Прогнозы участников рынка: что будет с made in Ukraine в 2019 году

Прогнозы участников рынка: что будет с made in Ukraine в 2019 году

22.01.2019 08:05
  3322
Микола Маранчак

Представители Всі. Свої, VOVK, W8less, RicaMare, Окно во Двор и другие о настоящем и будущем украинского производителя, а также трендах и проблемах в отрасли. 

Читайте українською

Рынок made in Ukraine продолжает эволюционировать. После стадий «нет, мы итальянский бренд» и «супер трендовости» в 2014-м, быть украинским производителем стало просто нормально. Но теперь если бренд соблюдает высокие стандарты, имеет узнаваемость и качество — его охотно принимают в торговые центры и на лучшие локации в «стрите». Вместе с этим возникают новые вызовы. Как изменился рынок для украинских производителей в 2018-м и что его ждет, RAU рассказали представители одежных брендов новой украинской формации.

Никаких поблажек

Для Анны Луковкиной 2018 год оказался более чем насыщенный — через два года после открытия первого магазина Всі.Свої в самом центре Киева, в сентябре на Крещатике она открыла магазин товаров для дома и декора. 150 украинских брендов разместили свои изделия на трех этажах общей площадью 1500 кв. м. Сегодня основательница Всі. Свої относится к моде на made in Ukraine с легкой долей скепсиса, указывая на то, что приоритеты покупателя сместились в сторону качества.

«Если раньше в 2014 году люди с гордостью показывали, что на них украинское пальто, то сейчас это уже воспринимается как должное, — говорит она. — Люди уже выработали привычку покупать украинское, это стало просто нормально. В то же время покупатель стал относится к украинским брендам придирчиво. Больше нет никаких поблажек. Украинские бренды обязаны соответствовать высокому уровню, для покупателя прежде всего важно качество. Но рынок все-таки все еще достаточно маленький, и далеко не все следят за качеством, не понимая, что такая ошибка им не будет прощена».

В то же время Анна считает, что условная маркировка «сделано в Украине для украинцев» остается актуальной, как никогда. «Людям важно покупать вещи, за которыми стоит какая-то интересная история. Им также интересно, что эта вещь сделана в Украине, а не в какой-то гигантской корпорации неизвестно где», — добавляет она.

О важности качества продукции в конкуренции между украинскими марками сегодня говорят также Анастасия Мальцева и Анна Шепилова, со-основательницы концепт-сторов Okno vo Dvor, которые уже пять лет специализируются на товарах украинских производителей и популяризируют продукцию made in Ukraine.

«В 2018 году рынок made in Ukraine продолжил развитие: росла конкуренция, росли объемы выпускаемой продукции, появлялись новые крупные игроки. Все это не могло не сказаться положительно на качестве: большинство производителей стали ответственнее относиться к выбору сырья, подбору фасонов, созданию полноценных коллекций, а также к своевременным поставкам в точки продаж. С другой стороны, именно высокий уровень конкуренции, как между украинскими марками, так и с международным масс-маркетом, ударил по уровню продаж, что привело к закрытию многих небольших мануфактур. В следующем году мы ожидаем плавного развития событий и не прогнозируем ни экономического чуда, ни полного краха украинских марок», — делятся они.

Гордиться по-новому

У основателей бренда W8less Анны и Даниила Шаш работают два шоу-рума и один аутлет в Киеве. В ближайших планах партнеров — развитие собственного производства и расширение сбыта. Для этого в декабре 2018 года они подписали контракт на аренду 800 кв. м под собственное производство, которое, как они заверяют, позволит им также расширить количество торговых точек в 2019 году. При этом, одевая  Onuka, Hardkiss и других звезд, ставку на свою принадлежность к новому украинскому одежному движению, зародившемуся на волне патриотизма, они давно перестали делать.

«В 2018-м окончательно ушла любовь или нелюбовь к украинским брендам только за то, что они украинские. Клиенты стали покупать одежду за стиль и качество, а не за страну производителя. Чему мы рады», — объясняют они.

Еще более жесткой позиции придерживается директор по развитию бизнеса Promin Татьяна Ищук. После бума made in Ukraine в 2014 году сеть провела ребрендинг, привлекла новых дизайнеров и, после нескольких выставок в Украине и Риге, отправились завоевывать покупателя в столичных ТРЦ. «Производителям необходимо иметь свое лицо и предлагать качественный продукт. Потому что, возвращаясь ко всем выставкам и маркетам made in Ukraine, невооруженным глазом видно: у большинства цена неадекватна, и не соответствует качеству. Сначала это был вау-эффект, «посмотрите, это наше, у нас очень креативный народ и создает интересные вещи», но в силу многих причин они все еще не могут дать качество и цену. Поэтому начался спад. Останутся только самые сильные, кто имеет производственную базу, и кто успел заявить о себе на рынке», — констатирует Татьяна.

«Использовать слоган «Сделано в Украине» хотят многие отечественные предприниматели, но не у всех выходит, — считает Елена Семенова, совладелица бренда Week. — Слишком много брендов появилось, но далеко не все смогли выдержать высокое качество продукции и сервиса. В Украине должны быть свои бренды, которыми Украина может гордиться”, — уверена Елена.

То, что made in Ukraine больше не является ширмой для возможности продать некачественный наряд, лишь вершина айсберга. По мнению Татьяны Семенченко, совладелицы украинской сети студий одежды VOVK, на отечественных производителях лежит большая ответственность, ведь за разделением «свое-чужое, отечественный производитель или нет» лежит чувство неполноценности украинцев. Потому уделять должное внимание качеству и сервису отечественные бренды обязаны еще и ради того, чтобы соотечественники избавились от негативных ассоциаций прошлого.

«Хочется, чтобы украинцы гордились своим также, как и итальянцы. Их одежда плюс-минус ничем не отличается от одежды украинских производителей, более того, много итальянской одежды и обуви отшивается в Украине. Но об этом никто не знает, ведь там написано «сделано в Италии». Я хочу, чтобы украинцы гордились своим точно также», — рассуждает она.

Новые горизонты

«За последний год мы открыли на рынке локального производителя новые ниши, — рассказывает директор по коммуникациям проекта Всі. Свої Татьяна Фищук. — Это ниши крафтового производства: керамика, изделия из дерева, стекла, текстиль. Потребитель увидел, что на украинском рынке есть не только качественная одежда, обувь, аксессуары, но и предметы для дома, декора, предметный дизайн».

По наблюдениям эксперта, украинские бренды стали узнаваемы не только на локальном рынке, но и на международных площадках. «Наши бренды, дизайнеры были представлены на международных выставках дизайна в Париже, Милане, Эйндховене. Думаю, что в 2019 году будет еще ярче выражен тренд локального производства. Мы будем и дальше показывать миру что-то такое, чего нет нигде, а это уже часть имиджа страны», — утверждает она.

Всі.Свої

Одним из таких примеров стал харьковский бренд RicaMare, открывший магазин в Варшаве. «Первые два года работы для нас были убыточными, но на третий год клиенты о нас заговорили, — вспоминает арт-директор и глава PR-отделa RicaMare Ксения Кишишьян. — Мы изменили стилистическое направление, расширили ассортимент и добавили к вечерним платьям повседневную одежду, собрали хорошую команду продавцов, менеджеров, стилистов и витринистов. Все это принесло свои результаты — 2014 год был отмечен значительным ростом продаж. Сейчас наша сеть объединяет уже девять розничных магазинов. Количество клиентов растет, а мы стараемся сделать все, чтобы они и дальше оставались приверженцами бренда. В планах дальнейшее наращивание производства и открытие новых магазинов не только по Украине, но и в ЕС».

Вместе с новыми успехами к украинским производителям приходят новые задачи и вызовы. Так, например, украинские бренды фокусируются на физической рознице и часто откладывают инвестиции в онлайн. Основатель Kasta Андрей Логвин на Retail & Development Bussiness Summit, характеризуя рынок fashion&apparel в Украине, отметил низкую конкуренцию по сравнению с соседними странами. “У нас нет ни одного производителя с успешным онлайн-магазином. Все занимаются интернет-продажами по остаточному признаку”, — отмечал он. Даже уже известные локальные игроки предпочитают оставаться исключительно в соцсетях, выбирая малозатратный безопасный путь непредвиденным рискам.

Совладелица украинской сети студий одежды VOVK Татьяна Семенченко резюмирует, что выживут только те, кто не стоит на месте, не боится рисков и готов развиваться. За 5 лет существования бренда, VOVK удалось открыть более 30 студий в Киеве, Львове, Одессе, Днепре, Харькове и других крупных городах Украины. «Если ты не будешь развиваться, ты не сможешь развивать свой бизнес. Должна быть гармония с собой, окружающим миром и своими родными», — добавляет она.

Читайте также

Час змінюватися: перспективи made in Ukraine в 2018 році


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка