Фредрик Олссон, H&M: Нам нравится конкурировать с сильными брендами
Управляющий директор шведского бренда H&M о том, почему компания решила выходить на украинский рынок, что ждет от украинских потребителей и как оценивает перспективы fashion-сегмента отечественного ритейла.
В субботу, 18 августа, в столичном ТРЦ Lavina Mall открылся первый в Украине магазин одного из лидеров мировой отрасли fast—fashion – шведского бренда H&M. На конец прошлого года холдинг объединял более 4700 магазинов в 69 странах, но Украины среди них не было. Теперь продукцию популярного бренда можно приобрести и в нашей стране, не оформляя заказ через интернет или отправляясь в шопинг-тур за границу.
Накануне открытия управляющий директор H&M Фредрик Олссон встретился с журналистом RAU и в небольшом интервью дал ответы на самые важные вопросы: на кого ориентируется бренд, как оценивает украинский рынок, на что рассчитывает и какие линейки товаров будет продавать в Украине.
— Есть ли уже первые результаты работы H&M в Lavina Mall? Ожидали ли вы такого ажиотажа и сколько в итоге людей побывало в магазине в первые дни?
- Мы очень надеялись и, конечно, ожидали, что любители бренда придут на открытие, чтоб разделить с нами праздник и увидеть магазин первыми. Количество посетителей в первые дни превысило все наши ожидания. За первые два дня магазин посетило более 20 000 человек.
— Почему решили выходить в Украину именно сейчас?
— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что мы очень рады быть здесь как компания. Завтра (интервью записывалось 17 августа – прим. ред.) открытие нашего магазина и мы слышали, что первые клиенты уже начали выстраиваться в очередь (улыбается).
Считаем, что сейчас подходящее время для выхода: во-первых, мы нашли хорошую локацию в ТРЦ Lavina Mall, которая позволяет нам показать в полном объеме все наши коллекции — мужскую, женскую, подростковую, детскую и отдел товаров для дома H&M Home.
Во-вторых, если говорить об экономике, то уже несколько лет подряд наблюдаем позитивные тенденции, видим, что прослойка среднего класса растет. Верим, что в Украине наш бренд будет более чем востребован.
— Как оцениваете украинский рынок ритейла?
— Надеемся, что рынок готов, и мы сможем успешно развиваться, потому что у нас хорошее предложение для украинских потребителей. Нашей сильной стороной и главным принципом компании является то, что мы предлагаем моду, качество, хорошие цены и экологичность. Комбинация этих четырех факторов позволяет успешно конкурировать с другими операторами.
— Кого считаете в Украине своими конкурентами? У нас уже давно работают магазины группы Inditex, активно развиваются польские и турецкие бренды – Reserved, LC Waikiki, Koton, DeFacto и другие…
— Все крупные игроки, присутствующие в Украине, работают и в других странах, но нам это не мешает. Более того: нравится с ними конкурировать за внимание покупателя.
В первую очередь, мы стараемся конкурировать сами с собой, достигать максимальных результатов, а затем стараемся побить свой собственный рекорд.
Я специально потратил время, чтобы посетить все крупнейшие ТРЦ и изучить ситуацию со стрит-ритейлом. И действительно увидел, что тут присутствуют многие сильные бренды, в том числе спортивной одежды. И, конечно, мы уважаем их, следим за ними, но нет такого, что кого-то из них выбираем на роли своих главных конкурентов. Мы стараемся смотреть на себя, учиться у всех и получать от этого вдохновение, тем более, как я говорил, нам нравится соперничать. Это более здоровый подход к конкуренции.
— Будете масштабировать сеть дальше или пока ограничитесь одним магазином?
— Сейчас мы сфокусировали все внимание на первом магазине, чтобы с самого начала дать потребителям качественный опыт шоппинга. Но уже готовы рассказать о том, что в октябре мы откроем второй магазин в киевском SkyMall.
— Другие города рассматриваете?
— Наряду с Киевом рассматриваем и другие большие города. Для нас это отличная возможность исследовать и лучше понять украинский рынок. Конкретных планов в других городах Украины пока нет, но мы уверены в украинском рынке, и уверены что большие города имеют высокий потенциал.
— В перспективе — вас интересуют исключительно ТРЦ или стрит—ритейл тоже рассматриваете?
— Открыты и к тому, и к другому. Мы стараемся найти место, где больше всего наших покупателей. Первую такую локацию нашли в Lavina Mall, но вполне готовы к открытию в стрит-ритейле в других городах. Мы были уже на главных торговых улицах Киева и они произвели очень хорошее впечатление, в том числе, и с точки зрения потенциала розничной торговли. Для нас важно найти правильный баланс между локациями в ТРЦ и стрит-ритейлом.
— Сколько H&M готова инвестировать в развитие в Украине?
— Понимаю, что вы должны были задать этот вопрос, но H&M никогда не открывает подобную информацию. Могу сказать, что инвестируем не только в физический аспект магазина, но и в персонал.
Год назад мы провели открытое мероприятие, на котором собрали 140 людей, заинтересованных в работе у нас. На нем мы презентовали, что и на каких условиях предлагаем, и сейчас у нас уже более 200 сотрудников. Многие из них стажировались в наших магазинах в других странах, чтобы получить знания, которые нужны для управления магазином.
Так что речь идет не только о прямых инвестициях в открытие магазинов, но и о вложениях в персонал, маркетинг, рекламу, продвижение, обучения и так далее.
— Какие форматы магазинов планируете развивать?
— В Lavina Mall открыли флагман, где представлены все наши коллекции. Это правильно: выходя на новый рынок, сразу знакомить потребителей со всеми возможностями бренда. Уже потом, когда изучим украинских покупателей, разберемся в их предпочтениях и ожиданиях, будем дополнять базовые линейки товара новыми коллекциями и форматами. Например, дизайнерскими коллекциями, студийными, коллаборациями с известными людьми.
Но пока слишком рано говорить о новых форматах – сначала надо полностью запустить магазин в Lavina Mall и узнать поближе украинского потребителя.
— Какие маркетинговые активности планируете и как уведомляете о выходе H&M на украинский рынок? Или это событие настолько значимое, что в этом нет необходимости?
— Используем сильный маркетинговый микс. Событие привлекает внимание и само по себе, но мы все равно используем все имеющиеся инструменты: билл-борды, сити-лайты, брандмауэры, печатный глянец, радио, интернет, в том числе соцсети и так далее.
— Глобально H&M переживает не лучшие времена: падает прибыль, снижаются обороты. Насколько это сказывается на выходе группы в Украину?
— Сейчас вся индустрия ритейла переживает не самые лучшие времена, потому что все стремительно меняется. Мы в этих переменах ищем возможности. Сейчас меняются и наши ключевые фокусы, но клиент всегда остается в центре и это не должно никак отразиться на Украине — мы нашли отличную локацию, набрали первоклассный персонал и мы будем делать самое лучшее из того, что можем.
— В Украине будете открывать интернет-магазин?
— В перспективе – да. Но пока что мы сосредоточены на открытии первых двух торговых точек, и вся наша энергия направляется туда. Конечно, мы хотим предоставить покупателям новые возможности шоппинга и как только это станет возможным, мы откроем для них и возможность онлайн-покупки, внедрив мультиканальный формат продаж.
Читайте также —
Варяжские гости: как H&M открывал первый магазин в Украине (фоторепортаж)