Головна > E-commerce > Николай Палиенко, EVO: Что ждет украинский e-commerce в кризис
Николай Палиенко, EVO: Что ждет украинский e-commerce в кризис

Николай Палиенко, EVO: Что ждет украинский e-commerce в кризис

Николай Палиенко, сооснователь группы компаний EVO оценил, как эпидемия коронавируса скажется на украинском ecommerce и чего ожидать продавцам на крупнейшем украинском маркетплейсе Prom.ua.

Читайте українською

В интервью для EVO.Business Николай Палиенко, один из основателей компании EVO, рассказал, что думает об эпидемии коронавируса, как она скажется на украинском ecommerce, чего ожидать продавцам на Prom.ua и дал советы предпринимателям на время кризиса. RAU приводит основные тезисы материала.

Об опыте Китая и Европы в борьбе с вирусом

Возможности Китая сильно превышают возможности других стран, поэтому там быстро сдержали распространение инфекции и уже почти победили ее. Сложности были только из-за высокой плотности населения. Но таких технологических возможностей отслеживать людей и ограничивать их передвижения нет ни в одной стране мира.

Например, китайцы раздали всем медицинские паспорта и наблюдали за показателями — если повышенная температура, нельзя было выходить из дома.

В США и Европе в любом случае распространение замедлится, но непонятно, получится ли его полностью остановить в тех странах, где карантинные меры соблюдаются не так жестко. Проблема в другом. Сейчас все борются с эпидемией, но если это скоро не закончится, часть людей потеряют работу и доход. То есть за карантином придут экономические проблемы.

Кризис 2014 года был только у нас в Украине, в мире все было хорошо. Поэтому мы быстро из него вышли. Сейчас же речь идет о большей части мира — выйти из него будет не так легко.

Как меняется e-commerce

Общий объем продаж онлайн и офлайн сократился в Китае за январь и февраль 2020 года на 20,5%. При этом проникновение электронной коммерции росло за счет продуктов питания, а продажи одежды сократились на 18%, электроники — на 30%. Общий спад ритейла зацепил и онлайн. Поэтому надеяться на большой рост всего онлайна из-за закрытия офлайна не стоит.

Текущие карантинные меры позволяют украинской электронной коммерции существовать. Во время этого кризиса люди начнут больше покупать онлайн — на Prom.ua уже сейчас немного увеличилось количество заказов. Выросли категории, связанные с гигиеной и товарами для досуга. Немного просели товары, покупку которых можно отложить.

Но сейчас переломный момент, люди приспосабливаются к новому образу жизни: многие перешли на удаленную работу, в Киеве не работает метро. Через несколько недель потребление поменяется и популярными будут другие категории.

Очевидно, что если закрыли огромное количество офлайн-магазинов, люди пойдут покупать в онлайн. Непонятно только, что будет с покупательской способностью населения. Перейдут ли люди на режим экономии и покупку только самого необходимого.

Мы наблюдаем за ситуацией. В Китае e-commerce в целом не просел. В Италии у маркетплейсов и интернет-магазинов тот же трафик, что и до кризиса. В США Amazon объявил, что набирает новых сотрудников. Скорее всего, онлайн-торговля замедлится, но не так сильно, как остальной ритейл.

О борьбе со спекулянтами

Сначала на Prom.ua следили за тем, чтобы не было мошенничества и продавцы выполняли свои обещания. Потом начали бороться со спекулянтами. Например, в категории медицинских масок продают только те компании, которые занимались ими и до кризиса — поставщики и специализированные компании. Не пустили новых продавцов, пытавшихся зайти, чтобы реализовывать по завышенным ценам.

О будущем логистики

Будем продолжать работу с бесплатной доставкой на Prom.ua. Работаем с Justin, ведем переговоры с другими логистами. Если сценарий развития ситуации будет средне-пессимистичный, доставка даже вырастет в объемах.

Точно вырастет доставка до двери. Но ее сложно быстро масштабировать — многим продуктовым сетям сейчас не хватает курьеров. Возможно, за кризис люди привыкнут покупать онлайн, и после него это остается в привычке.

На других проектах EVO немного упал интерес к одежде и к услугами домашних мастеров. Но не критично. Реальную картину увидим через несколько недель, сейчас на рынке шоковое состояние. Думаю, после кризиса все вернется на свои места.

Об удаленной работе

Массово перешли на удаленную работу с 16 марта, до этого дистанционно работали только сотрудники, которые вернулись из-за границы. Сейчас уже 95% людей работают дома. Все процессы настроены, все работает в штатном режиме.

Работать удаленно сложнее, чем в офисе — нужно себя дисциплинировать. Но сотрудники все понимают. Пока никаких просадок в эффективности нет. Для покупателей и продавцов с точки зрения сервиса ничего не поменялось, сохраним тот же уровень сервиса.

О том, как пережить кризис

Во время кризиса самое важное — адаптироваться под текущую ситуацию. Мы, начиная проект Prom.ua в кризис 2008 года, позволили бизнесу присутствовать в интернете дешевле и удобнее, чем это было раньше.

Нужно искать возможности остаться на плаву, а не сдаваться. Электронная коммерция — один из самых быстрорастущих сегментов в Украине. Здесь эти возможности будет находить проще, чем в других нишах.

Источник EVO.Business

Читайте также —

Вирус спекуляции: как пытаются обогатиться на коронавирусе спекулянты на OLX, Prom.ua, Rozetka и других маркетплейсах

Про автора