
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Сергей Кравец, старший специалист венчурного фонда GR Capital о том, насколько велик рынок доставки еды, и как можно на нем заработать.
Скоро приготовление еды станет таким же атавизмом, как пошив одежды с нуля дома — такой вывод сделал инвестиционный банк UBS в отчете «Is the Kitchen Dead?», — пишет старший специалист венчурного фонда GR Capital Сергей Кравец в колонке для LIGA.net. Вторая часть предсказания из отчета: быстрый завтрак или чашка чая — вот вершины кулинарного искусства, которые по силам миллениалам. Вся остальная еда будет заказываться онлайн.
«Придет время и останется только чай»
Трудно сказать, поменяется ли рынок еды столь радикально, но уже заметны значительные изменения. Благосостояние горожан растет, а времени на покупку продуктов и готовку все меньше, поэтому доставка готовых блюд на дом становится популярной.
Мировой рынок доставки еды составляет около $100 млрд — это 1% от всего рынка еды или 4% от ресторанного рынка. 90% всех заказов доставки еды — напрямую из ресторана благодаря собственному курьеру заведения. Однако уже примерно половина заказов осуществляется онлайн (на сайте, через мобильные приложения). И по прогнозам доля онлайн-заказов будет расти.
Перспективы мирового рынка food delivery. Источник: McKinsey
В отчете UBS прогнозируется рост мирового рынка доставки еды на 20-30% ежегодно до $365 млрд к 2030 году. Рост объясняется тремя основными причинами:
Самый большой среди европейских стран рынок доставки еды в Великобритании — около $3,3 млрд (согласно данным Statista.com). В секторе онлайн-заказов лидируют сервисы:
Позиции разных игроков доставки еды на рынках стран Европы. Источник:Dealroom.co
На украинском рынке работают две компании, которые «кормят» всю страну: Eda.ua и «Экипаж-Сервис». Они агрегируют все блюда из ресторанов с доставкой — в мировом масштабе такая бизнес-модель устарела, но в Украине эта схема все еще увеличивает число заказов в ресторанах с собственной сетью доставки.
Недавно на украинский рынок вышел стартап Glovo (пока работает только в Киеве). В отличие от вышеупомянутых сервисов, Glovo осуществляет доставку самостоятельно, поэтому пользователь может сделать заказ не только в ресторан, где доставки нет, но и заказать доставку продуктов из супермаркета, лекарств из аптеки, или даже курьерскую доставку документов.
Можно выделить две категории бизнесов, которые работают в сфере food delivery: агрегаторы и сервисы, обеспечивающие логистику самостоятельно.
Для конечного клиента нет разницы в цене при заказе через агрегатор, а сервис получает комиссию от ресторана. Обычно комиссия сервиса составляет до 10% от суммы заказа.
Сервисы с собственной доставкой предоставляют пользователям более широкий выбор ресторанов и блюд: от фаст-фуда до премиальных ресторанов, которые традиционно не доставляют блюда на дом. Несмотря на более высокие затраты по обслуживанию транспорта и зарплаты водителей, комиссия составляет около 30% с заказа. Глобальные игроки этого сегмента, такие как Deliveroo, Glovo, UberEats и Foodora, продолжают захватывать новые регионы.
Сектор доставки еды очень привлекателен для инвесторов, но чтобы сделать успешную инвестицию, нужно изучить особенности каждого рынка и продумать стратегию инвестирования. На данный момент мы в GR Capital сделали две инвестиции в секторе food delivery, и стратегии этих сделок совершенно разные:
То есть одна компания работает на развитых рынках и с фокусом только на доставке еды, а вторая — на развивающихся рынках и с более широким предложением групп товаров, которые можно доставить.
Полтора года назад Deliveroo оценивали в $750 млн, а сейчас оценка — более $2 млрд.А Glovo последние месяцы развивается со средним темпом «один новый город в неделю».
Компании похожи, но они работают в разных географиях и предоставляют разный конечный продукт. Каждая перспективна в своем сегменте и сравнивать их было бы некорректно.
Рынок еды — один из древнейших секторов глобальной экономики. Он родился одним из первых и будет существовать всегда, ведь человек не может не есть.
Очевидно, что сейчас этот рынок переживает революцию — под влиянием интернета и распространения дешевых видов транспорта. Те компании, которые сумеют быстро адаптироваться к изменениям и найти новые бизнес-модели, будут делить между собой рынок завтра.
Источник: LIGA.net
Читайте также —