Головна > Новости > Дмитрий Деревицкий, Алло: Мой прогноз – сокращение рынка электроники до конца года на 50%
Дмитрий Деревицкий, Алло: Мой прогноз – сокращение рынка электроники до конца года на 50%

Дмитрий Деревицкий, Алло: Мой прогноз – сокращение рынка электроники до конца года на 50%

Глава группы компаний Алло рассказал как свести к минимуму ошибки при принятии быстрых решений на основе прогнозов будущих событий.

Читайте українською

Председатель совета директоров Алло Дмитрий Деревицкий в ходе онлайн-встречи, организованной Ассоциацией ритейлеров Украины, рассказал о главной роли топ-менеджера в кризисные времена, определении первоочередных задач, перспективах украинского ритейла и многом другом.

— Какую роль выполняет руководитель компании во время кризиса, должен ли он контролировать все?

— Роль лидера – постоянно смотреть вперед. Нынешний кризис, с которым столкнулись ритейлеры – очень динамичен. Динамика поступления новых вводных и новых данных вынуждает любого топ-менеджера действовать максимально быстро и принимать оперативные решения в зависимости от развития ситуации. Сейчас как никогда ранее важны быстрые решения, которые и можно назвать антикризисными, поскольку нет времени на итерации и каскадирование (дробление задач и делегирование ответственности – прим. ред.) по всем подразделениям компании.

— Какие самые главные решения должны приниматься?

— В первую очередь: какие направления работы усиливать, а какие – сворачивать или поддерживать в сокращенном виде. Иными словами – установить приоритеты.

Лидер должен взять на себя трудные функции, которых менеджеры обычно стараются избегать: мотивация персонала или его сокращение, реструктуризация задолженности, пересмотр отношений с партнерами и тому подобное. В этом смысле лидер в компании должен стать своего рода психологом для всего персонала.

— Расшифруйте, что это значит на практике?

— Объяснять сотрудникам, как будет дальше работать компания и настраивать персонал на продуктивную работу. Мы стали меньше проводить обсуждений в больших рабочих группах и больше принимать решений малыми группами. Чтобы тратить меньше времени на убеждение, тем более что у топов информации больше об общей ситуации в компании, чем у руководителей отдельных подразделений. Поэтому чаще говорим: что нужно делать. Например, на чем сконцентрировать основные усилия и какие затраты сократить.

— Как вы определяете, на что направить основные усилия?

— Если ориентироваться на прогнозы международных организаций и экспертов, можно выбрать сценарий на любой вкус: от ада до рая. Поэтому мы ежедневно собираем собственные данные и сравниваем их с зарубежной аналитикой, чтобы выбрать наиболее реалистичный сценарий. И сделать на него ставку. Потому что в отличие от аналитиков, мы рискуем своими деньгами.

Например, если предположить быстрое восстановление экономики, стоит планировать скорый цикл закупки товара, не сокращать персонал. Но если это окажется ошибкой, компания потеряет миллионы.

— Тогда возникает следующий вопрос: как максимально точно определить этот базовый сценарий?

— Для этого собираемся с ключевыми специалистами, наиболее компетентными в той или иной сфере. Выбираем самый реалистичный сценарий, и способы как к нему подготовиться.

— Например, передоговориться об аренде помещений с учетом новых условий работы?

— Нет, это уже не стратегические решения, а тактические приемы их реализации. Договоренности по аренде – это операционная деятельность. Если в сети сотни, а то и тысячи магазинов, ясно, что с кем-то мы не договоримся. В нашей компании – это, как правило, точки с наихудшими условиями аренды, и мы будем уходить оттуда. Например, в Одессе уйдем из ТРЦ, владельцы которого не готовы уступить ни в чем. Но в 95% случаев нам удается договориться.

— Насколько эффективна такая тактика ухода от несговорчивых арендодателей?

— Думаю, что это в любом случае более правильная тактика, чем молчаливо терпеть убытки. Ведь в данной ситуации трудно всем. Если бы и другие ритейлеры поступали подобным образом, это был бы хороший месседж владельцам помещений, которые не хотят соответствовать изменившимся рыночным условиям.

— В то же время бытует мнение, что ритейлеры, работающие в карантин, получают сверхприбыли. Как вы коммуницируете с обществом, изменился ли ваш подход к PR-активности?

— Мы разделяем пиар на внешний и внутренний. К счастью, государство отнесло средства мобильной связи к товарам первой необходимости наравне с продуктами питания и лекарствами. Поэтому первый наш месседж обществу был как раз о том, что мы работаем в штатном режиме. Так как телеком – это основная часть нашего бизнеса.

Кроме того, учитывая изменившийся способ потребления товаров и услуг в карантин мы поддержали своих клиентов бесплатной доставкой на целый ряд товаров. Плюс мы взяли на себя оплату комиссий за пополнение мобильных.

Отдельно готовим сообщения о нашей социальной ответственности, которая выражается в помощи больницам необходимыми медизделиями и оборудованием.

— А как вы мотивируете персонал?

— В первую очередь мы работаем на снятие внутреннего напряжения и беспокойства в коллективе. Объясняем работникам реальное положение дел в компании. Дополнительно объявили о том, что в случае заболевания COVID-19 каждому сотруднику дополнительно к выплатам по больничному из бюджета компании будет выделено 10 000 грн.

Вся информация доступна через «корпоративный Фейсбук» Workplace, где нет иерархии, и любой сотрудник может задать вопрос гендиректору и главное – получить на него ответ.

— Когда, по-вашему мнению, закончится карантин и как он изменит рынок ритейла?

— Вопреки надеждам многих, я считаю, что рынок начнет восстановление не ранее, чем через 1,5 года. То есть, когда переболеет две трети населения или появится вакцина. Еще примерно год понадобится, чтобы рынок вырос до уровня 2019-го. Таким образом, от сегодняшнего момента понадобится 2,5 года чтобы продажи достигли уровня докризисного 2019 года

— На чем основан ваш пессимистический прогноз?

— Окончание карантина не принесет облегчения, так как масса людей обнаружит, что их рабочих мест больше не существует. Это сотрудники авиакомпаний, турагентств, кинотеатров, клубов, баров и прочих компаний из сферы обслуживания. В Европе уже говорят о продлении ограничений на посещение стран до сентября. А это значит, что не будет туризма и всего, что с ним связано. Зато будет череда сокращений и увольнений. Что неминуемо скажется на экономических показателях. Например, банки уже сейчас ограничили потребительское кредитование, учитывая риски будущей безработицы и сокращения доходов населения.

Дополнительно осенью может случиться вторая волна заболевания, как это бывает с сезонным гриппом. Поэтому мой прогноз – сокращение рынка до конца 2020 года на 50% относительно середины марта, когда был введен карантин. Речь идет об электронике и прочей непродовольственной рознице.

— Как это повлияет на рынок коммерческой недвижимости?

— Прежде всего должны упасть ставки аренды помещений: по моим оценкам, примерно на 60%. До уровня спроса, который будет существовать на рынке.

— Какие товары сейчас пользуются наибольшим спросом у покупателей?

— Помимо игровых приставок и пылесосов выросли продажи ноутбуков, а также очень заметно увеличились продажи индивидуального электротранспорта. Люди покупают его для загородного досуга и передвижения по городу.

— У вас на маркетплейсе появился новый сегмент товаров, в частности, алкоголь. Каковы первые результаты онлайн-торговли?

— Во время запуска подобных проектов «с нуля» первые цифры в процентах выглядят впечатляющие на презентационных слайдах. Но в абсолютных цифрах объем их пока невелик, хотя есть постоянный рост.

— Насколько сильно изменилось поведения потребителей?

— Они стали больше заказывать онлайн и дистанционно оплачивать свои покупки. Но самое главное – меняется паттерн потребительского поведения в сторону так называемого разумного потребления. Хотя я уверен, что маркетологи придумают более благозвучное название этому явлению. Речь идет, например, о том, чтобы поменять батарею в ноутбуке и пользоваться им еще несколько лет вместо покупки нового устройства. И так будет во всем.

— Как этим лучше всего воспользоваться?

— Как я уже говорил выше, мы разделили свои стратегические планы, сокращая инвестиции в развитие офлайн-магазинов и перераспределяем ресурсы на онлайн-направления. Например, запустили пилотный проект по переквалификации продавцов в курьеров. Но при увеличении числа онлайн-покупок падает размер среднего чека. Однако в целом перспективы этого направления очень хорошие.

— Как скоро, по-вашему, надо отменять жесткие ограничения на работу предприятий в Украине?

— Нужно понимать, что в определенный момент риски от неработающих предприятий, безработицы и низких доходов населения перевесят опасности смягчения карантина. Потому необходимо соблюсти баланс между необходимыми мерами безопасности и постепенной отменой запрета на работу предприятий, причем не только ритейла.

Читайте также —

“Алло, мы работаем!”: Сеть магазинов Алло сообщает о работе своих магазинов во время карантина

Про автора