Семимильными шагами: итоги украинского e-commerce и логистики за 2018-й

Семимильными шагами: итоги украинского e-commerce и логистики за 2018-й

18.01.2019 08:15
  1576
Дарья Златьева

Основные показатели украинского e-commerce в 2018 году, какие события произошли, как они повлияли на работу крупных игроков и чего ждать в 2019-м.

Читайте українською

Особенности украинского e-commerce: мал, да перспективен

Онлайн-продажи все еще составляют небольшую долю общего объема розничной торговли — чуть более 3%, однако стремительно растут который год подряд. По данным EVO business, в 2018-м по сравнению с прошлым годом рынок электронной коммерции в Украине вырос на треть — до 65 млрд грн. По темпам роста он остается вторым в Европе.

Подтверждают цифры и логистические операторы: уже по итогам первого полугодия в Нова пошта отмечали увеличение на 21% по количеству доставок внутри страны, объясняя это ростом объема рынка электронной коммерции. В декабре прошлого года клиенты Нова пошта отправили и получили почти 19 млн товаров, что на 20% больше, чем в декабре 2017-го.

В EVO прогнозируют, что доля e-cоmmercе будет продолжать расти и в 2019-м, но уже не так стремительно — на 25%, до 81,25 млн грн.

Чем запомнится 2018-й игрокам отечественной электронной коммерции — в материале RAU.

Rozetka и EVO

Одним из значимых событий 2018 го года стало объединение лидера онлайн-торговли Украины — Rozetka — с группой компаний EVO, которая включает Prom.ua, Deal.by, Satu.kz, Kabanchik.ua, Zakupki.prom.ua, Crafta.ua, Bigl.ua и сервис Вчасно. Это стало возможно благодаря тому, что из состава акционеров EVO вышел международный фонд Naspers. Ранее он также вывел инвестиции из Modna Kasta и теперь имеет отношение только к одному украинскому проекту — сервису OLX.

Rozetka входит в сделку больше не как инвестор, а как стратег, которого, помимо капитализации, интересуют базы, технологии и бизнес-процессы. Объединенная компания может монетизировать базы друг друга, взаимовыгодно использовать экспертизу и логистические ресурсы. Источники AIN.ua оценили сумму сделки в $12-15 млн.

Нова пошта станет логистическим и фулфилмент-партнером IKEA в Украине

Компания НП Логистик, которая входит в группу Нова пошта, будет предоставлять шведской компании логистические услуги, в том числе хранение и комплектацию заказов для ее магазина формата сity store в Киеве. Напомним, первый магазин шведского ритейлера площадью 6000 кв. м откроется в киевском Ocean Mall уже этой осенью.

Нова пошта: из логистов в продажники

В 2018 Нова пошта запустила новый продукт — посылку Wowbox для детей в сотрудничестве с издательством Art Nation.  Это книга Лускунчик Мишачий Король с иллюстрациями украинской художницы Евгении Гапчинской, а также тематические наклейки, раскраска, значки, промокод на детский контент в Megogo с интерактивной обложкой и картинками. С помощью специального приложения на смартфоне дети знакомятся с героями в дополненной реальности (AR). Подобные эксперименты уже успешно проводил ритейлер АТБ — дважды он выпускал книгу о приключениях Алисы в стране чудес.

Новую сказку Нова пошта собирается издавать и рассылать каждый месяц. Следующими будут Кот в сапогах и Спящая красавица. Компания продает только подписку, а не отдельные книги, поэтому если тираж второй и третьей книжки будет сопоставим с первым — 300 000, компания может продать сказок на 233 млн грн только за первый квартал.

Kasta.ua — ребрендинг и запуск сервиса доставки

В мае modnaKasta провела ренейминг и стала просто Kasta‎. Дело в том, что ритейлер, развивая позиции маркетплейса, начал увеличивать категорию товаров, не связанную с fashion. Изменения стали результатом перехода компании на новую модель: в начале 2018 года, руководство объявило о переходе из существующей бизнес-модели Flash sales (ежедневные акции со скидками в среднем до 80% на все товары) на модель каталога с наличием постоянного ассортимента.

А октябре Kasta.ua выделила сеть региональных отделений в отдельный сервис доставки посылок и обслуживания клиентов с новым названием KastaPost. Проект предусматривает запуск нового сервиса – доставку посылок от других игроков рынка e-commerce. Это позволит удешевить услугу доставки товаров для клиентов компании.

