Ярослав Гуменюк, robota.ua: Как построить эффективную маркетинговую стратегию для маркетплейса
Директор по маркетингу robota.ua о том, чем отличаются современные маркетплейсы, и какие инструментами их наиболее эффективно продвигают для привлечения на платформу продавцов и покупателей.
Во время фестиваля малого и среднего бизнеса GET Business, который состоялся 14 июля в Pochayna Event Hall, директор по маркетингу rоbota.ua Ярослав Гуменюк рассказал, какими бывают маркетплейсы и как привести туда клиентов. RAU публикует ключевое из выступления спикера.
Какие они — современные маркетплейсы
Ничего нет нового под Луной. Многие примеры в ритейле к нам пришли из Древнего Египта и Месопотамии. Маркетплейс («рыночная площадь») – это место, где встречаются покупатели и продавцы. В современном понимании это — большой интернет-магазин, задача которого дать возможность другим продавцам реализовывать свои товары за определенное вознаграждение.
В настоящие момент e-commerce занимает 15,3% мирового рынка. 47% из всех интернет-продаж генерируют большие маркетплейсы, такие как AliExpress и Amazon. Это $2 трлн оборот ежегодно.
Если смотреть на ситуацию шире, то и Uber, и Netflix, и Youtube – тоже маркетплейсы, где встречаются и покупатели, и продавцы, но они продают услуги, контент или что-то иное. К 2022 году на маркетплейсах будет совершаться около 70% всех мировых онлайн-транзакций.
Топ-10 крупнейших маркетплейсов мира — наилучшая демонстрация того, насколько они все отличаются. Если в Украине маркетплейсы ассоциируются с Rozetka и Prom.ua, то в мире они давно имеют дифференциацию.
Чем отличаются маркетплейсы
Условно современные маркетплейсы можно различить по следующим характерным чертам:
- Есть основная организация, которая контролирует все процессы.
- На площадке представлены товары других продавцов и продуман алгоритм, благодаря которому они начинают торговать.
- Прописаны условия сотрудничества: комиссия, требования к контенту и качеству обслуживания.
Маркетплейсы разделяются по сегментам продавцов и покупателей. C2C (customer-to-customer) – ситуация, когда и продавец, и покупатель являются физлицами. К такому типу электронной коммерции в широком ее понимании можно отнести BlaBlaCar, Couchsurfing, DogVacay или Preply, в то же время в Украине он больше всего ассоциируется с olx.
Сокращениями B2C (Business to Consumer) и B2B (Business to Business) обозначают коммерческие отношения между бизнесом (продавцом) и конечным покупателем (соответственно, бизнесом или физлицом). Размеры таких компаний могут значительно варьироваться. И если к B2C-сегменту относятся AliExpress, Amazon, Booking.com, а в Украине — Rozetka и Prom.ua, то к B2B, помимо Alibaba, можно отнести Tradeindia или, к примеру, Capterra. Все они разные, но суть одна — продажа товаров и/или услуг.
7 шагов маркетинговой стратегии
Инструментов продвижения маркетплейсов можно выделить огромное множество, но наиболее эффективные из них стоит разделить на семь подгрупп. В сумме они дают оптимальный результат маркетинговой стратегии маркетплейса.
1. Определите наиболее эффективный канал именно для вашего маркетплейса
Для кого-то лучше подойдет таргетированная реклама, кому-то — промо в телевизоре, а для кого-то офлайн-форум или вебинар. Всегда нужно четко сегментировать свою аудиторию, определять ключевые каналы ее присутствия, и в них уже вкладывать.
2. Инвестируйте в SEO
SEO для любого сайта — это все, для маркетплейса — больше, чем все. Всего за несколько месяцев SEO способно кардинально повлиять на ситуацию вокруг онлайн-площадки. Чтобы оно эффективно сработало, нужно понять клиента, постоянно тестировать кампании и проводить эксперименты. Но работая с платным траффиком, не забывайте об органике — обновляйте карточки товаров, оптимизируйте контент, улучшайте юзабилити.
3. Постройте работу с контент-маркетингом
Качественный контент-маркетинг позитивно влияет сразу на три направления — он способен улучшать SEO, увеличивает экспертизу среди клиентов, которые размещают свои товары или услуги на маркетплейсе, и повышает продажи. Без продуманного контент-маркетинга ни один маркетплейс не взлетит.
4. Оптимизируйте работу с платным трафиком
Ни один специалист в компании не способен настолько влиять на повышение продаж на маркетплейсе, как аналитик. Он дает возможность понять, какой траффик приходит на страницу, какой эффективный, а какой — нет. Оптимизируйте работу маркетплейса, вкладывайтесь в платный траффик и не забывайте проводить анализ результатов трудов команды.
5. Мотивируйте на первую транзакцию
На rabota.ua размещение первой вакансии — бесплатно. Это позволяет клиенту исследовать сайт, протестировать сервис и увидеть его преимущества. Давайте покупателям возможность сделать первую операцию бесплатно, пускай он попробует предоставленный ему сервис.
6. Управляйте клиентским опытом
Customer Experience начинается с первого опыта использования вашего сайта. Дальше – начало взаимодействия, заказ, оплата, использование товара или услуги, поддержка бренда являются его частью. Задача маркетплейса, чтобы из всего этого покупатель выносил свой уникальный опыт и он был исключительно позитивным.
7. Работайте с офлайн-маркетингом
Не нужно забывать, что весь e-commerce стремится к омникальности. Это подразумевает не только быть готовым к офлайн-коммуникации с клиентами, но и работу с маркетинговыми активностями вне интернета.
Читайте также —
Маркетинг-директор robota.ua: Как пандемия изменила рынок труда в украинском ритейле