения затрат увеличил в 2020-м прибыль


К последним новостям К популярным новостям Поддержать редакцию

Share this news on social networks


Read also

Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

Выезд украинцев за границу, падение покупательной способности оставшихся, проблемы с логистикой и несоответствием...
time icon   
  3566