Перебои в работе Repka.ua

Из-за проверок налоговой милиции Киева по подозрению в торговле контрафактом и занижении налоговых обязательств приостановил работу магазин Repka.ua с 26 ноября на две недели. В комментарии retailers директор Repka.ua Дмитрий Латанский, несмотря на изъятие товара,  утверждал что выводы ошибочные и компания покупает товар у официальных поставщиков. В декабре магазин продолжил работу.

Запуск службы доставки Glovo

Сервис начал работу в Украине в прошлом году. Международный сервис Glovo работает в 21-й стране мира и присутствует в Украине с октября 2018 года. Особенностью является то, что компания доставляет любой продукт определенного размера за максимально короткий срок. Заказ осуществляется в мобильном приложении. По данным компании, она осуществляет более 20 млн заказов ежегодно.

В ноябре компания запустила доставку в украинских McDonald’s: помимо шести киевских ресторанов, скоро будут подключены еще четыре. В следующем году сервис начнет работу еще в пяти городах.

Запуск почтово-логистического оператора Justin

Инвестором нового сервиса выступила Fozzy Group. В 2018 году компания приобрела курьерскую службу Post.ua, которая работает в Киеве и области и занимается доставкой для интернет-магазинов.

В октябре Justin объявила об официальном старте. Сеть уже состоит из 225 точек, которые размещены в торговых точках Fozzy Group, работающих под брендами Fozzy Cash&Carry, Фора, Сільпо. Также компания сотрудничает с Автолюкс-Экспресс-почта, которая объединяет сеть из 200 отделений экспресс-формата. Клиентами почтового оператора уже являются такие компании как MakeUp, UniMail, КСД (Клуб сімейного дозвілля), Moyo, Repka, Citrus. В 2019 году в компании планируют открыть 1000 отделений и запустить международную доставку.

Meest Express купил почтоматы ПриваБанка

Компания в июне этого года приобрела активы Виеней-Автолизинг, которая владела 1400 почтоматами в отделениях ПриватБанка. Существенно повлияла эта сделка в первую очередь на Нова пошта: она доставляла отправления как в 1400 почтоматов ПриватБанка, так и в 46 своих. Поэтому логистический оператор объявил о создании собственной сети почтоматов. В конце ноября Ирина Холод рассказывала в интервью Liga, что  уже установлено 158 почтоматов в Киеве — в магазинах Ашан, на Майдане в Глобусе, в сети магазинов Лоток, несколько работают в Полтаве. В планах на следующих год — установить около 500 почтоматов.

Rozetka начинает строить свою сеть почтоматов

Ритейлер установил на станции метро Контрактовая площадь в Киеве первый почтомат Rozetka. Пока он работает в тестовом режиме для сотрудников компании.

Запуск новых интернет-магазинов: LC Waikiki и Всі.Свої

LC Waikiki запустил локальный интернет-магазин в сентябре 2018 года. Сейчас LC Waikiki осуществляет доставку интернет-заказов через курьерскую службу, все заказы доставляются за счет компании. На втором этапе ритейлер планирует запустить доставку в любой выбранный клиентом магазин. Интернет-продажи в других странах, где уже работает онлайн-магазины, составляют 2% от общего товарооборота

В апреле прошлого года магазин одежды и обуви украинских брендов Всі.Свої запустил свой собственный онлайн-магазин. Доставка товаров осуществляется Нова пошта или курьером.

О планах обновить сайт рассказали и в Brocard, однако это произойдет уже в текущем году. Также стало известно о планах LPP запустить в 2019-м пять интернет-магазинов всех брендов компании. 

Что происходило внутри компаний

Online&Online, омниканальность. Омниканальность была проектом года в Intertop: в 2018 году более чем в 4 раза выросли омниканальные продажи по сравнению с 2017-м. В то же время онлайн-ритейлеры продолжают идти в офлайн: если лидер украинского e-commerce, Rozetka, в 2008 году имел один магазин в 120 кв. м,то в 2019-й компания зашла с сетью из семи точек: четырех в Киеве и трех в Одессе. Самый большой магазин площадью 4000 кв. м компания открыла еще в конце 2017-го. Зато в 2018-м заняла самую центровую локацию — на Крещатике, в здании Укрпошта. Помимо этого компания развивает сеть мобильных точек выдачи. Первую из них компания открыла на парковке Novus.

Открывает свои точки выдачи и интернет-магазин косметики и парфюмерии makeup в Киеве и Харькове. Количество киевских, согласно информации на сайте,уже достигает 14.

VR/AR, чат-боты, открытые АРІ. Большая часть ритейлеров использует технологию чат-ботов уже не первый год. Это позволяет отвечать  без задержки клиентам, предоставлять некоторые услуги онлайн без обращения в компанию. Компании говорят о значительной экономии линейного персонала благодаря этому. Скоро украинские онлайн-ритейлеры смогут принимать оплату в мессенджерах, что значительно упростит процесс покупки.

Успешно использовали опыт AR в своих продуктах АТБ и Нова пошта, что подтверждают их результаты. В конце 2017-го Алло запустила первый в Европе виртуальный магазин, созданный на базе технологии дополненной реальности, и интегрированный с сайтом, однако прошел год, а компания не спешит делиться результатами. Уникальную технологию на рынке онлайн-ритейла в Украине в 2018-м начала использовать Lamoda: с июля в мобильном приложении ритейлера появился поиск по фото. Приложение Lamoda подберет похожие модели из ассортимента интернет-магазина с помощью искусственного интеллекта. 

У ритейлера LeBoutique уже два года работает сервис онлайн-примерки, для которого всего лишь нужно ввести параметры фигуры и нажать кнопку «примерить онлайн».

Перезапуски сайтов и mobilе адаптация. В сентябре 2018 Фокстрот сделал редизайн сайта foxtrot.com.ua. Как рассказал Вячеслав Поврозник, исполнительный директор сети Фокстрот, основной целью обновления было повышение юзабилити сайта, уменьшение показателей отказов, увеличение коэффициента транзакций. Учитывая факт, что доля переходов на сайт с мобильных устройств неуклонно возрастает, при редизайне была проведена адаптация под мобильные устройства. Среди особенностей 2018 года, Поврозник называет стремительный рост офлайна, при этом доля онлайна снизилась где-то до 8%. За счет нововведений в Фокстрот рассчитывают увеличить долю продаж через интернет-магазин до 12-15% в будущем году.

Дмитрий Бондаренко, е-commerce директор Будинок Іграшок говорит, что основными векторами в развитии e-commerce в 2018 году для компании были синхронизация и автоматизация маркетинг-процессов между каналами, рост SL (Service Level) клиентских процессов, развитие омниканальных проектов и построение сквозной аналитики и рекомендаций. А поскольку будущее за автоматизированными и персонализированными коммуникациями, то в 2018-м компания запустила проект по работе с клиентскими данными на базе решений Google Cloud Platform. Также в интернет магазине Будинок Іграшок упростили доставку: добавили возможность выбора часовых окон доставки. Пока услуга доступна по Киеву, в следующем году планируют масштабировать ее по Украине.

В начале августа прошлого года LeBoutique выпустила полностью обновленное мобильное приложение для Android и iOS, и отдельное приложении для iPad. А в начале ноября клиентам стал доступен абсолютно новый веб-сайт LeBoutique.

По словам директора по маркетингу LeBoutiquе Алексея Попова, в 2019-м в компании планируют более активно использовать технологию ботов. «Базу данных мы сейчас «пересегментируем». Упор будем делать на более персонализированных коммуникациях, а для этого нужно поработать и над внутренней платформой (чтобы автоматизировать коммуникацию)», — добавляет Попов.

Для Zlato.ua 2018 год был годом серьезных внутренних изменений и работы «на перспективу». Компания  инвестировала в автоматизацию бизнес-процессов, существенно расширила ассортимент товаров, обновляла коллекции, усилила контроль качества, пересмотрела ценообразование, экспериментировала с новыми категориями на сайте, а также запустила коллекцию украшений под собственной торговой маркой. Zlato.ua начал сотрудничать с Modnakasta и Leboutique и расширил свое присутствие в других маркетплейсах. В компании также начали ряд проектов которые будут завершены уже в 2019 году – обновление сайта, запуск доставки через Укрпошта и многое другое.  «В 2018 мы доработали триггерные e-mail-рассылки. Работают сценарии по брошенным корзинам, брошенным просмотрам, подписке на новости и т.п. В результате 2018 году трафик с e-mail-рассылок увеличился на 172%, а доход с этого канала вырос на 253%«, — рассказывает сооснователь проекта Zlato.ua Святослав Амелин.

В 2018 году интернет-магазин Цитрус осуществил переход сайта на новую платформу. Новый сайт получил полную поддержку адаптивности, поэтому пользователи мобильных устройств при переходе на сайт получают те же страницы, что и десктопные пользователи, только в адаптированном для мобильных виде. «После перехода на новую версию сайта мы стали генерировать на 30% больше мобильного трафика. Доля мобильных пользователей стала составлять 60%. Также в 2018 году состоялся релиз нового мобильного приложения Цитрус на платформах iOS и Android», — рассказывают в компании.

В MOYO в 2018 году были сосредоточены на развитии омниканальности, также компания активно внедряла pick-up — во всех новых магазинах выделена отдельная стойка для интернет-заказов. Ключевым событием для компании стало открытие круглосуточного склада-магазина (Киев, ул. Марка Вовчка, 18А). В новом трехэтажном магазине площадью 1500 кв. м покупатели могут в любое время забрать интернет-заказ, выбрать товары, или заказать их со склада. При этом время доставки составит всего около 20 минут.

В этом году в Rechi.Ua ввели уникальную систему оценки коммерческих параметров товара (оборачиваемость, рентабельность), которая соотносит ежеминутно меняющийся ассортимент с реакцией на него посетителей сайта (заходы в карточку товара, подписки на товар, покупки).

«Для торговли это все базовые показатели и вроде как в их расчете нет никакой сложности. Но для маркетплейса, в котором каждый час появляется/пропадает товар, посчитать их — большая сложность, требующая big data», — утверждает совладелица ресурса Инна Бачурина.

Результативный 2018-й: итоги

За год на маркетплейсах EVO (Prom.ua, Bigl.ua, Crafta.ua, Shafa.ua) украинцы приобрели товаров на 9,5 млрд грн, плюс еще на 10,5 млрд грн — на сайтах компаний на Prom.ua, то есть на 54% больше, чем за предыдущий год, а количество заказов выросло на 47%.  Средний чек увеличился на 5% и средняя интернет-покупка обходится в 763 грн.

Как рассказал Дмитрий Бондаренко, е-commerce директор Будинок Іграшок, результат 2018 года для bi.ua получился выше планируемых показателей. «Мы выросли в 2,8 раза по сравнению с 2017 годом и доля онлайн продаж в сети на 4Q2018 составили 14%», — отметил он.

Как рассказали в Intertop, в 2018 году продажи онлайн-магазина Intertop выросли более, чем в два раза по сравнению с 2017 годом (в денежном выражении), при этом в три раза выросли продажи одежды в онлайн-магазине intertop.ua. 

Андрей Оноприенко, руководитель интернет-магазина SOVA, отмечает, что в 2017 году проект только запустился и работал в тестовом режиме. «Но если же смотреть Like-to-Like (ноябрь-декабрь), то можно отметить рост в 5-7 раз. Успешно провели Black Friday. В текущий момент среднемесячный траффик равен 100 000, и мы стремимся увеличивать нашу долю в сравнении с конкурентами. Для монобрендового онлайн-бутика, это хорошие результаты, но мы стремимся к лучшим», — отмечает Анна.

Траффик на сайт Zlato.ua вырос на 30+% в 2018 году. Хороший результат дали соцсети: в компании начали активно использовать рекламные инструменты. Доход с Facebook вырос на 350%. Существенно выросло количество подписчиков в Facebook: с 22 000 в 2017 году стало 40 000 в 2018 году.

Также существенный прирост показал брендовый траффик. На 25% выросло количество вернувшихся на сайт покупателей.

В итоге в 2018 году количество заказов выросло на 70%, а также вырос средний чек. Благодаря этому удалось достичь запланированных показателей роста выручки на 100%.

Как рассказала совладелица Mebelok.com Оксана Донская, рост траффика на сайт Mebelok.com за 2018 год составил 20%. В основном вырос органический и брендовый трафик. Но за счет активного развития offline и работы над ассортиментом, общий рост за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил около 80% в денежном показателе, и около 60% в количественном.

«Мы движемся вверх по сегменту, потому нам сложно сравнивать год к году. Если раньше у нас в ассортименте и, соответственно, продажах преобладал премиальный сегмент (с долей среднего-плюс и люкса), то в 2018-м мы стали существенно фокусироваться именно на люксовом сегменте. Потому рост в деньгах значительно превышает рост в количестве заказов (за счет роста среднего чека)», — говорит арт-директор и совладелица Rechi.Ua Инна Бачурина.

Читайте также —

На всі гроші: найгучніші угоди 2018 року в рітейлі, логістиці та девелопменті


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка