Инна Мирошниченко: Как ЕКО маркет перестроил свою работу за время полномасштабной войны и меняется в соответствии с требованиями времени

Инна Мирошниченко: Как ЕКО маркет перестроил свою работу за время полномасштабной войны и меняется в соответствии с требованиями времени

06.02.2023 09:00
  621
Костянтин Симоненко

Сеть ЕКО маркет — присутствует на рынке уже более двух десятков лет и одна из немногих, продолжающая работать в прифронтовых городах. Как работают и восстанавливаются маркеты в опасных районах, как ЕКО маркет перестроил свою работу за время полномасштабной войны и как меняется в соответствии с требованиями времени, в интервью RAU рассказала президент ЕКО маркет Инна Мирошниченко.

– В конце прошлого года сеть ЕКО маркет активно восстанавливала и открывала новые магазины, в частности в Буче, Херсоне и Сумах. Сколько магазинов сейчас работают в Украине и сколько их было год назад, когда компания отмечала свое 20-летие?

– Сейчас работает 125 магазинов ЕКО маркет. Мы задались целью как можно быстрее восстанавливать магазины после деоккупации территории. Конечно, в первую очередь возобновили работу магазинов в пригороде Киева — Буче и Ирпене, которые были повреждены и разворованы во время оккупации.

Также мы очень ждали освобождения Херсона и готовились к возобновлению работы там. Пока город был под оккупацией, пытались держать связь с вынужденно оставшимися в городе работниками сети. Как только наши военные освободили город, сразу начали готовиться к открытию. Закупали генераторы и Starlink для обеспечения бесперебойной связи и подачи электроэнергии. Конечно, город до сих пор страдает от неизбирательных обстрелов, потому это ежедневный риск. Но Херсону нужны магазины, нашим работникам нужно иметь рабочие места.

Мы открыли не все магазине в городе, ведь часть из них сильно повреждена. Но мы уже работаем над восстановлением и в ближайшее время откроем двери еще двух или трех магазинов в Херсоне. Также одним из самых смелых решений в 2022 году для нас было открытие нового магазина в Сумах.

— Были ли случаи разрушения, разграбления магазинов и остались ли торговые точки на временно оккупированных территориях?

— Да, конечно, враг грабил и уничтожал все на своем пути. К сожалению, наши магазины не стали исключением. Все находящиеся под оккупацией супермаркеты сети полностью разграблены. Трудная ситуация также с магазинами, которые находятся совсем близко от линии фронта. Так, в Бахмуте магазин работал до последнего, а наши сотрудники – настоящие герои – работали под обстрелами, чтобы обеспечить население всем необходимым. Мы очень гордимся, что у нас такой персонал. К сожалению, сейчас этот магазин разрушен из-за ракетного удара. Конечно, как только ситуация стабилизируется, мы начнем работы по восстановлению. Сотрудникам мы предложили помощь: кого-то перевели в Киев, кого-то – в ближайшие магазины, есть даже те, кто поехал работать в Сумы, а есть и те, кто решил остаться в своих домах.

Мы стараемся восстанавливать магазины там, где это возможно. Как я уже говорила, были восстановлены магазины в Сумах, Буче, Ирпене. Супермаркет в Николаеве также был восстановлен после попадания чудом не взорвавшейся ракеты.

Также очень большие разрушения получил магазин в Черниговской области, который пока не можем восстановить. Есть магазины на левом берегу Херсона, в Каховке, но сейчас у нас, к сожалению, нет доступа к ним.

– Работа магазинов ЕКО маркет на прифронтовых территориях стала важной особенностью сети. Сколько маркетов и в каких прифронтовых областях работают?

— Сейчас в районах боевых действий и потенциально опасных приграничных территориях работает более двух десятков магазинов ЕКО маркетов – в Николаевской, Донецкой, Сумской, Черниговской областях и даже в Херсоне, который ежедневно подвергается террору со стороны оккупантов. На днях мы открыли еще один магазин в Мирнограде Донецкой области.

Там, где возможно, наши магазины работают, несмотря на большие трудности, опасность и убыточность с финансовой точки зрения. Но мы понимаем, что в прифронтовых городах до сих пор живут украинцы, которые не могут покинуть свои дома и нуждаются в поддержке. Поэтому мы продолжаем работать, подвозить свежие продукты и оказывать услуги, пока это возможно физически.

– В начале войны большинство цепочек поставок было разрушено и в марте ваша сеть объявляла набор водителей. Как сейчас устроена ваша логистика: предпочитаете логистических операторов или собственную доставку товаров в магазины? Есть ли у вас проблемы с поставкой товаров и каких именно?

— По моему мнению, вся логистика в стране претерпела кардинальные изменения, начиная с 24 февраля 2022 года. Можно сказать, что никто не был готов к этому, но мы справились (улыбается).

К сожалению, когда началась паника, многие водители и грузчики начали покидать рабочие места, спасаясь от обстрелов и убегая с семьей в более безопасные области. Однако благодаря тому, что руководители оставались на месте, удалось сохранить «костяк» сотрудников, оперативно набрать новых и не остановить процессы.

Также значительные изменения претерпел ассортимент магазинов, поскольку многие производители сократили свои предложения, а кто-то вообще прекратил работу. Чтобы удовлетворить спрос, мы предложили много новых позиций импорта, ввозимых в страну собственными силами с помощью иностранных партнеров. Мы максимально использовали наши распределительные центры, оптимизировали нагрузку и произвели перераспределение части поставок на магазины с РЦ под Киевом на поставки из РЦ в Луцке. Также изменили некоторые цепочки поставок для оптимизации и ускорения процессов. К примеру, стали доставлять молочную продукцию сначала на РЦ, а затем в магазин.

В марте 2022 года на нашу систему была совершена хакерская атака, поэтому мы были вынуждены в ручном режиме работать с заказами и перераспределением товара, однако наш IT-департамент с этим справился. После этого мы решили перенести наши серверы в Европу.

Ситуация по логистике у нас стабилизировалась. В зоне боевых действий и прифронтовых городов мы начали доставлять продукцию собственными силами на собственных авто, поскольку партнеры не были готовы брать на себя риски. Сейчас мы улучшили работу логистического направления путем внедрения новых для себя проектов по автоматизации, а именно по безакцепту, автозаказу и другим.

– Также многим ритейлерам пришлось во время войны решать проблемы поиска новых поставщиков, в том числе на замену импортированных ранее товаров. Как происходит сотрудничество с поставщиками и какую приблизительно долю ассортимента пришлось сократить или изменить?

– Большинство поставщиков, с которыми мы сотрудничали в феврале прошлого года, работают с нами и на данный момент, за что им отдельная большая благодарность. Работать сейчас на довоенных условиях не можем ни мы, ни большинство поставщиков, поэтому главной целью для нас было договориться о новых взаимовыгодных условиях и предоставить определенные гарантии, что мы успешно и сделали.

Большое количество поставщиков пострадало. Мы все помним, как с полок супермаркетов исчезла соль, пропала «Мивина» и многое другое из-за того, что производство и заводы пострадали. Мы вынуждены были срочно искать эти позиции в импорте. Конечно, некоторые импортные товары – временная мера, и как только украинские поставщики восстановят свои мощности – мы отдадим им приоритет. В настоящее время импорт в ряде категорий занимает значительную часть – до 40%.

Мы импортируем товары собственными силами из Польши, Румынии, Латвии, Болгарии, Эстонии, Великобритании, Греции, Испании, Таиланда, Турции, Македонии и Германии. В основном это социальные группы товаров и товары первой необходимости: бакалея, напитки, соль и многое другое.

— Какие еще изменения претерпел ваш бизнес за почти год войны? Что пришлось кардинально изменить или строить с нуля?

— Реалии сегодняшнего дня заставляют нас принимать немедленные решения и меняться максимально быстро. Мы изменили многие процессы, от некоторых вообще отказались. Мы улучшили ситуацию в логистике, ввели безакцептную приемку товара. Из-за того, что не хватало кассиров, частично запустили кассы самообслуживания, а еще запустили услугу снятия наличных денег на кассе, поскольку у клиентов возникали трудности с тем, чтобы получить наличные в банкоматах и отделениях банков.

Также в течение 2022 года в рамках проекта по энергосбережению в некоторых магазинах мы частично заменили торговое оборудование, провели ряд административных изменений, перестроили бизнес-процессы, что позволило нам сэкономить до 30% потребления электроэнергии. Кроме того, разработали концепцию, в которой отразили оперативные процессы работы маркетов при отключении коммуникаций. Отдельно хочу рассказать о мобильных ремонтных группах, которые быстро решают вопросы после нарушаемых магазинам разрушений. Обстрелы, к сожалению, бывают чуть ли не каждый день, поэтому ремонтные группы стали отличным нововведением.

— С какими трудностями сейчас сталкивается компания и какие пути их преодоления, в частности, как решаете проблемы с отключением электроэнергии?

– Мы все учимся жить в новых реалиях. Закрываем маркеты во время воздушных тревог. Из-за плановых и аварийных отключений мы закупили генераторы для обеспечения автономной работы магазинов. Из 125 магазинов 110 – уже оборудованы генераторами, а часть даже работает со Starlink. Мы приобрели также Starlink на наши распределительные центры, чтобы не было сбоя с автозаказами. К тому же создали мобильные бригады, обеспечивающие бесперебойную работу генераторов.

– Война также заставила многих людей переехать в более безопасные регионы страны или за ее пределы. Какие изменения в трафике можно отметить и есть ли тенденция к возвращению к предвоенным показателям?

– Да, действительно, в первые дни и даже месяцы люди убегали от войны, переезжали из Херсона в Киев, а из Киева на запад Украины. После освобождения Киевской области последовало перераспределение на центральную Украину. Конечно, это имело последствия и повлияло на потребительский трафик.

— Насколько изменился средний чек: по сумме, количеству SKU, разным категориям товаров. Есть ли отличия относительно регионов?

– В первые месяцы весны наблюдались тенденции к общему росту среднего чека по всем регионам страны и росту количества покупателей в западных регионах, но это логично, с учетом выезда большого количества населения из зон боевых действий и желания приобрести продукты впрок в условиях неопределенности. На данный момент дисбаланс в сторону западных регионов уменьшается, средний чек сейчас хоть и больше «довоенного», но это из-за роста цен, а не увеличения потребления.

В целом, наблюдаем снижение частоты посещения магазинов и рост количества SKU в чеке, связываем это с отключением света, тревогами и другими неудобствами, с которыми украинцы сталкиваются каждый день. Также наблюдаем повышенный спрос на товары fresh категорий, молочную продукцию и бакалейные товары.

— Как показывают последние исследования, акционные предложения – сейчас главный стимул к покупке. Какие виды промо вы применяете и какие результаты это дает?

– Действительно, по последним наблюдениям около 40% покупателей целенаправленно ищут и покупают акционные товары. Был период, когда мы, как и весь рынок, отказались от промо, потому что в тот момент ни у нас, ни у поставщиков не было возможности и ресурсов проводить акции. Сейчас ситуация стабилизировалась, и мы восстановили промо. У нас действуют еженедельные акции, промо-газета, тематические каталоги и фестивали, приуроченные к выдающимся датам. Благодаря промо мы даем возможность покупателям приобрести большее количество товара или приобрести продукцию из более высокого ценового сегмента по доступным ценам.

— Какие товары в вашей сети сейчас пользуются наибольшим спросом, инвестируете ли вы в собственные торговые марки и насколько весома в вашем ассортименте доля таких товаров?

— Наиболее популярны среди наших покупателей товары категории fresh: фрукты и овощи, мясо, молочная продукция, хлебобулочные изделия и прочее. Но и собственный импорт, который занимает значительную часть ассортимента нашей сети, также очень популярен, благодаря невысоким ценам: консервы, бакалея.

В выпуске собственной торговой марки (СТМ) нам помогали местные производители, но сейчас не все могут поддерживать привычные темпы производства продукции, поэтому некоторые наши торговые марки временно сняты с производства. Чтобы дать покупателям возможность приобрести товары высокого качества по первой цене, мы договаривались с поставщиками относительно предоставления первой цены на свои торговые марки.

Как только мощности поставщиков восстанавливаются, мы сразу же возвращаем товары СТМ на полки наших магазинов.

– Чуть больше года назад в Борисполе открылся ЕКО маркет нового формата. Есть ли у вас планы и дальше открывать или обновлять магазины в такой концепции?

– Сейчас основным приоритетом для нас является сохранение количества работающих магазинов и восстановление разрушенных магазинов. Конечно, как только появляется возможность открываем и новые магазины, примером чему является магазин в Сумах.

— Так же было интересно узнать о ваших магазинах формата «у дома» под брендом Sympatik, работает ли этот проект и какие перспективы его развития вы видите?

— Sympatik – это действительно интересный опыт, но война внесла правки в стратегию ЕКО маркет, поэтому развитие этого направления мы вынуждены были отложить. Сейчас наша главная цель – сохранить количество магазинов и восстановить разбитые магазины ЕКО Маркет.

— В общем, каковы ваши планы на 2023 год?

— 2023 – это год оптимизации и покрытия потерь, которые мы понесли и продолжаем нести в этот тяжелый период. Мы стараемся находить ресурсы внутри компании, чтобы сеть вернулась к полноценной работе довоенного периода с тем же количеством магазинов, которые были до этого. В 2023 году мы продолжим развивать проекты, начатые в 2022 году – логистический проект и проект энергосбережения. Также в 2023 году мы планируем поддерживать локальных и крафтовых производителей, что поможет разнообразить ассортимент.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка