Основатели FoodEx: Мы запустили новое направление iceFood – доставку замороженной ready-to-eat еды
Основатели сервиса доставки здорового питания FoodEx о новых продуктах, работе в карантин, профессиональных секретах и планах на развитие.
FoodEx – сервис доставки здорового сбалансированного питания по меню от диетолога и шеф-повара. Компанию создали в 2014 году брат и сестра – Светлана и Сергей Котенко. Теперь сервис представлен в Киеве, Львове, Николаеве, Кривом Роге и Черкассах. В интервью RAU совладельцы компании рассказали о том, как стали №1 в доставке здорового питания в Украине, какие продукты предлагают, что такое ready-to-eat еда и как карантин изменит украинский бизнес к лучшему.
От доставки фермерских продуктов до экспертов здорового образа жизни
— С чего начинался FoodEx?
— Наш первый бизнес мы запустили в 2012 году. Начинали с доставки натуральных органических продуктов от локальных фермеров «Бабусина торбинка». Это сейчас звучит привычно и понятно, но тогда подобный сервис был в новинку для украинского рынка. В 2014-м нам пришлось трансформироваться: из-за кризиса спрос на фермерские продукты уменьшился, а благодаря активному продвижению наших фермеров их продукция оказались на прилавках Сільпо и GoodWine. Конкурировать было сложно, и тогда родилась идея доставки здоровых рационов питания по меню от диетолога, шеф-повара и с учетом рекомендаций фитнес-тренеров.
— Трудно было запускать новый бизнес в разгар кризиса?
— Стартовали с минимальными финансовыми инвестициями и аутсорсинговой кухней. Позже арендовали уже кухню с оборудованием и наняли поваров в штат. Сейчас третий этап организации работы FoodEx: собрали команду и арендуем помещение, которое сами оборудовали под производство. Выросли до экспертов здорового образа жизни и предоставляем комплексный подход в решении проблем лишнего веса, коррекции фигуры, улучшения здоровья и качества жизни.
— Что входит в меню доставки?
— В ежедневный рацион входит пять приемов еды или три в smart-ланче. Помогая снизить вес и набрать мышечную массу, мы экономим время наших клиентов. Более того, у нас есть лечебные программы, питание при сахарном диабете, для беременных и кормящих мам. Недавно запустили «Кето-меню» и продолжаем с нашим диетологом активно отслеживать все видоизменения в сфере здорового питания. Например, запустили anti-ageing программу, имитирующую голод.
У нас комплексный подход к решению потребностей клиента. Если человеку нужно снизить вес или требуется специальное питание при заболеваниях, мы не только доставляем еду: в стоимость входит также консультация с врачом-диетологом, онлайн-спортзал и онлайн-поддержка weightless couch.
Время для iceFood
— Как изменился бизнес с введением карантина?
— Первое время весь фокус внимания был на том, чтобы организовать работу офиса удаленно, усилить безопасность здоровья поваров и курьеров, организовать их приезд на работу, изучали, что можем сократить и урезать. Мы понимали, что наша услуга – не товар первой необходимости, как хлеб или туалетная бумага. Далее переключились на совершенно новое направление iceFood – замороженную ready-to-eat еда.
— Что это за направление?
— Мы предлагаем нашим клиентам замороженный борщ с мясом и без мяса, замороженные супы, смузи и Superfood Bowl. Заморозка происходит по технологии шокового охлаждения Cook&Freeze, что позволяет сохранить все полезные свойства продуктов.
— Чем iceFood отличается от замороженных полуфабрикатов?
— Замороженные пельмени или вареники – это ready-to-cook еда, т.е. ее нужно еще приготовить. А ready-to-eat – уже готовые блюда, их достаточно разогреть. Срок годности таких замороженных супов от 3 до 6 месяцев. Они всегда у вас под рукой и на приготовление понадобится всего 3-5 мин. Только представьте, что приготовить борщ как у мамы или суп с нутом по-мароккански как в ресторане вам нужно всего 5 мин.
— Что это за технология Cook&Freeze – как это работает?
— В принципе это всем известный подход в замораживании с помощью «аппарата шоковой заморозки». При быстрой заморозке продукта в нем сохраняются все нужные микроэлементы. При этом идет экономия продуктов: для приготовления смузи фрукты не нужны, достаточно взять готовый блистер смузи iceFood с перебитыми фруктами, ягодами и супервудами внутри, взбить в блендере с водой, соком или растительным молоком и все – готовый полезный смузи. Если для Украины замороженный суп что-то новое, то проанализировав фуд-рынки, например, США или Сингапура – мы понимаем, что это привычный продукт.
— Насколько в Украине распространена технология?
— Заморозка — привычный процесс в кулинарии. Формат доставки к двери дома клиента замороженной, готовой к употреблению еды — такого еще в Украине нет. Новинка в том, что наш клиент может заполнить свою морозилку за одну доставку замороженными супами и борщами, смузи, суперфуд-боулами и вскоре еще и замороженными, готовыми к употреблению полезными сладостями, полноценными обедами и ужинами. И в любой момент, если нужно накормить семью, берет вкусный полезный замороженный продукт, кладет в кастрюлю и через пять минут получает готовое свежее блюдо.
— Как осуществляется доставка?
— Блюда доставляем в боксах. Например, в коробку может входить четыре лотка борща. В одном лотке – 430 грамм. Этого достаточно для одного мужчины или, например, женщины и ребенка. Смузи доставляем тоже в боксе – в шести блистерах, в которых легко приготовить смузи. Ну и Healthy Bowl – это полезный завтрак, включающий в себя зеленые фуды: один с гречкой, льном и семенами чиа, другой – с гранолой и спирулиной.
— Где все это изначально готовится?
— В Киеве на кухне FoodEx. Доставляем с 6 до 10 утра. Клиент выбирает часовой диапазон и в этот диапазон мы делаем доставку по Киеву и ближайшим к нему населенным пунктам. Уже при заказе от двух коробок iceFood – доставка бесплатная.
Что будет послезавтра
— Как изменится рынок после завершения карантина?
— Люди вернутся в рестораны, но онлайн-рынок доставки еды все равно продолжит расти. Если в 2014 году таким сервисам, как zakaz.ua, приходилось доказывать свою ценность, то сейчас – это уже понятный и комфортный многим способ покупки продуктов. Ready-to-cook и ready-to-eat станут тоже более востребованы. Еще вчера мы и представить себе не могли, что мир закроется на карантин. Кто знает, быть может в один прекрасный момент объявят Digital-карантин и отключат все соцсети. Бизнес должен понимать, как быстро переключиться на офлайн и наоборот. У FoodEx такая специфика, что мы продвигаемся через онлайн, но продукт у нас физический.
— Что украинцы заказывают больше всего в карантин?
— Мы предлагаем здоровое питание FoodEx, потому сейчас, как и ранее, большинство наших клиентов заказывают программы с целью снизить вес и лечебное питание. С начала карантина у нас появилось много новых десертов, в составе которых идут овощи. Что касается iceFood — замороженная, готовая к употреблению еда — мы сейчас объясняем ценность продукта и как он улучшит жизнь наших клиентов и верим, что наш новый продукт будет очень востребован и полезен украинцам.
— Выросли ли продажи за время карантина?
— Карантин особо не повлиял на продажи FoodEx. Те клиенты, которые заказывали наши программы здорового питания, продолжают это все также делать. Если рассматривать рост продаж от года к году, то это 15-20% прироста. А про продажи iceFood давайте поговорим через шесть месяцев.
— Чем государство могло бы сегодня помочь бизнесу?
— Друзья из Австрии рассказывают, что предприниматель у них платит лишь 10% от зарплаты сотрудникам, которые вынуждены сидеть дома на карантине, а 90% — компенсирует государство. Когда сравниваешь такую поддержку бизнеса с реалиями в нашей стране, начинаешь воспринимать это болезненно. Но мы понимаем, что для нашего правительства пандемия Covid-19 – такой же кризис и неопределенность, и они копируют решения других стран как могут, но финансовой возможности поддержать украинский бизнес также у них нет. Тем не менее, считаем, что нужно свои решения все равно обосновывать с учетом реалий Украины.
— Чему рынок может научить вся эта история с карантином?
— Первое: нужно постоянно контролировать, чтобы не было каких-то неоправданных излишков – раздутого штата или затрат на аренду помещений. Второе: быстрая адаптация к изменениям, которые приходят извне – держать руку на пульсе и быстро принимать решения, чтобы не упустить какие-то нюансы. У малого бизнеса должна быть подушка безопасности, и она должна рассчитываться на три-шесть месяцев, чтобы было время перестроиться, пересмотреть бизнес-процессы, сохранить команду и переформатироваться.
— Какие планы на развитие у FoodEx?
— Работаем над тем, чтобы FoodEx оставался №1 по доставке здорового сбалансированного питания. Сейчас фокус и большие усилия вкладываем в создание и развитие iceFood — доставка замороженной ready-to-eat еды, так как уверены в ее ценности и пользе для украинцев. Уже давно вынашиваем он-лайн формат BodyCleaning — программа, которая поможет создать здоровое тело с помощью мышления, питания и любви к спорту. Есть у нас уже наработки еще по одному новому направлении — FoodBanka. Это готовая еда в банке, которую будем продавать через смарт-холодильники и вендинг.
Карантин, конечно, внес свои коррективы в планы, но и добавил работоспособности и результативности. Если до карантина был спортзал, салоны красоты, путешествия, рестораны, марафоны – то, что требовало твоего времени, то сейчас все время и энергия сфокусированы на FoodEx и новых направлениях — iceFood, FoodBanka, BodyCleaning.
Читайте также —
Как во время пандемии развивается e-commerce в США, Китае и мире