Из пушки по воробьям. Почему лимит «три посылки в месяц» не остановит контрабанду

Из пушки по воробьям. Почему лимит «три посылки в месяц» не остановит контрабанду

11.01.2018 08:30
  447
Дарья Златьева

Закон, называемый в народе «три посылки в месяц», принят, но серые импортеры приспособятся к новым правилам, а операторы рынка доставки и покупатели столкнутся с неудобствами.

Читайте українською

Вместе с принятием госбюджета на 2018 год Верховная Рада одобрила ряд изменений в Налоговый кодекс. Самым резонансным новшеством документа стало введение так называемого лимита «три посылки в месяц». Издание Фокус объясняет, почему новый закон не воспрепятствует теневым схемам и породит новые. RAU публикует сокращенную версию материала.

Вопреки неверно сложившемуся впечатлению, новшество это вступает в силу с 1 января 2019 года, а не в 2018-м. Поэтому украинцы могут еще год без каких-либо опасений заказывать на зарубежных маркетплейсах полезную мелочевку.

Следующее разночтение, которое можно встретить в СМИ, касается суммы лимита беспошлинного ввоза. В законопроекте указано, что одно физлицо без пошлины может получить из-за рубежа только три отправления в месяц. При этом суммарная стоимость товаров в одной посылке не должна превышать эквивалент в 150 евро.

То есть в течение месяца можно, не уплачивая пошлины, получить в трех посылках товаров на 450 евро, а не на 150, как говорилось в некоторых публикациях. За четвертую — пошлину придется платить, даже если в первых трех был копеечный товар.

Как объясняют украинским покупателям на сайте AliExpress, получатель оплачивает пошлину в размере 10% от стоимости товаров и 20% НДС, что суммарно составляет около 32%. Следовательно, после 1 января 2019 года, получив четвертую посылку в месяц, скажем, с чехлом для мобильного телефона стоимостью около $5, придется заплатить эквивалент $1,6.

По мелочам

Резонанс вокруг введения лимита «три посылки в месяц» подтверждает, насколько массовым среди украинцев в последнее время стал шопинг на зарубежных онлайн-площадках. Чтобы составить представление о масштабах явления, Фокус запросил статистику у операторов доставки.

В Укрпочте отмечают: наибольшей популярностью среди жителей Украины пользуется шопинг на таких зарубежных онлайн-площадках, как AliExpress, eBay, Amаzon, gearbes.com и bonprix.

Однако какова доля посылок от зарубежных онлайн-магазинов в 16 млн почтовых отправлений, которые ежемесячно проходят через Укрпочту, в компании не подсчитывают.

Подразделение Нова пошта Интернешнл также доставляет в Украину товары с AliExpress, eBay, Аmazon и многих других маркетплейсов и интернет-магазинов Европы, США и Китая. По информации пресс-службы компании, общая стоимость товаров в посылках, доставленных со всех импортных направлений в 2017 году, составила $20,5 млн, что в 10 раз больше прошлогоднего показателя.

Безусловным лидером по количеству обработанных Нова пошта отправлений из-за рубежа остается Китай. За январь-ноябрь 2017 года компания доставила более 5 млн посылок из Поднебесной, что почти в пять раз больше, чем за весь 2016 год.

Согласно статистике Нова пошта, в основном из Китая поступает техника, запчасти и аксессуары к ней (70% общего объема отправлений), а на одежду приходится всего 8%. Среднестатистическая посылка из Китая весит не более 200 граммов, а ее стоимость не превышает $4–6.

Белые против серых

На первый взгляд, нововведение должно сыграть на руку «белым» импортерам. «Если официально растамаживать товары, их стоимость становится неконкурентоспособной на рынке, наводненном нелегальной продукцией», —  говорит Олег Добровольский, партнер юридического объединения ID Legal Group.

По его мнению, здесь сталкиваются интересы большого официального и малого бизнеса, который вовсю использует схемы работы с ФОПами, не требующими документального подтверждения происхождения товаров. Еще одной стороной, которая страдает от засилья неофициальных товаров, юрист считает отечественных производителей, которые, работая в белую, с трудом могут конкурировать с дешевым китайским ширпотребом.

Точку зрения официальных импортеров во многом отражает позиция Европейской бизнесс-ассоциации (ЕБА). Однако в ЕБА обеспокоены возможными трудностями в реализацией этой инициативы на практике и поэтому просят создать рабочую группу с участием ГФС, Минфина и бизнес-сообщества для выработки механизма, который не приведет к сложностям в работе почтово-логистических операторов.

Почтальоны против

После принятия резонансного нововведения «три посылки в месяц» тревогу забили операторы рынка доставки. «Согласно концепции Минфина, ответственность за выдачу отправлений без уплаты пошлины будет возложена на операторов почтовой связи и экспресс-перевозчиков. При этом ГФС через информационную систему должна будет обеспечить рынок информацией о количестве отправлений, полученных конкретным гражданином на протяжении месяца», — объясняет Инна Хомич, директор по правовым вопросам Нова пошта-Центр. Если на почте допустят оплошность и выдадут четвертую посылку без уплаты всех сборов, компенсировать их придется будет оператор доставки.

То, что ГФС сможет обеспечить бесперебойное функционирование информационной системы для учета почтовых отправлений, вызывает у операторов рынка большие сомнения. Ведь, как отмечает Хомич, состояние развития информационных технологий в стране пока оставляет желать лучшего, уровень покрытия интернетом недостаточный, а в работе баз данных налоговых органов нередко случаются сбои.

Для операторов рынка доставки нововведение, по всей видимости, выльется в дополнительные расходы. В частности, Укрпочта должна найти ресурсы, чтобы компьютеризировать около 9000 отделений по всей Украине, и вложить в развитие IT около 150 млн грн. В конечном счете эти дополнительные расходы госкомпании лягут на плечи налогоплательщиков.

Учитывая сложности внедрения и обслуживания системы контроля и незначительной цены большинства отправлений из-за рубежа, можно предположить, что затраты государства заметно превысят гипотетическую выгоду от нововведения.

Кому хуже

Хотя запуск системы учета отправлений из-за рубежа вызывает немало сомнений, нельзя исключить, что 2019 год в Украине начнется с почтового коллапса. «После вступления нововведения в силу можно прогнозировать увеличение периода доставки отправлений из-за проверки таможней каждой посылки и идентификации получателя», — считает Ярослава Борка, юрист юридической компании ВОЛХВ.

В Укрпочте считают, что следствием таких нововведений для граждан также станет подорожание доступных товаров, а также повышение тарифов операторами доставки с целью компенсации средств, потраченных на дополнительный персонал и IT-услуги.

Вот только контрабанды в стране вряд ли станет меньше. В подтверждение этому в Укрпочте приводят пример Беларуси, где ограничение беспошлинного ввоза эквивалентом в 22 евро привело к сокращению объемов отправлений из-за границы и активизации «серых» перевозчиков. Как объясняет Борка, мелкие предприниматели вполне смогут обойти лимит в три посылки в месяц, заказывая товар на родственников, друзей, знакомых, соседей, сотрудников и т. п.

«Действия, связанные с ограничением количества частных посылок, должны касаться только нелегального бизнеса, а не граждан, которые совершают покупки для своих нужд, без последующей перепродажи, — заключает Олег Добровольский. — Ведь лишая потребителя возможности приобрести товар, качество которого его устраивает, мы ограничиваем свободу граждан, гарантированную Конституцией Украины».

Читайте также —

Как украинцы покупают в онлайне, сколько тратят и с какими проблемами сталкиваются (инфографика)


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка